Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития детей №15»Левокумского муниципального района Ставропольского края
Педагогический всеобуч
«Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Составлен
воспитателем
Сулима Т.Е
с.Владимировка
2021 г.
Цель: раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослого на него; научить развивать познавательную активность.
Наиболее эффективные методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
1. Доказано, что дети старшего дошкольного возраста способны к таким мыслительным операциям, как анализ и синтез. Опираясь на эту способность, можно применить соответствующий метод обучения.
Представьте себе, что дети рассматривают картинку, на котором изображен строитель со строительным инструментом на фоне строящегося дома. Взрослый предлагает назвать признаки, по которым ребята определили профессию человека. Такой элементарный анализ является необходимой отправной точкой для более сложного, причинного анализа, позволяющего рассмотреть причинные связи и зависимости между признаками, выявленными в элементарном анализе. Соответствующий такому анализу синтез помогает ребенку понять существенные, значимые связи и отношения.
Продолжая рассматривать картину, взрослый предлагает детям подумать: зачем строителю мастерок, который он держит в руке; почему подъемный кран такой высокий; зачем нужно строить такой большой дом; кого может порадовать работа строителя и т.д.
Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать в сущность явлений, приучаются выявлять внутренние взаимосвязи, как бы видят то, что не изображено на картинке, учатся делать самостоятельные выводы.
2. Задания на сравнение по контрасту и по сходству. Ребята помогут сравнивать человека и животное (чем похожи, чем отличаются), предметы искусства, быта, поступки, проявления чувств и т.п. Во всех случаях сравнение помогает образованию конкретных, ярких представлений. Более эффективным и осознанным становится процесс формирования оценочного отношения к себе и окружающим, к событиям и явлениям социального мира. Сравнения по контрасту дается детям легче, чем сравнение по подобию. Ребенок быстро находит ответ на вопрос: «Чем отличается слон от волка?», но ему гораздо сложнее отыскать между ними сходство.
3. Освоенный детьми прием сравнения помогает им выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, необходимо умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки – все это способствует осознанному усвоению материала и интерес к нему.
Начинать следует с простых заданий: «Разложи картинки на две группы – в одну отбери все, что нужно для работы повару, а в другую – врачу». С таким заданием свободно справляются дети 4 – 5 лет.
Следует обратить внимание на то, что прием классификации в большой мере способствует познавательной активности, если он не является самоцелью, а подчинен какой – то близкой и понятной ребенку задаче: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома, атрибуты для определенной игры, занятия и т.д.
4. Проявлению самостоятельности, элементов творчества, выдумки способствуют такие виды деятельности, как моделирование и конструирование.
Моделирование совершенно необходимо при ознакомлении детей с социальным миром. Ребят надо научить составлять план – карту. Это может быть план – карта улицы, дороги в детский сад, участка детского сада. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Тут полезны задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии».
В моделировании и конструировании пространства можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы – заменители. Метод моделирования и конструирования развивает мышление, воображение и готовит ребенка к восприятию карты мира.
5.Стимулировать детскую любознательность можно прямым предложением: «Ты хочешь еще что – нибудь узнать о Северном полюсе? Тогда спрашивай, а я постараюсь тебе ответить».
6. Приучение к самостоятельному поиску ответов на свои вопросы совершенно необходимо, особенно будущим школьникам, но здесь от взрослого требуется такт и чувство меры, чтобы не погасить желание детей задавать вопросы взрослому.
7. Хорошие результаты приносят метод экспериментирования и постановка опытов. Особенно они эффективны для повышения познавательной активности и, как правило, используются для ознакомления с живой и неживой природой, с различными техническими устройствами и приборами. Ценность этих примеров заключается в том, что они дают возможность ребёнку самому найти решение, подтверждение или опровержения собственных представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников
Конcультация для родителей Тема: «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников »...
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников.
Познавательная активность дошкольников- это активность, проявляемая в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии детьми информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самос...
Педагогический всеобуч: "Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"
Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослого на него; научить развивать познавательную активность....
"Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"
Этот материал могут использовать воспитатели для консультаций с родителями....
"Методы, повышающие познавательную активность дошкольников"
Консультация для родителей...
Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Научить родителей развивать познавательную активность детей....
Тема: Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников»
Познавательный интерес – это стремление к знанию, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать нового, выяснить непонятное о качествах, свойствах предмето...