Родительское собрание "Возрастные особенности детей 4-5 лет"
консультация (средняя группа)

Неботова Светлана Витальевна

Собрание посвящено развитию возрастных особенностей детей среднего возраста. Даны советы родителям по речевому развитию детей; профилактике детского травматизма.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития детей 4-5 лет

Слайд 2

Физические особенности развития Улучшается координация, развиваются ловкость, движения становятся все более уверенными; активно развивается крупная и мелкая моторика. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Слайд 3

активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Обязательно следите за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть) .

Слайд 4

Очень хорошо развиты органы зрения. Однако легко может развиться близорукость. При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портится. Следите за тем, чтоб ребенок читал и рисовал при хорошем освещении.

Слайд 5

У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, очень чувствительна к шуму. Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума , наступает стойкое снижение слуха и утомление. Необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Слайд 6

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться. Но ему ещё трудно, и он ещё учится: - чистить зубы - расчёсывать волосы - полоскать горло И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения. Навыки здорового образа жизни

Слайд 7

Психическое развитие развиваются психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение; дети способны запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого; повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности; продолжает развиваться воображение; к концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

Слайд 8

Развитие речи активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше; ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого; понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения; развивается связная речь.

Слайд 9

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Обращайтесь к своему ребёнку не в форме приказания, а в форме просьбы и употребляйте слово «пожалуйста», благодарите его.

Слайд 10

Творческие способности средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку; ему нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией, усложняется конструирование; ребенок начинает вырезать ножницами; совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Слайд 11

Идёт бурный расцвет фантазии, воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, хотя ничего подобного не было. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи. Подобные фантазии не являются ложью , правильнее называть их выдумками. Источником таких фантазий могут быть яркие сны, стремление поднять свой авторитет среди сверстников или стремление справиться с какими-то страхами. Общение ребенка и взрослого

Слайд 12

Наблюдается высокий познавательный интерес. Дети пяти лет очень активно воспринимают всё, что их окружает, очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически.

Слайд 13

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Слайд 14

Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам.

Слайд 15

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

Слайд 16

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет

Слайд 17

- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать. - Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду. - соблюдению правил культурного поведения в общественных местах. - У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду. - Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного. - Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке. Правило: «Каждой вещи – своё место».



Предварительный просмотр:

Презентация «Возрастные особенности детей 4 – 5 лет».

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом развитии.

2 слайд.  Физические особенности развития 

Улучшается координация, развиваются ловкость, движения   становятся все более уверенными; активно развивается крупная и мелкая моторика. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса.                                                 Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

Движения детей становятся увереннее и разнообразнее. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие.

3 слайд. Активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Обязательно следите за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

4 слайд.  Очень хорошо развиты органы зрения. Однако легко может развиться  близорукость. При рассматривании иллюстраций за плохо освещенным столом, при работе с различными мелкими предметами ребенок напрягает зрение. Мышцы глаза при этом меняют форму хрусталика. Зрение портится.

Следите за тем, чтоб ребенок читал и рисовал при хорошем освещении.

5 слайд. У ребенка 4—5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, очень чувствительна к шуму.
Если жизнь детей постоянно протекает на фоне шума , наступает стойкое снижение слуха и утомление.
Необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

6 слайд. Навыки здорового образа жизни

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела.
Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.
Но ему ещё трудно, и он ещё учится:
- чистить зубы
- расчёсывать волосы
- полоскать горло.

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

  1. слайд. Психическое развитие

развиваются психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение;

дети способны запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого;

повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности;

продолжает развиваться воображение;

к концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.

8  слайд. Развитие речи

активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше;

ребенок уже способен  охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого;

понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения;

развивается связная речь.

 9 слайд. Развитие речи

В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Обращайтесь к своему ребёнку не в форме приказания, а в форме  просьбы и употребляйте слово «пожалуйста», благодарите его.

10 слайд. Творческие способности

средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку;

ему нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией, усложняется конструирование;

ребенок начинает вырезать ножницами;

совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

11 слайд. Общение ребенка и взрослого

Идёт бурный расцвет фантазии, воображения.
Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, хотя ничего подобного не было. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

Подобные фантазии не являются ложью, правильнее называть их выдумками. Источником таких фантазий могут быть яркие сны, стремление поднять свой авторитет среди сверстников или стремление справиться  с какими-то страхами.

  1. слайд. Познавательное развитие.

Наблюдается высокий познавательный интерес. Дети пяти лет очень активно воспринимают всё, что их окружает, очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.

При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически.

13 слайд.  Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать.

Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

14 слайд. Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка. Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам – буквам и цифрам.

15 слайд. В этом возрасте у детей активно проявляется общение со сверстниками. Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.                                                            Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению.

