Картотека игр для релаксации с гиперактивным ребёнком
картотека
Я предлагаю вниманию родителей систему игровых упражнений, которые помогут найти пути взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_relaksatsii_s_giperaktivnym_rebyonkom.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для релаксации с гиперактивным ребёнком
Возбудимость и активность ребенка чрезмерна и непродуктивна – дети бегают без цели, суетятся, не могут сосредоточиться.
Гиперактивному ребенку трудно концентрировать внимание, управлять своим поведением, учиться, удерживать в памяти необходимую информацию.
Необходимо тренировать у ребёнка навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра! Я предлагаю Вашему вниманию систему игр и игровых упражнений, представленных по различным направлениям, которые помогут найти пути взаимодействия воспитателей, родителей с гиперактивным ребенком. Но прежде чем перейти к описанию игр, давайте оговорим правила, которые необходимо соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивными детьми.
Правило 1
Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции (например, внимания). При этом вы должны быть терпимы к тем или иным проявлениям беспокойства со стороны ребенка. Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.
Правило 2
Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.
Правило 3
Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово или маленький сувенир, но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
Правило 4
Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.
Правило 5
Используемые игры должны быть представлены по следующим направлениям:
- игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- игры для развития навыков волевой регуляции;
- игры, способствующие закреплению умения общаться (коммуникативные игры).
Игры на развитие внимания
Найди игрушку
Среди разнообразия игрушек выберите какую-либо одну и предложите ребенку найти ее по описанию, данному Вами. Например, мяч (круглый, резиновый, синего цвета, прыгает, если его ударять рукой и так далее).
Найди такой же
Предложите вниманию ребенка различные предметы, представленные парами. Затем перемешайте их и попросите малыша снова найти пары одинаковых предметов. Увидите, как легко и с интересом Ваш ребенок справится с поставленной задачей.
Чего не стало?
Поставьте перед ребенком ряд различных предметов или игрушек. Позвольте ему внимательно посмотреть на них, даже взять в руки, потрогать, поиграть. Затем попросите малыша отвернуться или закрыть глазки, и уберите одну из игрушек. Теперь ребенок должен определить, какой же игрушки не стало.
Что появилось?
Игра, аналогичная игре «Чего не стало?». Также предложите ребенку рассмотреть ряд игрушек или предметов, а затем попросите его отвернуться. Выложите рядом еще одну игрушку и спросите малыша: «А что появилось?».
Оденем кукол
Предложите ребенку двух кукол (большую и поменьше) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно - не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: "Большое платье - большой кукле, маленькое - маленькой. Большие туфельки - большой кукле, маленькие - маленькой".
Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения
Олени
Выполняйте данное упражнение вместе с ребенком. «Представь себе, что мы с тобой олени, покажем, какие рога у оленя». Поднимают над головой скрещенные руки с широко расставленными вытянутыми напряженными пальцам и, затем проверьте степень напряжения мышц у ребенка. Трудно так держать рук и. Напряжение неприятно. «Опусти руки на колени, расслабь их. А теперь мы выполним это упражнение под рифму».
А сегодня мы – олени,
Ветер рвется нам навстречу.
Ветер стих, расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь – немного лени,
Руки не напряжены и расслаблены.
Знают девочки и мальчики:
Отдыхают все их пальчики».
Загораем
Выполняйте данное упражнение совместно с ребенком. «Представь себе, что мы с тобой лежим на солнышке и загораем». Сидя на стуле, поднимаем ноги, держим. «Ноги и руки устали, опускаем их. Руки и ноги свободно отдыхают, расслабились. Слушай и повторяй за мной!»
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем,
Выше руки поднимаем,
Держим, держим, напрягаем.
Загорели! Опускаем!
(ноги резко опустить на пол, руки – на колени).
Руки расслаблены, ноги расслаблены.
Шарик
Данное упражнение выполняйте вместе с ребенком. «Представь себе, что мы надуваем воздушный шар. Положи ручки на животик. А теперь надуваем животик так, будто это воздушный шар». Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. «А сейчас выдохнем воздух, будто шарик лопнул». Животик расслабился.
Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.
Шарик лопнул - выдыхаем, наши мышцы расслабляем.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Игры для развития навыков волевой регуляции
Замри
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, малыш должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина. Проявите терпение, ребенку, возможно, понадобится неоднократное повторение игры, прежде чем он будет выполнять требование.
Самолёт
Предложите ребенку сесть на стульчик. «А сейчас ты превратишься в самолет. Расправляй свои крылья. Но полететь ты сможешь только по моей команде. Слушай внимательно!»
Самолеты загудели, загудели, загудели,
Поднялись и полетели.
Полетели. Полетели и сели.
Игра повторяется несколько раз по желанию ребенка. В конце самолет «прилетает» к морю - малыш ложится на ковер и отдыхает.
Зоопарк
Предложите ребенку попробовать изобразить движения различных животных.
«Если я хлопну в ладоши - прыгай, как зайка;
если топну ногой - ходи, как мишка;
а если подниму руки вверх - превращайся в птичку и лети».
Игры для развития навыков общения (коммуникативная игра)
Расскажи про игрушку
Выберите несколько игрушек и сложите их в коробку. Предложите ребенку доставать игрушки из коробки по одной и рассказывать о них. Лучше задавать ребенку наводящие вопросы: какого цвета игрушка? Из каких частей состоит? Как с ней можно поиграть? и др.
Добрые слова
Предложите ребенку вспомнить все - все добрые и ласковые слова, которые он знает. Затем сядьте вместе с ребенком на пол напротив друг друга и возьмите в руки мяч. Кидая мяч, называйте какое - либо доброе слово. Малыш в ответ должен сделать тоже самое. Если ребенок затрудняется и не может назвать слово, пусть просто повторит сказанное Вами. Это очень интересная игра, к тому же направленная на установление более тесного эмоционального контакта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека упражнений на релаксацию
релаксация...
"Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка?"
Что такое гиперактивность? Как воспитывать гиперактивного ребёнка? Воспитатель Казакова Лариса Евгеньевна. Московская область , город Егорьевск. Детский сад общеразвивающего вида №2 «Миш...
Картотека упражнений для релаксации
Упражнений для релаксации для дошкольников и младших школьников....
Картотека упражнений для релаксации (для детей)
Материал содержит краткое обоснование необходимости проведения релаксации с дошкольниками и картотеку релаксационных упражнений....
Ребёнок-непоседа или гиперактивный ребёнок.
Последнее время мы все чаще слышим понятие «гиперактивный» ребенок. Какой он? Каковы причины гиперактивности ребенка? Что делать в данной ситуации. Наша тема посвящена именно детской гиперактивн...
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...
Памятка для родителей гиперактивного ребёнка «Неуправляемый ребёнок? Решение есть!»
Памятка для родителей гиперактивного ребёнка«Неуправляемый ребёнок? Решение есть!»...