Консультация для родителей" Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Знобищева Ольга Михайловна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_logicheskogo_myshleniya.pptx1.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Слайд 2

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и многое другое. Овладев основными логическими операциями, ребенок успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У детей высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Благодаря играм-головоломкам, ребёнок получает возможность включиться в деятельность, в ходе которой могла бы проявиться его активность в рамках нестандартной, неоднозначной ситуации, когда необходимо обнаружить скрытые, «закодированные» пути решения поставленных задач. Актуальность

Слайд 3

Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество . На занятиях по развитию логического мышления дети играют в игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаются задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления.

Слайд 4

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовятся к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым абстрактно-логическим мышлением сложно будет усвоить новые знания. Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов.

Слайд 5

Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. Суждение как форма существования элементарной мысли является исход­ной для двух других логических форм мышления – понятия и умозаключения Понятие – это мысль, в которой отражаются наиболее об­щие, существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности Умозаключение – это форма мышления, которая представляет собой такую последовательность суждений, где в результате установления отношений между ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих. Умозаключение является наиболее развитой формой мысли, структурным компонентом которой выступает опять-таки суждение Формы мышления

Слайд 6

Первый вид включает традиционное или конвергентное мышление. Оно представляет собой совокупность критериев, обязательных к пониманию каждым малышом. То есть, каждый ребенок дошкольного возраста должен подробно и точно отвечать на поставленный вопрос, должен уметь выполнить заданную работу аккуратно, без грязи и помарок в быстром темпе и так далее. По-другому еще можно сказать, что данный тип мышления ориентирован на реальную учебную практику с заранее уготовленными верными решениями, что не всегда подтверждается в реальной жизни с ее многозначными трактовками; Мышление детей старшего дошкольного возраста делится на два вида : конвергентное и дивергентное

Слайд 7

Второй вид мышления детей старшего дошкольного возраста включает творческое или дивергентное мышление. Оно характеризуется снятием ограничений в концепции мышления, предоставлением большой свободы в решении сложившихся проблем, преодолений мыслительных стереотипов и сложившихся шаблонов.

Слайд 8

Все взрослые хорошо помнят Алису из сказочной страны, в которую она случайно провалилась. Чтобы не оставаться на месте ей требовалось постоянное продвижение вперед с двойным ускорением. Точно так же и в реальной жизни каждого ребенка, мышление детей старшего дошкольного возраста и творческий дар не может терпеть самоудовлетворенности и застоя. Они существуют и развиваются только в динамике. Как говориться: «Без воображения, нет соображения». Творческие способности в мышлении ребенка являются даром природы. Но глубоко ошибаются те родители, которые придерживаются позиции: «Талант всегда пробьется». Многие специалисты и психологи в наше время опровергают такой подход. Они утверждают, что одаренность может существовать только в постоянном развитии и движении. Мышление вашего малыша с творческим даром можно сравнить с садом, который требует неустанного ухода и возделывания.

Слайд 9

Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем. Игры, способствующие развитию конвергентного мышления

Слайд 10

Задание «Дорисуй недостающую фигуру » Конвергентные задачи

Слайд 11

– На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре) – На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три) – Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного) – Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной) Загадки – шутки

Слайд 12

Задание «Заполни квадрат »

Слайд 13

Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику. У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5) Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша). Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки) Логические задачи

Слайд 14

Слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример Найди соответствие примерам

Слайд 15

«Сложи квадрат» - игры по методике Никитина Б.П.

Слайд 16

Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов. Сосчитай фигуры

Слайд 17

«Найди пару» Школа - обучение, больница - … лечение Птица - гнездо, человек - … дом Композитор - музыка, художник … картины День - солнце, ночь … луна Снег - лыжи, лед - …коньки Кошка - котенок, овца - … ягненок Птица - крылья, рыба - …плавники Опера - пение, балет - … танец Саша - Александр, Коля - … Николай и пр. Задачи

Слайд 18

Разгадывание ребусов

Слайд 19

Круглой формы голова, Той же формы буква…( не А, а О) Вышел зайчик погулять, Лап у зайца ровно …(не пять, а четыре) Ты на птичку посмотри; Ног у птички ровно… ( не три, а две) Говорил учитель Ире, Что два больше чем… ( не четыре, а один) На базар идут старушки Покупать себе …( не игрушки, а продукты) Загадки с подвохом с ответами

Слайд 20

Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Игры, способствующие развитию дивергентного мышления

Слайд 21

1. Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата . Дивергентные задачи на развитие пространственного мышления – преобразование фигур.

Слайд 22

« Волшебный круг»

Слайд 23

АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него? Вербальные дивергентные задачи.

Слайд 24

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых занятий"

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста "

 Многие родители считают, что главное при подготовке к школе – это познакомить ребёнка с цифрами и буквами. Однако,  для успешного  обучения детей  по современным прог...