Консультация для родителей на тему: "Готовность ребенка к школе"
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей будущих первоклассников
На что важно обратить внимание родителям при подготовке ребенка к школе?
Какие важные навыки должны быть сформированы, чтобы адаптация прошла наиболее успешна?
На эти и другие важные вопросы даются ответы в данной консультации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_k_shkole.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему: «Готовность ребенка к школе».
Какими же навыками должен на самом деле обладать будущий первоклассник?
Для успешного обучения в 1-м классе очень важно то, какими знаниями об окружающем мире владеет ребенок, как умеет общаться с людьми и справляться со своими эмоциями. Гораздо важнее психологическая готовность ребенка к школе и умение завязывать шнурки, а не умение выполнять фонетический разбор слова и чтения на скорость. И помочь ему в этом могут сами родители — без специальных подготовительных курсов.
Так какими же навыками должен на самом деле обладать будущий первоклассник?
1. Представления ребенка об окружающем мире — вот что поможет на первых уроках почувствовать себя успешным. Важно знать времена года (возможно, и месяцы), их основные признаки, дни недели, их очередность. Фамилию, имя (свое и родителей), домашний адрес, хотя бы один номер телефона близкого человека наизусть — обязательно!
2. Очень важно, чтобы ребенок умел ориентироваться в пространстве: право — лево, верх — низ. Поиграйте с ним в игру «Найди клад». Спрячьте, например, игрушку и координируйте его действия: пять шагов влево, три шага вправо, один шаг вперед, два шага назад. Двигательная память поможет ребенку запомнить быстрее. Составляйте игровые маршруты на бумаге — хорошо помогают графические диктанты на листе в клетку, когда в итоге получается какой-то рисунок. При регулярном повторении ребенок быстро научится ориентироваться в пространстве.
3. Очень хорошо, если ребенок умеет группировать предметы по понятиям: стул, стол, шкаф — мебель; ложка, тарелка, вилка, стакан — посуда; юбка, брюки, футболка — одежда. Используйте термины в быту: это расширит словарный запас ребенка, научит его быстро объединять предметы в группы.
4. Очень важно, чтобы ребёнок был самостоятельным: умел одеваться и раздеваться, аккуратно складывать одежду, завязывать шнурки. Это значительно облегчит ему жизнь, снизит количество стрессовых ситуаций, когда нужно быстро переодеться на физкультуру или прогулку. Чем самостоятельнее будет ученик, тем легче пройдет адаптация в 1-м классе.
Уже в школе в идеале ребенок сам должен собирать портфель: сориентироваться в предметах и учебниках ему вполне по силам. Родителям достаточно уточнить у первоклассника, приготовил ли он на завтра математику, русский язык и чтение. Не проверяйте портфель при ребенке, доверяйте ему. Лучше сделать это так, чтобы он не знал: это значительно повысит его самооценку и внутренний уровень самоконтроля. Не все получится с первого раза, но это нормально, не переживайте.
5. Крайне важно, чтобы будущий первоклассник умел вежливо общаться с окружающими, соблюдал субординацию, умел делиться вещами, договариваться с друзьями, смог выйти из конфликта или избежать его. Некоторым ребятам стресс от ссоры с одноклассником может испортить весь день. Всем этим навыкам можно и нужно учиться в семье в дошкольном возрасте.
6. Прекрасно, если ребенок умеет аккуратно раскрашивать картинки, не выходя за границы, «без дырочек». В будущем это поможет соблюдать границы строки, высоту и ширину букв. Не обязательно заранее учить его писать буквы! Лучше купить побольше раскрасок и цветных карандашей (не фломастеров!) Это поможет натренировать руку, а буквы правильно и красиво его научат писать в школе. Можно упражняться в горизонтальной, вертикальной, косой штриховке. Очень важно следить за правильным положением карандаша в руке: он должен лежать на среднем пальце, а его кончик смотреть на правое плечо (у правшей), а не в сторону или вверх. Мелкую моторику развивают лепка, пазлы, лего. Очень часто дети не умеют вырезать ножницами. Пусть ребенок вырезает картинки из журналов, тренирует руку и глазомер.
