Консультация для родителей.Развитие познания детей с ОВЗ
консультация (младшая группа)
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.razvitie_poznaniya_detey_s_ovz.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26» г. Гусев. Воспитатель Анисимова Л.В.
Консультация для родителей.
Развитие познавательных процессов
у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов.
Внимание.
Включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
Предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)
Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы
Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:
- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
- неоконченные фразы, которые нужно закончить;
- вопросы, на которые необходимо ответить;
Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:
- найди отличия
- найди два одинаковых предмета
- игры-головоломки
- загадки
Учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.
Игры и упражнения, способствующие развитию внимания
«Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»
«Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
«Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось
«Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате
«Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия
Память
Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:
• анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;
• осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;
• устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.
Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.
«Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
«Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
«Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
«Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
«Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
«Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
«Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
«Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
«Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
«Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Мышление
Включайте в занятия задания на:
• сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
• классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
• нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
• складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);
• осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
• задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.
Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.
Игры и упражнения, способствующие развитию мышления
«Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
«Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
«Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
«Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.
Восприятие
Включайте в занятия задания на :умение детей различать предметы на ощупь;умение выделять признаки в предмете; умение соотносить предметы по величине, форме;
развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление; помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом; формировать умение составлять из частей целое;
различать основные признаки разных времен года; закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом;
формировать сенсорные эталоны формы.
Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия
«Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
«Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
«Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
«Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
«Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
«О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.
Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
«Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Воображение
Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т.п.)
Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.
Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.
Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.
Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.
И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия,
стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка
будут обязательно вознаграждены!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Работа с родителями. Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Консультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...
Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»
Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...
Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"О путешествиях с детьмиСолнце хорошо, но в меруОсторожно: тепловой и солнечный удар!Купание – прекрасное закаливающее с...
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Работа с родителями Консультации для родителей Консультация "О летнем отдыхе детей"
Работа с родителямиКонсультации для родителейКонсультация "О летнем отдыхе детей"...
Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников». КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Новый год - семейный праздник».
Веселые новогодние дни – чудесное время, когда многие из нас могут побыть в кругу семьи, уделить время деткам. Позади непростой рабочий год, и предстоят приятные хлопоты по подготовке к праздник...