Готов ли ребенок к школе?
консультация (подготовительная группа)
Конспект выступления на родительском собрании в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotov_li_rebenok_k_shkole.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на родительском собрании в подготовительной группе.
Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка? Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание:
- правильное произношение всех звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа и синтеза;
- словарный запас;
- сформированность грамматического строя речи;
- связную речь;
- речевую коммуникацию;
- сформированность графо моторных навыков.
Звукопроизношение и фонематический слух.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Навыки звукового анализа и синтеза очень важны при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.
Что относится к навыкам звукового анализа и синтеза:
- умение выделять звук на фоне слова;
- Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам;
- Называть слова с заданным звуком;
- Уметь составлять слова из звуков.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях и занятиях по обучению грамоте.
Слоговая структура слова.
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов)
В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.
Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.
Сформированность грамматического строя речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь.
К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация.
Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Сформированность графо моторных навыков.
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.
Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи дети скоро пойдут в 1-й класс!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест для родителей дошкольников.Готов ли ребенок к школе?
Тест для родителей дошкольников. Готов ли ребенок к школе? Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл: Хочет ли ваш ребенок идти в школу? Привлекает ли ...
"Готов ли ребенок к школе? (развитие навыков письма)"
Рекомендации для родителей по подготовке руки к письму....
Первый класс или готов ли ребенок к школе
В этой консультации изложен материал чем ребёнок должен владеть для успешного обучения в школе....
Готов ли ребенок к школе?
Рекомендации для родителей....
Консультация "Готов ли ребенок к школе"
Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно....
консультация для родителей на тему: « Готов ли ребенок к школе»
консультация для родителейна тему: « Готов ли ребенок к школе»...
Готов ли ребенок к школе
Готов ли ребенок к школе?На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых – это умение ребёнка читать, писать и считать, для других – способность сосредоточиться н...