7. Хорошо бы научиться считать до 10–20 и обратно. Можно считать дома вилки, чашки, игрушки. Состав числа, как правило, знают не все дети, но учатся этому в школе достаточно быстро ( например: 6 — это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3). Состав чисел в пределах 10 нужно просто запомнить, это позволит быстро решать примеры. Сложение и вычитание на пальцах можно заменить линейкой. Обычно этому тоже учат в школе.
8. Большинство детей приходят в школу читающими. Но скорость чтения — это не самое главное. Важно, чтобы ребенок читал правильно, не заменял буквы, не читал по догадке (начало слова правильно, а конец придумал), понимал прочитанное. Скорость нарабатывается достаточно быстро, а невнимательное автоматизированное чтение исправлять сложно. Ребёнок читает только слоги? Ничего страшного, в определенный момент слоги сольются в слова. Ежедневная кропотливая работа непременно даст свои плоды. Купите книгу, в которой слова разделены на слоги, пусть ребенок сам её выберет.
А ещё создавайте положительное восприятие книги и чтения: читайте сами, подавайте ребенку пример!
Сложно полюбить книги, если вокруг никто не читает. Хорошо, если ребенок умеет определять количество звуков в слове и произносить их по отдельности. Это должны уметь даже нечитающие дети. Начните с односложных слов («кот», «дом», «сын»), переходя к более сложным («мама», «дочка»). Это умение облегчит выполнение звукового анализа слов в начале 1-го класса.
9. Было бы неплохо сходить на консультацию к логопеду. Важно, чтобы ребенок не только правильно произносил звуки, но и не нарушал лексико-грамматическую структуру предложений. Специалист сможет это определить и даст рекомендации по устранению. В ежедневном общении вы можете помочь ребенку красиво выражать свои мысли, правильно строить фразу, отвечать на вопросы полными ответами, не начинать ответ с «потому что» и «ну». Подавайте ребенку правильный пример.
10. Играть, играть и еще раз играть! Подготовка к школе, кружки после детского сада, репетиторы отнимают у ребенка детство. Не мешайте детям играть. Но не в компьютерные игры, а в обычные куклы, машинки, настольные игры, лего. Наигравшимся детям легче учиться, контролировать свое поведение, у них выше саморегуляция, они понимают, что урок — для учебы, а перемена — для отдыха.
11. Необходимо научить ребенка справляться с эмоциями. Сосчитать до 10, глубоко вдохнуть и выдохнуть несколько раз поможет успокоиться и справиться со стрессом.
12. Очень важно создавать позитивный образ школы: на уроках будет интересно, учительница будет веселой, узнаешь много нового, появятся новые друзья, научишься красиво писать и быстро читать.
Все дети разные, кто-то созревает быстрее, кто-то — чуть медленнее, но это не значит, что ребенок не соответствует каким-то стандартам или не справится с учебой. Не стоит волноваться заранее: дети это чувствуют и подсознательно тоже начинают переживать. Гораздо важнее психологическая готовность, а остальному научат в школе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: "Готовность дошкольника к школе"
Консультация для родителей по теме: "Готовность дошкольника к школе"...
Консультация для родителей на тему: "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"
Консультация для родителей на тему: "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"Консультация для родителей на тему: "Готовность к школе: Что мы не понимаем?"...
Консультация для родителей на тему : «Готовность к обучению в школе»
Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную, мотивационную) готовность к об...
Консультация для родителей На тему: « Готовность детей к школе» (подготовительная группа)
Каждую заботливую маму волнует вопрос о том, готов ли её ребёнок пойти в школу и быть успешным учеником. Как в этом разобраться?...
Консультация для родителей на тему: «Готовность ребенка к школе»
Приблизительно за год до поступления ребенка в школу многие родители будущих первоклассников начинают испытывать значительное беспокойство, и даже страх. Они заранее предвкушают, что первый год значит...
Консультация для родителей на тему «Готовность ребенка к школе»
Когда говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Нельзя не признать, что обучени...
Консультация для родителей на тему: «Готовность ребенка к школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....