Консультация-практикум "Автоматизация звуков с использованием игровых приемов "
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Оказание помощи родителям в практическом овладении основными приёмами автоматизации звуков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Детский сад «Берёзка»,
филиал Автономного учреждения дошкольного образования
Муниципального образования Заводоуковский городской округ
«Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок»
(Детский сад «Берёзка», филиал детского сада «Светлячок»)
Консультация-практикум на тему:
«Автоматизация звуков с использованием игровых приемов».
учитель-логопед С.А. Юлик
Цель: Оказание помощи родителям в практическом овладении основными приёмами автоматизации звуков.
Задачи:
- Познакомить участников с этапами и последовательностью работы над звуком.
- Обучить игровым приёмам автоматизации звука.
Оборудование: выставка пособий по автоматизации звуков, памятки для родителей «Последовательность автоматизации звуков».
Здравствуйте, уважаемые члены совета родительской общественности (родители)!
Тема нашей консультации-практикума звучит так «Автоматизация звуков с использованием игровых приемов».
Что значит автоматизировать звук? Автоматизировать звук – это значит уметь произносить его изолированно, в слогах, словах, предложениях и связной речи, то есть по принципу от простого к сложному, в строгой последовательности (см. памятку).
Работа по автоматизации звука – это один из этапов большой работы над звуком, которая включает в себя 4 этапа:
I этап – подготовительный:
- Формирование артикуляционной моторики.
- Формирование фонематического слуха.
- Формирование речевого дыхания.
II этап – постановка звуков (специалист).
III этап – автоматизация звуков:
- Автоматизация изолированного звука.
- Автоматизация в слогах.
- Автоматизация в словах.
- Автоматизация в предложениях.
- Автоматизация в речи.
IV этап – дифференциация звуков (умение различать и сравнивать звуки акустически и артикуляторно).
Предположим, что подготовительный этап завершен, этап постановки звуков доверим специалисту, до четвертого нам еще далеко, а вот более подробно остановимся на третьем этапе, так как автоматизация звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения. На этом этапе, вы, как родители, можете принять непосредственное участие и ускорить процесс работы над звуком.
Чтобы работа по автоматизации звука не была монотонной и не интересной для ребенка, необходимо использовать игровые приемы.
Почему игровые?
У детей дошкольного возраста ведущий вид деятельности – игра. Только через игру мы достигнем нужного результата. Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации звуков. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.
Игра «Чайник»
Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики.
Речевой материал:
Чайник на плите стоит,
В чайнике вода кипит,
Этот чайник не молчит,
Он свистит, свистит, свистит: [с-с-с-с-с-с].
Ход игры
Ребенок слушает стихотворение, рисует в воздухе пар, выходящий из чайника, и произносит звук [с] длительно на выдохе.
Аналогично игры «Насос» (звук [с]), «Шарик лопнул» (звук [ш]).
Игра «Пальчики здороваются».
Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики.
Речевой материал:
Звуки: с, з, ц, щ, ч, ш, ж, л, р
Слоги: за-зы-зо-зу-зэ и т.д.
Чистоговорки:
Ащ-ащ-ащ-ащ – плащ, ощ-ощ-ощ-ощ – борщ.
Ход игры
Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный звук (слог, слово).
Игра «Прищепки»
Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики.
Игровой материал: прищепки, шаблоны.
Речевой материал:
Звуки: с, з, ц, щ, ч, ш, ж, л, р
Слоги: ра-ры-ро-ру-рэ и т.д.
Слова: рак, ракета, рама, трава и т.д.
Ход игры
Цепляем прищепки на шаблон, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением звука (слога, слова).
Игра с мячом «Доскажи словечко»
Цель: автоматизация звука в слогах, развитие координации движений.
Игровой материал: мяч
Речевой материал:
Добавляем в конце слог [ша]:
Ка…(ша) Ча…(ша) кры…(ша) гру…(ша) | Кало…(ши) малы…(ши) камы…(ши) каранда…(ши) |
Ход игры
Взрослый называет начало слова и бросает (передает) ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, договаривает слово, добавляя слог и бросает мяч взрослому.
Игра «Мыльные пузыри»
Цель: автоматизация звука, развитие речевого дыхания.
Игровой материал: мыльные пузыри
Речевой материал:
Лампа, ладонь, булавка, пила, лыжи, ложка, лук, лужа.
Ход игры
Вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.
Игра «Найди ошибку»
Цель: автоматизировать звук в предложении.
Речевой материал:
«Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «Капуста ест козу».
Ход игры
Ребенок должен найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Эта игра учит ребенка обращать внимание на смысл высказывания.
Игра «Отгадай слово и придумай предложение»
Цель: автоматизировать звук в предложении.
Речевой материал:
Загадка: Рыжая, пушистый хвост, хитрая – это …(лиса).
Предложение: Лиса живет в лесу.
Ход игры
Ребенок отгадывает предмет по описанию и составляет предложение с этим словом.
Игра «Выучи стихотворение»
Цель: автоматизировать звук в речи, массаж пальцев рук.
Речевой материал:
На санках.
На санках Саня с Соней
Едут санки погоняя.
Санки скок, Саню в бок,
Соню бух, в сугроб.
Ход игры
Выучить и рассказать стихотворение четко проговаривая звук [с], используя су-джок.
Подведение итогов
Вот в такие игры и приемы вы можете использовать с ребёнком дома, по дороге в детский сад или во время прогулки.
Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до автоматических движений. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения, а значит успешность адаптации ребенка в школе.
Приложение 1
ПАМЯТКА
Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизировать звук изолированно (уточнение артикуляции звука).
2. Автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
3. Автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце).
4. Автоматизировать звук в предложениях (в чистоговорках, скороговорках и стихах).
5. Автоматизировать звук в речи (коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи).
ПАМЯТКА
Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизировать звук изолированно (уточнение артикуляции звука).
2. Автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
3. Автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце).
4. Автоматизировать звук в предложениях (в чистоговорках, скороговорках и стихах).
5. Автоматизировать звук в речи (коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи).
ПАМЯТКА
Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизировать звук изолированно (уточнение артикуляции звука).
2. Автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).
3. Автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце).
4. Автоматизировать звук в предложениях (в чистоговорках, скороговорках и стихах).
5. Автоматизировать звук в речи (коротких, а затем длинных рассказах, в разговорной речи).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...
Автоматизация звука [л] в слогах с использованием игровых приемов
Конспект индивидуального логопедического занятияв старшей группе Тема: Автоматизация звука [л] в слогахс использованием игровых приемов Цели:1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное прои...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/24/picture-794187-1648132371.jpg)
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/26/picture-716157-1448542022.jpg)
Презентация "Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков"
Предлагаемые игровые приемы и задания помогут поддержать у детей интерес к занятиям, сконцентрировать их неустойчивое внимание, вызвать положительные эмоции, стать основой для установления контак...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/02/picture-927525-1496403049.jpg)
Использование игровых приемов на логопедических занятиях по автоматизации звука” в Microsoft Power Point для обучения детей с дефектным произношением звуков
Для обучения детей с дефектным произношением звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-126043-1507635628.jpg)
Использование игровых приемов при постановке звуков
Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Сделать обучение наглядным - значит создать у ребенка зрительные образы, обеспечить восприятие окружающего, ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/02/picture-1262585-1722586217.png)
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе. Тема: « Весело играем , звук Л мы закрепляем» (использование игровых приемов в работе по автоматизации звуков)
1.Уточнить артикуляцию и правильное изолированное произнесение звука [л].Продолжать учить правильно произносить звук [л] в прямых слогах. 3. Учить определять наличие и место звука [л]...