Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
методическая разработка
Цель: заинтересовать родителей с минимальными затратами сил и времени
осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и
сенсорному развитию детей в домашних условиях.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей
раннего возраста;
2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование
сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно
организовать в домашних условиях;
3. Создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей
и развития творческих способностей детей и родителей.
Предварительная работа: подготовка выставки для родителей (сенсорные
игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми); разработка памятки «Развиваемся, играя!» (приложение).
Оборудование: выставка дидактических игр для сенсорного развития
(пирамидки, матрешки, бусы разные по цвету и форме для нанизывания,
и т.д.), ёмкости с фасолью, шнурки для нанизывания, пуговицы, разноцветные прищепки, шаблоны для игр с прищепками.
Участники: родители, воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass_dlya_nsp_roditeley_fevral_2020.docx | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: заинтересовать родителей с минимальными затратами сил и времени
осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и
сенсорному развитию детей в домашних условиях.
Задачи:
1. Повысить уровень знаний у родителей по сенсорному развитию детей
раннего возраста;
2. Познакомить родителей с играми, направленными на формирование
сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно
организовать в домашних условиях;
3. Создать условия для укрепления сотрудничества между ДОУ и семьей
и развития творческих способностей детей и родителей.
Предварительная работа: подготовка выставки для родителей (сенсорные
игры, использующиеся в детском саду в работе с детьми); разработка памятки «Развиваемся, играя!» (приложение).
Оборудование: выставка дидактических игр для сенсорного развития
(пирамидки, матрешки, бусы разные по цвету и форме для нанизывания,
и т.д.), ёмкости с фасолью, шнурки для нанизывания, пуговицы, разноцветные прищепки, шаблоны для игр с прищепками.
Участники: родители, воспитатели.
Ход встречи
– Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть Вас на нашем
мастер – классе, «Сенсорное развитие детей в домашних условиях».
- Уважаемые родители, что такое сенсорное развитие? (ответы
родителей). Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и
формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное воспитание является основой для интеллектуального
развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память,
наблюдательность; способствует усвоению сенсорных эталонов; влияет на
расширение словарного запаса ребёнка. Сенсорное развитие, с одной
стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с
другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное
восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в
школе, и для многих видов трудовой деятельности. Так, для того чтобы
получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен
достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала.
Конструирование требует тщательного исследования формы предмета
(образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение
частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами
имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах
предметов невозможно получить объективные представления о явлениях
живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях.
Формирование элементарных математических представлений предполагает
знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение
объектов по величине.
Ранний и младший дошкольный возраст – самый благоприятный
период для сенсорного воспитания.
Но! В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
Постепенно усложняя вводя больше предметов , цветов, форм , усложняя игр = задание.
Родители рассматривают выставку.
- Работа по сенсорному развитию ребенка должна вестись планомерно
и систематически, как в детском саду, так и в домашних условиях. И сегодня,
уважаемые родители, мы хотим предложить Вам очень простые, но в тоже
время, очень интересные и познавательные игры, которые Вы можете
организовать с детьми дома. Игры развивают не только сенсорные
способности ребенка, но и мелкую моторику рук, так как сенсорное развитие
и развитие мелкой моторики, неразрывно связаны друг с другом. А самое
главное, что такие игры не требуют особой подготовки, а материалом для
них послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки.
Игры с крупами «Найди игрушку»
Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные
ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить. Но здесь
очень важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими
частицами. Надо следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот,
поэтому лучше всего использовать более крупные крупы, например, фасоль.
Итак, давайте немного поиграем! В глубокую ёмкость насыпаем фасоль
и запускаем в неё руки и изображаем, как будто мы начинаем месить тесто,
приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
А если в конце игры ребёнок откопает «клад» (маленькая игрушка,
шарик, кубик и т.п.), поверьте, восторгу не будет предела! После того, как
ребенок найдет то, что было Вами спрятано, спросите его: Что он нашел?,
Какого цвета?, Какой формы?, На что похоже? и т.д.
