Консультация для родителей "Народная мудрость о воспитании"
консультация (старшая группа)

Пруткова Ирина Викторовна

Консультация для родителей о мудрости в воспитании детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Русская мудрость о воспитании»

Консультации для родителей

Подготовила воспитатель И.В.Пруткова

“Воспитание – великое дело.
Им решается участь человека.”
В. Белинский

            Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает, как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости.

      Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.

     Пение былин, рассказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…».

     Ушинскому принадлежит и другое высказывание: «По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная, его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни».

    Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.

     Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? Ответ, очевидно, можно найти в пословице: «Один сын - не сын, два сына - пол сына, три сына - целый сын».         Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».

      Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - воспитанность», «Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».

Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».

     Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».

    Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье - всему голова», «Было бы здоровье - остальное будет», «Береги платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь - новое не купишь».

    А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием», «Красна птица пером, а человек умом».

     Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».

     Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где, правда, там и счастье», «Правда, дороже золота».

       Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые умом – разумом,  да «сердцем награждают»: «Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил».

      Пример родителей - лучшая школа для детей: «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы - и дети не ленивы».

Для повышения воспитательного эффекта при общении с детьми желательно включать притчи, простые иносказания, намеки, как называл пословицы и поговорки В.И. Даль.

Понимание пословиц и поговорок детьми зависит от степени их иносказательности. Некоторые не имеют переносного смысла, например, "Говорить легко - делать трудно", "Играй, играй да дело знай". Такие пословицы, употребленные вовремя и к месту, понятны детям без специального разъяснения. Другие имеют и прямой и переносный смысл ("Без труда не вынешь рыбку из пруда")

Действительно, чтобы выудить рыбку, нужен труд. Но так говорят и во всех других случаях, когда следует приложить усилия, чтобы получить результат.

Третьи имеют только иносказательный, переносный смысл, например, "Назвался груздем - полезай в кузов", т.е. взялся за дело - доведи до конца, не оставляй незаконченным, принял решение - действуй.

Последние не всегда понятно детям и требует разъяснения. Однако использование пословиц в контексте деятельности при соответствующих условиях делает для ребенка ясным их общий смысл. Для этого взрослый подбирает пословицы всех трех категорий с единым смыслом и параллельно применяет их в момент события, поступка, действия ребенка. Например, ребенок охотно взялся за дело, но вскоре остыл к нему и готов бросить. Взрослый обращается к нему:  «В народе говорят: заделано (начато) - надо доделывать (нет иносказания); или ещё говорят: затянул песню, так веди до конца (имеет и прямой смысл, и иносказательный). Ну, так как, ты свою песню доведешь до конца?» Чтобы ребенок закончил дело, взрослый помогает ему и, работая с ним вместе, находит повод сказать: назвался груздем - полезай в кузов (полное иносказание). В этой ситуации может быть другой вариант применения пословиц с разной степенью иносказательности. Взрослый сокрушенно произносит. "И вправду сказано, не мудрено начать - мудрено кончить, т.е. просто начать, да не просто закончить. Мы с тобой, Саша , сейчас вместе закончим работу, а то ведь дело без конца что кобыла (лошадь) без хвоста. Так ведь и дела без конца не бывает - это смешно. Давай закончим, чтобы над нами не посмеялись»

     В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, так как  иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Поэтому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».

      Одна из прекрасных традиций - обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, а с другой - долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».

И в заключении, хочется сказать о том, что задача родителей – заниматься воспитанием и развитием своего ребенка, помогать ему решать возникающие проблемы и просто проводить больше времени вместе. Чем раньше родители уделят внимание вопросу воспитания ребенка – тем меньше проблем возникнет в будущем. Чем больше сил, терпения и любви будет вложено в ребенка – тем больше он будет радовать своими успехами и достижениями в дальнейшем.

“Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его”. (К.Д. Ушинский)

“Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи”. (Л. Н. Толстой)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. (А. С. Макаренко )

 Труд — основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие только о себе. С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей  выполнять их без напоминаний.

“Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство”. ( В. А. Сухомлинский)



Предварительный просмотр:

«Пословицы, поговорки и прибаутки –

проявления народной мудрости в воспитании детей»

Пословицы, поговорки, прибаутки, - это народная мудрость, свод правил жизни. Народ всегда осуждал глупость, лень, нерадивость, хвастовство.

И восхвалял ум, трудолюбие, добродушие, скромность. В коротких народных изречениях, афоризмах всегда есть поучительность, назидательность, суждение, нравственный урок, который легко входит в сознание, так как характеризует человека, его поведение, поступки, действие через конкретные, зримые, ярко и наглядно представленные образы. Кроме того, в пословицах и поговорках выражено эмоциональное состояние (недовольство, восхищение, удивление), что еще более усиливает воздействие на человека. Одно дело, например, сказать ребенку, который уклоняется от поручения: «Это стыдно, когда все работают, а ты не хочешь. Так не поступают». И совсем другое, когда взрослый говорит: "Что же выходит: делать - не я, работать - не я, а есть кисель нет против меня?"

