Презентация на тему:"Умственное воспитание дошкольников"
презентация
Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня один только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_umstvennoe_vospitanie.pptx | 2.6 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того. От пятилетнего ребенка до меня один только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние. Л.Н.Толстой
Умственное развитие- это совокупность качественных и количественных изменений , происходящих в мыслительных процессах и познавательной сфере ребенка дошкольного возраста под влиянием в специально организованных обучающих воспитательных и развивающих педагогических действий. Умственное воспитание- планомерное целеноправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний необходимых для разностороннего развития ребенка
Теоритические основы умственного воспитания заложили психологи: Л.С. Выгодский , А.В. Запорожец, Н.Н.Подъяков , А.Н.Леонтьев . Педагогические основы умственного воспитания заложили педагоги: М.Монтессори , Ф.Фребель , А.П.Усова и др.
Основная особенность умственного развития ребёнка дошкольного возраста-преобладание образных форм познания: восприятия , образного мышления , воображения .
Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни- формирования познавательной деятельности. Маленький ребёнок познаёт окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.
Важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются : сенсорное развитие развитие мыслительной деятельности становление речи воспитание любознательности и познавательных интересов.
Факторы влияющие на умственное развитие Развивающая среда Окружение ребенка Личный опыт ребенка ЗУНы Деятельность ребенка наследственность обучение Сенсорное развитие Факторы ощущения и восприятия Умственное развитие
Методы и формы умственного воспитания дошкольников Методами называют способы достижения целей умственного воспитания . Их делят на игровые, наглядные и словесные . Формы — это инструменты методов.
Методы умственного воспитания детей направлены на : Развитие мыслительной деятельности; Сенсорное воспитание; Становление речи.
Стадии развития умственного воспитания Фундамент для ведущей деятельности в школе -учебной 1-2 года манипуляция начало наглядно-действенного мышления 3-4 наглядно-действенное мышление Первая ступень развития созерцания 4-6 лет наглядно-образное мышление Словесно-логическое начинает формироваться с 5 лет 2 ступень абстрактного мышления
Средства умственного развития в дошкольном возрасте ООД (организованная образовательная деятельность) Все виды деятельности (конструирование, изобразительная деятельность, труд и т.д.) Игра Работа с родителями Проектная деятельность
Игры во второй младшей группе Шнуровка Сложи квадрат круг Пирамидки Вкладыши Сенсорные игры « Овощной магазин » «Строим дом для зайца», Разные кружки для лисы и волка» Мозаики Конструктор Элементарные пазлы и т.п.
Игры в средней группе Сложи квадрат, ромб и т.п. (с усложнением) Пазлы Словесные игры : «Чудесный мешочек», «Узнай по описанию» Математические игры : «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаницы», «Назови соседей» Развивающие воображение : «Чудесный лес» «Фантастическое животное», «Придумай необычный рассказ и т.д.
Игры в старшей, подготовительной группе Кросворды Составление рассказа по картинкам ( мнемотаблицы ) Пазлы (мелкие) «Раздели на группы» Игры с правилами Моделирование Решение логических задач Домино
Сенсорное воспитание Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия . Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития .
Развитие мыслительной деятельности Этот аспект умственного воспитания рассматривается как развитие у ребенка мыслительных операций, познавательных процессов и способностей.
Становление речи Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях , запечатленными в соответствующих словах .
Задачи речевого развития: Воспитание звуковой культуры Обогащение словаря Формирование грамматического строя речи Развитие связной речи
культура диалогической речи: умение говорить четко, выразительно, по существу, слушать собеседника, стараться его понять не перебивать; не перескакивать с предмета на предмет.
Воспитание любознательности познавательных интересов Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения .
Современные исследования познавательных процессов детей позволили внести существенный вклад в решение проблемы умственного воспитания дошкольников. В ряде исследований разработано важное положение, заключающееся в том, что ребенок в процессе предметно-чувственной деятельности (изобразительной деятельности, конструирования и т. п.) может выделить существенные центральные связи явлений в той или иной области действительности и отразить их в образной форме — форме представлений и элементарных понятий. Таким образом, в дошкольном возрасте возможно формирование таких представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Это открывает новый принцип отбора в систематизации дошкольных знаний, который отличается от принципа отбора школьных знаний и в то же время мало ему уступает по эффективности умственного развития детей.
Семья как фактор воспитания личности ребёнка . Цель семейного воспитания — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического; приучить детей к труду, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности.
Диагностика умственного развития дошкольников. Стимульный материал - квадраты 5 цветов, каждый цвет имеет 5 оттенков. Квадраты расположены определенным образом на листе. Лист предоставляется ребенку. Психолог предъявляет по очереди квадраты и ребенок на своем листе должен будет показать предъявляемый квадрат. Отнесение к эталону. На отдельных карточках показаны объекты, на каждой свой. № конверта с нарисованными геометрическими фигурами. Ребенку, получившему картинку, нужно посмотреть, на какую из геометрических фигур похож конкретный объект. Перцептивное моделирование . На листах изображены сложные фигуры из нескольких частей. Давались детали этой сложной фигуры и ребенок должен сложить фигуру в соответствии с листом. Действие по образцу. На рисунке поляна с домиками, в каждом домике свой зверек, и к каждому домику ведут свои дорожки. Конверт со схемой, на которой указан путь. Ребенок должен понять, на каком рисунке дорожка, как в конверте Задание на обобщение.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы, презентация по теме: «Экологическое воспитание дошкольников младшего и среднего возраста»
Человек – творец, хранитель, но он же и разрушитель. Если судить по нынешней весьма напряжённой экологической обстановке, сложившейся в разных регионах нашей страны, мы мало думаем о своём благополучи...
Презентация на тему" патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ"
Была проведена воспитательно- позновательная экскурсия дошкольников....
Презентация на тему "Трудовое воспитание дошкольников".
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание....
Презентация на тему «Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»
Трудовое воспитание в ДОУ-важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознакомления с трудом взрослых, приобщения детей к доступной трудовой деятельности....
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"...
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС в ДОУ"
Презентация на тему: "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС В ДОУ" может оказаться полезным как старшему воспитателю при проведении педагогического совета, так и воспитателям Д...