Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей
консультация
Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление со стилями общения с ребенком в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_adekvatnogo_vospriyatiya_roditelyami_sobstvennyh_detey.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей
Семья – самая величайшая ценность, созданная человечеством за период своего существования. Семья – это место рождения и основная среда, в которой ребенок растет и развивается. Близкие люди образуют для ребенка центр формирования личности маленького человека, через семью происходит воспитание детского характера, воли и общественного сознания. Обеспечить счастливое детство для своих детей – основная цель родителей в период взросления, для реализации, которой, используются различные средства.
Анализируя опыт работ семейных психологов и специалистов в области семейных отношений, можно определить два направления родительского воспитания, нарушения в которых приводит к серьезным изменениям в поведении и личности ребенка. Эти направления отображаются в форме контроля поведения ребенка и характера эмоционального отношения родителей к ребенку. То, как родители воспринимают своего ребенка, какова степень адекватности этого восприятия, а, следовательно, и последующего отношения к ребенку во многом определяет становление ребенка как личности.
Родительское отношение определяется как совокупность следующих компонентов: эмоциональное отношение к ребенку, стиль общения с ребенком и особенности понимания ребенка.
Оптимальное, благоприятное для ребенка родительское отношение должно соответствовать следующим требованиям:
- Оно должно быть адекватным, т.е. основываться на реалистичной оценке развития ребенка, умении видеть и принимать его индивидуальные особенности.
- Отношение должно быть гибким, что позволить сформировать готовность изменить стиль общения, способы воздействия на ребенка по мере его развития и изменений условий жизни семьи. Закрытая статичная позиция родителя формирует барьеры общения, кризисы в отношениях, педагогическую запущенность.
- Отношение должно быть ориентировано не только на актуальную ситуацию, но и на будущее ребенка. Это проявляется в инициативе взрослого, предлагающего ребенку новые способы построения взаимоотношений с учетом меняющихся потребностей ребенка.
Существует тесная связь между родителями и ребенком дошкольного возраста, особенно с мамой, поэтому взрослым необходимо найти и выстроить правильную тактику поведения. Все близкие взрослые выступают ведущими в непростом процессе воспитания личности и формировании его эмоциональной стороны.
Проблемой неправильных отношений детей дошкольного возраста с родителями служит несоответствие представлений взрослых о будущем своего ребенка и той действительности, которая существуют на самом деле. От этого происходит некое эмоциональное неприятие и холодность родителей. Взрослые пытаются подвести поведение малыша под какие-то шаблоны и встречают сопротивление.
Неправильный выбор тактики воспитания в период дошкольного детства приводит к напряженным и неправильным отношениям с детьми. Слишком строгие родители, которые контролируют все, что происходит с ребенком, не давая ему возможности права выбора и свободы, или, напротив, попустительское отношение к вопросам воспитания.
Существует несколько типов воспитания в семье, определяющие формирование адекватного восприятия своего ребенка.
- Авторитарный (бескомпромиссный) стиль. В семье не приветствуется самовыражение, инициатива и проявление самостоятельности, существует подавление, наказание, подчинение, правила выстроены на чувстве страха. В таких семьях у родителей формируются завышенные требования к своему ребенку – «он должен»!
- Равнодушное отношение, попустительский стиль. Родители, наоборот, не обращают должного внимания на развитие, на поведение, на эмоциональную сторону своего ребенка. Родительское воспитание непоследовательно и может сопровождаться всплесками гнева с применением физических наказаний. У родителей сформированы завышенные требования к ребенку, но реализация этих требований носит фрагментарный характер – «он должен, а я в стороне побуду»!
- Демократический или авторитетный стиль. Самый эффективный способ воспитания ребенка. Родители ставят на первое место такое понятие как счастье ребенка, его эмоциональное благополучие. Это и есть формирование четких положительных установок. Основа взаимоотношения в семье – любовь и дружба. Формирующаяся установка у родителей – «у тебя все получится, я тебе в этом помогу и всегда буду рядом»!
Важно помнить, что семья формирует психологически здоровую личность ребенка, и во многом определяет его будущее. Поэтому важно помнить такие аспекты семейного воспитания:
- любовь и дружелюбное отношение к ребенку;
- постоянство и стабильность родителей (одинаковые требования);
- уважение к личности детей;
- динамичность поведения взрослых, в зависимости от ситуации.
Как это сделать:
- проявлять любовь открыто;
- дружить – уважать личное пространство ребенка, тактично относиться к его мнению;
- ценить – по заслугам оценивать достижения, не лицемерить, а высказывать справедливое мнение – но помнить, что ребенок только учится, и хвалить его за все намерения, желания, стремления. Не сравнивать с другими!!! Сравнение с другими приводит к понижению самооценки и нежеланию что-либо делать. Сравнивать только с самим собой!
- наказывать только на основании справедливости и уважения, недопустимо физическое наказание и унижение личных качеств ребенка.
Правильно выстраивать отношения с детьми, тем самым формировать адекватное восприятие своего ребенка, необходимо с самого раннего возраста. Если время было упущено, будет крайне тяжело заслужить по6нимание и уважение ребенка к себе. Ребенок всю последующую жизнь будет опираться на опыт и знания взаимоотношений, полученных в дошкольном детстве, и это во многом определит его дальнейшую жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Семь ключей к познанию себя. Формирование адекватного образа-«Я» у детей с нарушениями зрения посредством образно-пластической деятельности»
Данная работа посвящена проблеме формирования адекватного образа - «Я» у ребенка с нарушением зрения через образно-пластическую деятельность (тезисы авторской программы)....
Образно-пластическая деятельность как способ формирования адекватного Образа – «Я» у детей-дошкольников с нарушениями зрения.
Программа деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога по формированию у детей способностей к полноценному пластическому проявлению индивидуальности, позитивному отреагированию эмоций, формиро...
Семинар-практикум с элементами тренинга «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»
В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни сли...
Семинар - практикум с элементами тренинга психолога для родителей: «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»
Цель:- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;- формирование ответственного отношения роди...
Формирование эстетического восприятия мира у детей в старшей группе
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках....
Семинар - практикум с элементами тренинга психолога для родителей: «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»
Цель:- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;- формирование ответственного отношения роди...
Семинар - практикум с элементами тренинга для родителей: «Формирование адекватного восприятия родителями собственных детей»
Цель:- повышение родительской компетентности в понимании воспитания детей дошкольного возраста, ознакомление присутствующих со стилями общения в семье;- формирование ответственного отношения роди...