Игра «Бусы для мамы»
Макароны – это отличный творческий материал для маленьких детей.
Большое разнообразие видов макарон позволят Вам придумать много
интересных игр с ними. Например, рожки и короткие трубочки можно
нанизывать на нитку и делать бусы. А если взять цветные макароны, можно
попросить ребенка сделать бусы из деталей только одного цвета, или
нанизывать поочередно макароны двух цветов. Давайте немного
потренируемся и сделаем бусы для наших кукол.
Игра «Мозаика из бросового материала»
В доме каждой хозяйки найдется немало пуговиц, разных по цвету,
форме, величине (можно использовать цветные пробки от пластиковых
бутылок, камушки и т.п.). Выложите вместе с ребенком рисунок, это может
быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, цветок и т. д. После того, как
ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему
придумывать свои варианты рисунков. Предлагаем вам немного
пофантазировать и выложить свою композицию.
«Игры с прищепками»
Такой незамысловатый предмет, как прищепка, который также
найдется в любом доме, можно использовать для игры с детьми. Для этого
понадобится цветной картон, ножницы, цветные прищепки и Ваша фантазия.
Если, например, вырезать круг из картона желтого цвета и прицепить к нему
прищепки вместо лучиков, что получится? – Солнышко! А солнышко, какое?
– круглое! А какого оно цвета? – желтое! И вновь в доступной ребёнку форме
мы закрепляем понятие основных сенсорных эталонов. А если подключить
Вашу фантазию и воображение, можно придумать множество предметов, а
недостающие детали дополнить прищепками, подобрав их по цвету
(иголочки к елке, дождик к тучке, хвост и плавники к рыбке и т.д.).
Сегодня мы познакомили Вас лишь с малой частью того, чем Вы
можете занять Ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и
самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами,
называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть
ребенок находится в постоянном потоке информации, это его не утомит. Чем
непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.
Побуждайте ребенка к игре, играйте с малышом в развивающие и веселые
игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для
установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
И в заключении, предлагаем Вам памятку, в которой Вы найдете описание многих других игр, и общие рекомендации по
сенсорному воспитанию детей.
Желаем удачи и до новых встреч!
Памятка для родителей: «РАЗВИВАЕМСЯ, ИГРАЯ»
1.Игра «Поймай ложкой»
Продолжаем играть с разноцветными пробками.
Приготовьте две мисочки. В одну насыпьте пробки, дайте ребенку ложку и предложите переложить пробки из одной емкости в другую. Эта игра будет способствовать развитию координации движений.
2.Игра «Ловля из воды»
Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда пробки или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или воронку . Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую емкость. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.
Льющаяся через отверстия вода вызовет интерес у малыша.
3. Игра «Шагаем в пробках»
Но не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное…
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
4. Игра «Собери палочки»
Рассыпьте перед малышом длинные макароны , счетные палочки, трубочки для коктейля или ватные палочки. Попросите ребенка их собрать и опустить в узкое отверстие (дырочку в дуршлаге, бутылочку с узким горлышком, прорезь в коробочке).
Собирать мелочь с ровной поверхности – непростая задача для детских пальчиков, а уж опускать их в узкую щелочку - и подавно.
Это упражнение развивает мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышлении ребенка.
5. Игра «Баночки от крема»
Возьмите несколько разных баночек с крышками небольшого размера.
Предложите ребенку отвинтить все крышечки, а затем, перемешав их, снова закрыть. Можно играть с тремя-пятью баночками и более. Обратите внимание: все баночки должны быть разными, чтобы к каждой из них подходила только своя крышка. Игра развивает зрительное восприятие, зрительную память, мелкую моторику рук.
Общие рекомендации
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
12. Режьте ножницами.
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.
Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".
Игры и занятия для малышей по развитию мелкой моторики с подручными материалами ( прищепки, крупы, пробки, макароны и т.д.)...
Мастер-класс для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в дома...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Материал позволяет помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольн...
Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Цель мастер-класса: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего до...