16 слайд. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

17 слайд.

- Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.
- Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.
- Соблюдению правил культурного поведения в общественных местах.
- У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.
- Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.
- Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке.   Правило: «Каждой вещи – своё место».                                              

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.

Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.



Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Главное направление развития речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, освоении способов словообразования, взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета («мяч -  это игрушка, в него играют»), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие лова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, обувь и т.п.).

Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, то есть все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

- неправильное произношение шипящих и сонорных звуков;

- недостаточно развитая интонационная выразительность;

- недостатки в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа).

Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова у многих вызывает затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование, нарушают структуру и последовательность изложения, не могут связать между собой предложения и части высказывания.

Помните!

  • Речевой навык не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (прежде всего родителей), то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды.  Поэтому очень важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
  • Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.
  • Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Лучше обратиться за помощью к логопеду.
  • Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего нужны эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере привлекайте внимание ребенка к окружающему.

https://babyzzz.ru/wp-content/uploads/2016/06/5768b6e3a6626.jpg



Предварительный просмотр:

Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1513669/3affcccc-826e-459f-b95d-c87ec8650df4/s1200?webp=false

К сожалению, детский травматизм остается одной из наиболее распространенных проблем нашего общества. Травмы причиняют детям физические и моральные страдания, требуют лечения (нередко в стационаре), заставляют отказываться от привычного распорядка жизни, уменьшать двигательную активность. Последствия травм часто становятся причиной серьезных нарушений здоровья и инвалидности.

     Вместе с тем, опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. В первую очередь, родители не должны забывать, что дети требуют особого внимания: они очень подвижны, активны, любознательны, часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности. Ниже перечислены основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей.

Общие мероприятия:

    Контроль (но не надзор!) за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.

  • Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («Нельзя!», «Не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает; поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами»). Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок: «упадешь!», «ударишься!». Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: «Смотри под ноги», «Будь внимателен!»
  • Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия
  • Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики
  • Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост, гармоничное физическое и психомоторное развитие.

Дома:

• Горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг могут стать причинами ожогов и у детей до 3 лет, и у дошкольников

• Для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается), особенно зимой.

• Все выключатели, электрические звонки и прочие электрические устройства, с которыми ребенок начинает обращаться, должны быть исправны. Это не только предохраняет малыша от электротравм, но и воспитывает в нем уважительное отношение к электричеству

• На балконе ребенок может находиться только под присмотром взрослого.  

• Шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки, вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить.

• Необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола во время еды не только некультурно, но и опасно (пища может «попасть не в то горло»). Во время еды недопустимы шалости и игры!

• Все лекарственные препараты, в том числе такие «безобидные» как йод и зеленка, должны быть надежно убраны. К опасным местам хранения лекарств относятся сумочки, холодильники и полки в ванной комнате.

• Средства бытовой химии, удобрения, химикаты (пестициды, гербициды и т.д.), краски, растворители и другие ядовитые, едкие вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа.

• Нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть вещества как столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика. Все эти средства не должны быть доступны ребенку.

• Алкогольные напитки следует хранить в недоступных детям местах.

На улице и во дворе:

• Во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых.

• Ребенок должен усвоить правила поведения на качелях (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть, до полной остановки), на горке (не съезжать с горки вниз головой, следить за движениями других детей).

• Следует познакомить ребенка с правилами дорожного движения. Дошкольник должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, лучше – регулируемому – на зеленый сигнал светофора, предварительно убедившись, что в непосредственной близости от «зебры» нет движущихся автомобилей. Родители должны обязательно выполнять правила дорожного движения сами (и как пешеходы, и как автомобилисты), помнить, что ребенок копирует их поведение.

• В автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла (средства ограничения подвижности ребенка в автомобиле) Рекомендуется, чтобы во время поездки ребенок находился на заднем сидении автомобиля. Необходимо объяснить малышу значимость средств безопасности (кресло, ремень, подушка безопасности) для защиты от транспортных травм.

Детский травматизм может быть предотвращен благодаря нам, взрослым.

 

Пусть наши дети будут в безопасности! 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Особенности детей 4-го года жизни»

В конспекте описаны основные особенности детей четвертого года жизни....

родительское собрание : «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Протокол родительского собрания во второй группе раннего возраста «Итоги адаптации детей к детскому саду. Задачи воспитания. Возрастные особенности детей 2-3 лет»...

Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.

Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Родительское собрание «Особенности детей младшего дошкольного возраста»

Да для ребёнка третьего года жизни, прежде всего, характерно физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю актив...

Родительское собрание в средней группе: «Организационное родительское собрание. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет».

Цели:расширение контакта между педагогами и родителями;моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год;повышение педагогической культуры родителей....

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...