Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
консультация (младшая группа)
Как родительские установки влияют на развитие личности ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_roditelskih_ustanovok.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите таблицу часто встречающихся негативных родительских установок, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ | |
Сказав так: | Подумайте о последствиях | И вовремя исправьтесь |
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..." | Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению. | "Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!" |
"Горе ты мое!" | Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. | "Счастье мое, радость моя!" |
"Плакса-вакса, нытик!" | Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи. | "Поплачь, будет легче..." |
"Вот дурашка, все готов раздать..." | Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. | "Молодец, что делишься с другими!" |
"Не твоего ума дело!..." | Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями. | "А ты как думаешь?..." |
"Ты совсем, как твой папа (мама)..." | Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. | "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!" |
"Ничего не умеешь делать, неумейка!" | Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. | "Попробуй еще, у тебя обязательно получится!" |
"Не кричи так, оглохнешь!" | Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. | "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..." |
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). | Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. | "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". |
"Неряха, грязнуля!" | Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. | "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" |
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..." | Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. | "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!" |
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!.." | Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. | "Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!" |
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" | Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. | "Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!" |
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" | Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги. | "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..." |
"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!" | Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. | "Как ты мне нравишься!" |
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!" | Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. | "Смелее, ты все можешь сам!" |
"Всегда ты не вовремя, подожди..." | Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. | "Давай я тебе помогу!" |
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!" | Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. | "Держи себя в руках, уважай людей!" |
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?… · Я сейчас занят(а)… · Посмотри, что ты натворил! · Это надо делать не так… · Неправильно! · Когда же ты научишься? · Сколько раз я тебе говорила!… · Ты сведешь меня с ума! · Вечно ты во все лезешь! · Уйди от меня! · Встань в угол! Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. | А эти слова ласкают душу ребенка: · Ты самый любимый! · Ты очень многое можешь! · Спасибо! · Что бы мы без тебя делали?! · Иди ко мне! · Садись с нами!.. · Я помогу тебе... · Я радуюсь твоим успехам! · Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость. · Расскажи мне, что с тобой... |
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться. Так догадывайтесь!
Что нам мешает слышать ребенка?
Приказы, команды, отрицающие чувства. (Ребенок плачет, расшиб коленку, мы: «Прекрати плакать!» -обида у ребенка гарантирована.)
Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если ты еще раз упадешь в эту лужу…)
Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен… Учиться – это твой долг…- Они вызывают скуку, потом агрессию и чувство вины.)
Советы и готовые решения. (Я бы на твоем месте… Не послушалась, вот и … - Советы не работают, потому что они всегда сверху, они раздражают.)
Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоем возрасте… - Вызывают борьбу и месть.)
Критика, выговоры, обвинения. (Все из-за тебя…Вечно ты…- Результат: избегание неудач, низкая самооценка.)
Обзывания и высмеивания. (даже шутливые)
Догадки и интерпретация. (Небось опять… Я тебя насквозь вижу…)
Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного…)
Отшучивание. Уход от разговора (анекдот и т.п.- в этом есть пренебрежение).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сказок на развитие личности ребенка
«В некотором царстве в некотором государстве;Жили-были….»Многим знакомы эти слова из детства и ощущение защищенности и спокойствия когда кто-то рассказывает сказку, а ты, затаив дыхание, слушаеш...
Влияние семьи на развитие личности ребенка
Консультация для родителей о воспитательном потенциале семьи в развитии детей дошкольного возраста...
Влияние сказки на развитие личности ребенка дошкольного возраста
Роль сказки в жизни ребенка очень значительна. В статье рассказывается о влиянии сказки на личность ребенка. ...
Влияние семьи на развитие личности ребенка
Консультация для родителей...
"Влияние семьи на развитие личности ребенка"
Воспитание ребенка начинается с семьи. Семейные отношения должны быть хорошим примером для подражания ребенком....
"Влияние логоритмики на развитие личности ребенка с тяжелыми нарушениями речи"
В системе методик, направленных на коррекцию речевых нарушений у детей с ОВЗ нельзя не оценить значимость логопедической ритмики. Логоритмика является одним из эффективных звеньев коррекционной ...
Консультация: " Влияние сказки на развитие личности ребенка."
Чтобы понять, как сказка действует на малыша, нужно разбираться в миханизме ее влияния....