Весьма важно, чтобы пословица или поговорка произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, радостью, удовлетворением, сожалением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами и мимикой. Например: когда дети отвлекаются от работы разговорами, можно с сожалением воскликнуть: "Ой, ребята, у вас дела на вершок, а слов на мешок!" И жестом показать, как мало дела и как много слов. Выразительные интонации и жесты также помогают осмыслить суть пословицы и побуждают к желаемому поступку.

Какие же пословицы, поговорки, прибаутки можно рекомендовать использовать по ходу, например, трудового процесса? Когда дети начинают работу, важно поддержать их, с самого начала настроить на успешное окончание дела, одобрить сам факт желания работать, показать свое отношение (радость, удовлетворение) к такому положительному нравственному проявлению.

  • Была бы охота - заладится всякая работа.
  • Доброе начало - половина дела.
  • Где хотенье - там и уменье.
  • Кто труда не боится, того и лень сторонится.

Бывает и так, что кто-то отказывается от работы, явно с неохотой отзывается на предложение. Шутливая прибаутка, пословица точно выразят огорчение, поставят ребенка перед выбором формы поведения.

  • Люди жать, а мы с поля бежать.
  • В работе разгар, а он на базар.
  • У лодыря, Егорки, всегда отговорки.
  • Люди пахать, а он руками махать.

Высказав, таким образом, своё отношение к поведению ребенка, взрослый может и настаивать на его участии в работе. Но если ребёнок решает участвовать, надо поддерживать его радостной улыбкой, жестом (погладив по голове, прижав ласково к себе). Взрослый может пошутить: "Не для того руки даны, что бы даром болтались, так ведь?"

Всякое, даже самое маленькое дело, требует обдумывания, и нужно, что бы дети осознали планирование как важное условие успешной деятельности. Ряд пословиц легко подчеркивает именно это:

  • И по малу делу большая дума.
  • Голова научит - руки сделают.
  • Семь раз примерь - один отрежь.
  • Чем больше науки, тем умнее руки.
  • Ум хорошо, а два лучше.

Робких детей можно поддержать следующими изречениями:

  • Лиха беда - начало.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Смелость города берет.

Взрослый может подчеркнуть, что если ничего не предпринимать, то дело не сдвинется с места:

  • Под лежачий камень вода не течет.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.
  • Волков бояться   в лес не ходить.

Иногда дети, взявшись за дело, быстро остывают, пытаются уклониться от него. В подобных случаях уместны такие пословицы:

•        Умел начать - умей и окончить.

•        .        Усталость пройдет, а добрая слава останется.

•        Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Тем, кто отвлекается во время работы на разговоры, на игру, в зависимости от конкретной ситуации можно сказать:

•         Где много слов, там мало дела.

•        Большой говорун - плохой работун.

•          Языком не торопись, а делом не ленись.

  • Один пашет, а семеро - руками машут.
  • Люди за дело, а мы за безделье.

Если дети проявляют терпение, сами стараются преодолеть возникшие трудности, то их надо поддержать:

  • Горька порой, работа, да хлеб от неё сладок.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Над чем постараешься, тому и порадуешься.
  • Всякое уменье трудом даётся.

Но бывает и наоборот: дети проявляют поспешность, нетерпение во время работы, берутся сразу за несколько дел или делают кое-как. И в таких случаях можно высказать свое отношение через пословицу:

  • Делом спеши, а людей не смеши.
  • Поспешишь  -  людей насмешишь.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Кто делает все на авось, у того все хоть брось.

А  о бойком, ловком, все успевающем умельце можно сказать:

  •         Мал телом, да велик делом.

Похвала, высказанная в пословицах, несет в себе оттенок шутки, игры (т.к. ребенок называется птичкой, пострелом, муравьем и т.д.), а потому не дает повода для зазнайства.

В адрес того, кто торопится осудить товарища, готов посмеяться над его неудачей, вместо нравоучения, замечания, будет эффективнее сказать:

  • Не смейся, горох, не лучше    бобов - намокнешь - и сам лопнешь!
  • Не смейся квас - не лучше нас!
  • Не смейся горох, не лучше грибов:

                           Грибы пожарим и тебе не оставим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Русская мудрость о воспитании"

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...

Консультация для родителей "Русская мудрость о воспитании детей"

Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания - тело без души», «Самое лучшее наследство - ...

«Русская мудрость о воспитании» Консультации для родителей

«Русская мудрость о воспитании»Консультации для родителей...

Консультация для родителей «Пословицы, поговорки и прибаутки – проявления народной мудрости в воспитании детей»

Данная косультация напомнит взрослым пословицы и поговорки из русского народного фольклора и подскажет, как лучше применить проявления народной мудрости в воспитании детей....

Консультация "Русская мудрость о воспитании"

Многовекова практика воситания детей в семье приводит к выводу о том, что воспитание это она из непроходящих ценностей - "Человек без воспитания - тело без души"...

Консультация для родителей "Мудрость семейного воспитания"

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«МУДРОСТЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».Л. ТолстойВ этом удивительно емком высказывании великого ...

Консультация для родителей «Мудрость родительского воспитания»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Мудрость родительского воспитания» “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”.В...