Картотека дидактических игр по познавательному развитию "Одежда, обувь, головные уборы".
картотека (младшая группа)
Уважаемые родители. С картотекой игр по познавательному развитию "Одежда, обувь, головные уборы", Вы сможете интересно провести время со своими детьми и закрепить обобщающие понятия - одежда, обувь, головные уборы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odezhda.docx | 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
- Д/и «Много-один»
Цель: образование существительных в единственном числе.
Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.
- Д/и «Скажи наоборот»
Цель: образование антонимов
длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,
зимняя одежда -…летняя одежда, чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – … узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – … черный пиджак. и т. д.
Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, снимать – надевать,
Толстый – тонкий, вешать – снимать, Сухая – сырая,
Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, чистить – пачкать, Длинный-короткий, шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, найти – потерять,
Покупать – продавать, Старый – новый, намочить – высушить,
Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.
- Д/и «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани …
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…
- Д/и «Всё наоборот»
Цель: образование глаголов мужского и женского рода и согласование их с существительным
Катя разделась, а Дима…оделся,
Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,
Катя обулась, а Дима…
Катя надела свитер, а Дима…
Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.
- Д/и «Что из чего?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа (какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
- Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.
- Шуба из меха (какая?) – меховая.
- Д/и «Подбери слова»
Цель: образование существительных Винительного падежа
- что вяжут?.. шапку, варежки…
- что шьют?.. платье, пальто…
- что надевают?.. куртку, юбку…
- что обувают?. сапоги, валенки…
- что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.
- Д/и «Жадина» («Мой, моя, моё»)
Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.
Ход игры: расклажить на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто
(можно усложнить: моя юбочка, мои юбочки)
- Д/и «Сравнилки»
Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы
Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду, …
- Д/и «Для чего это нужно?»
Цель: развитие связной речи
Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).
- Д/и «Добавь словечко»
Цель: образование существительных творительного падежа
Пуговицу пришиваем чем? (иглой).
Одежду гладим чем? (утюгом).
Ткань разрезаем чем? (ножницами)
Блузку стираем чем? (мылом).
Обувь чистим чем? (щеткой)
Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.
- Д/и «Подберите слова»
Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)
Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;
Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…
Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое
Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …
Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …
Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …
- Д/и «Разложи по полочкам»
Цель: упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Показать картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам. Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.
- Д/и «Что лишнее?»
Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.
- Юбка, брюки, сапоги, кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.
- Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.
- Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»
Цель: развитие связной речи
Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».
Что будет, если летом носить меховую шапку?
Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?
Что будет, если в дождь обуться в тапочки?
Что будет, если в жару не надеть панамы?
Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?
Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?
- Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку»
Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
- Д/и «Чей? Чья? Чьё?»
Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные
Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье?
Это Юлино платье и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы.Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда...
Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.
Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....
Картотека предметных картинок: одежда, обувь, головные уборы.
26 карточек предметов одежды, обуви, головных уборов....
Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и п...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию «Одежда. Обувь. Головные уборы» для детей старшей группы
Цели и задачи: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь»; уточнить словарь по теме, расширить и активизировать его, познакомить с назначением одежды, головных уборов и обуви; ...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевые дидактические игры по лексической теме "Обувь. Головные уборы"
Представленные дидактические игры могут использоваться как для подгрупповой, так и для индивидуальной работы педагога с детьми по речевому развитию....