Речевое дыхание. Игры и упражнения.
план-конспект занятия
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1) формирование навыков правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
6) закрепление лексических тем и грамматических категорий;
7) стимуляция интереса к занятиям.
Чтобы объяснить ребенку, как правильно дышать, предложите ему сделать несколько упражнений. Большинство игр проходят незаметно как бы между делом, непринужденно и увлекательно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
recheoe_dyhanie.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое дыхание. Игры и упражнения.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.
Задачами работы по развитию речевого дыхания являются:
1) формирование навыков правильного речевого дыхания;
2) укрепление мышц лица и грудной клетки;
3) профилактика болезней верхних дыхательных путей и нервной системы;
4) повышение умственной работоспособности детей;
5) нормализация звукопроизношения и просодических компонентов речи;
6) закрепление лексических тем и грамматических категорий;
7) стимуляция интереса к занятиям.
Чтобы объяснить ребенку, как правильно дышать, предложите ему сделать несколько упражнений. Большинство игр проходят незаметно как бы между делом, непринужденно и увлекательно.
Правила и советы
-упражнения по 3-5 минут (в зависимости от возраста), так как могут вызвать головокружение;
-помещение, где проводятся игры должно быть хорошо проветриваемым, а лучше вообще на свежем воздухе;
-упражнения и игры нужно проводить до приема пищи или через 2 часа после;
-контролируйте правильность дыхание, от этого зависит результат;
-занятия должны проходить регулярно;
-игры и упражнения должны соответствовать возрасту.
Игры и упражнения
Большинство игр проходят незаметно как бы между делом, непринужденно и увлекательно.
1. "Задуй свечу"
Пусть ребенок представит, что у него в руках свеча. Сделает глубокий вдох и задует свечу. А затем представит, что в руке не одна, а три свечи, и задует их по очереди, выдыхая воздух порциями.
2. "Свисток"
Дуем в свисток или дудочку. Но главное правильно — диафрагменным дыханием.
3."Надуваем шарик"
Так же во время упражнения следим за правильным дыханием.
4."Катаем карандаш"
Вдыхаем носом и выдыхаем через рот. Пробуем воздухом прокатить карандаш по столу.
5."Вьюга"
Дуем на бумажки (порванные на мелкие кусочки), вату, пушинки и д.т. Представляем, что ветер поднимает снег.
6."Кораблики"
Наливаем таз с водой (можно играть в ванне, в бассейне и т.д.) делаем из бумаги кораблик (можно использовать любые легкие предметы). И устраиваем соревнования, дуем на кораблик, тем самым ускоряя его ход.
7. "Воздушный футбол"
Мячиком может служить кусочек скомканной ваты или салфетки. Лучше всего играть в крышке коробке. Стараемся попасть в ворота соперника, дуя на мячик с помощью коктейльных трубочек.
8. "Звукоподражание"
Предложите малышу изобразить различные звуки. Например: как воет волк - «ууу-ууу»; капает дождь - «кап-кап-кап» и т. д.
А лучше, чтобы звукоподражание сопровождалось движениями. Например, дровосек - стать прямо,ноги на ширине плеч, на вдохе руки соединить у замок и поднять вверх, представляя в них топор. На выдохе опускаемся вниз "рубим дерево", так примерно 5 повторений; изображаем водителя и произносим звук «р-р-р-р» (имитируем звук двигателя), и т.д.
9. "Бульки"
Понадобятся 2 пластиковых стаканчика и коктейльная трубочка. Один стакан наливаем почти полностью и дуем в него слабо. В другой стакан наливаем воды совсем чуть-чуть и дуем в него сильно. Главное, чтобы вода не пролилась из обоих стаканов.
10. "Мыльные пузыри"
Пробуем надувать мыльные пузыри из различных рамок.
11. "Цветной дождик"
Закрепляем на нитку разноцветные ленточки. Подвешиваем горизонтально на расстоянии примерно 10см от ребенка. Предлагаем подуть на них, затем усложняем задания, предлагаем подуть на одну из ленточек.
Похожая игра "Снежинки", на нитку подвязываются снежинки, дети должны дуть на них.
12. "Учим короткие стихотворения"
Самый лучший вариант, это стихотворения А.Барто. Задача взрослого следить за правильностью вдохов и выдохов.
13. "Скороговорки"
Произношение скороговорок помогают ребенку рационально использовать воздух на выдохе.
14. Пение
Пусть ребенок попевает различные слоги с различным тембром, высотой, интонацией. Это будет не только полезно, но и очень весело.
15. "Дед или бабка"
Во время прогулки дуем на одуванчики. Поиграйте в игру "Дед или бабка", если одуванчик остается пустой - это дед, если остается хотя бы одна пушинка - это бабка.
Главное следить, что бы воздух выходил весь, а не порционно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Речевое дыхание". Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....
"Речевое дыхание".Мастер- класс (упражнения и игры как фактор успешного речевого развития дошкольников)
Речь и дыхание непрерывно взаимосвязаны между собой. Речевое дыхание – это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов, фраз....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
Развитие речевого дыхания, игры и упражнения
Статья по теме: "Развитие речевого дыхания, игры и упражнения". Картотека игр и упражнений для формирования плавного ротового выдоха....
«Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи»
Консультация для родителей....
Буклет. Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания....