как воспитать привычки у ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Носова Мария Валерьевна

советы и рекомендации родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл как воспитать привычки у ребенка25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Советы и рекомендации педагога-психолога

" Как   воспитывать привычки   у ребенка"E:\images.jpg?

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычка — потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое). Привычка - осознанный навык. Объясняйте ребенку, для чего нужно это делать и какой результат он может получить. Задача взрослых – сформировать привычку так, чтобы он выполнял действие, даже когда никого нет рядом. Конечно, будут промахи и ошибки - этого не избежать, но реагировать на них нужно правильно, чтобы не отбить у ребенка желание что-то делать.

Для того, чтобы привычка сформировалась, необходимо похвала и поддержка со стороны родителей, положительные эмоции. Если ребенок получает удовольствие от выполнения или результата того или иного действия, оно обязательно станет его хорошей привычкой.

 Ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научившись готовить — привычку обеспечивать себя завтраком, ужином.

Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).

Начинать формировать хорошие привычки надо как можно раньше. Как только у ребенка сформировался навык, выполнения которого вы хотите сформировать в его привычку, начинайте следить за тем, чтобы ребенок выполнял это действие регулярно.

 К 3—4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания, др.). Так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3—4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь, убирать за собой игрушки.

К 7— 9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду.

К 10—13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д.  Внимательнее относитесь ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Если вовремя не   заложить хорошую привычку — вместо нее   стихийно возникнет вредная привычка.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход в семье за животными или растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны позаботиться о том, чтобы результат был хорошо заметен самим детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться, вопреки своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство — время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

 Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не гаджеты, а мама и папа, общение в чистом виде и событие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и т.д. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра — это единственный способ для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых — это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» — не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранять; во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить, искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны.  Когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой-либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок «производил впечатление», а потому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).

Помните! Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит их родителям. И личный пример тут важнее слов. Так что родителям нужно тщательно контролировать собственные привычки – не противоречат ли они тому, что взрослые пытаются привить ребенку.

В воспитании привычек вам помогут сказки и мультфильмы:

Ребенок не хочет убирать за собой игрушки – прочитайте сказку «Федорино горе», ведь и от ребенка могут убежать его игрушки, если они будут лежать не на своих местах.

 Ребенок постоянно озорничает и делает всё, что ему хочется посмотрите мультфильм «Волшебный мешочек».  

Маленькую прививку от тщеславия обеспечит мультфильм “Самый маленький гном”

Ребенок не любит чистить зубы –посмотрите мультфильм «Птичка Тари».

Мультфильмы «Про лень», «Нехочуху». «Детские шалости»

Вам в помощь «Союзмультфильм»!  

Подготовила консультацию педагог-психолог Носова Мария Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание привычек у ребенка"

Рекомендации для родителей по воспитанию привычек у ребенка....

Рекомендации для родителей:"Воспитание привычек у ребенка"

В данной статье описано как правильно формировать привычки у детей 2-3 лет....

Родительское собрание. Тема: «Вредные привычки у ребенка».

Родительское собрание в младшей группе в форме круглого стола....

Как справиться с вредными привычками у ребенка?

Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы - все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе....

Как воспитать привычку к здоровому образу жизни

Консультация  для педагогов и родителей детей дошкольного возраста. Формировать знания о здровом образе жизни - это замечательно, но как привить стойкую привычку,  да именно привычку, потреб...