Консультация для родителей на тему:«Самомассаж как средство подготовки руки к письму».
консультация (подготовительная группа)
Одно из направлений нашей деятельности – коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей.
Важный аспект работы – подготовка руки дошкольника к обучению
письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.
Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приемы,
методики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало
конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного
труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики,
совершенствования координационных способностей рук детей.
Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук,
являющийся эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и
развивающее - оздоровительным средством для нормально развивающихся
детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Самомассаж как средство подготовки руки к письму»
Подготовила воспитатель подготовительной группы Бондина О.М.
Одно из направлений нашей деятельности – коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей.
Важный аспект работы – подготовка руки дошкольника к обучению
письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.
Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приемы,
методики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало
конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного
труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики,
совершенствования координационных способностей рук детей.
Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук,
являющийся эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и
развивающее - оздоровительным средством для нормально развивающихся
детей.
Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме
игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении
самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, который юный актер
разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах,
ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего
несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие.
Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать
яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия
на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике
развития сюжета.
Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор,
воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма
кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада,
на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой
кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения
иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если
их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние
внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы,
суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.
Помимо этого игровой самомассаж кистей рук — важная составляющая
сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих
кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но
и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно
воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает
их.
Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря
которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,
расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.
Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные,
эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не
только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную
систему, но и способствует увеличению резервных возможностей
функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное
взаимодействие, межполушарные интеграторы — комиссуры, работа
полушарий. Синхронизируется деятельность ассоциативных волокон,
связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария.
Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и
восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры
головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это является важным
аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое
поражение коры головного мозга.
Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение
локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное
воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления,
равномерно распределяя нагрузку на мозг.
Положительная эмоциональная мотивация занятия «повышает общий
уровень функционирования нервных структур в обеспечении их
мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира»
(А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж , является эффективным
средством совершенствования и таких психических функций, как внимание,
память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная,
рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и
творческой сфер.
По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук
способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от
застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по
наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и
эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их
простота, доступность, возможность использования в различной обстановке
и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в
субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной
и развивающей работы.
Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-
минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы, и предлагаем
примеры массажных приемов.
Поглаживание:
- Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти
руки, подушечками выпрямленных двух—пяти пальцев — это «лучи
солнца».
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Г. Виеру
Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко,
расправив пальцы массирующей руки. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.
- Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.
Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
- Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти
руки по душечками двух—пяти пальцев (от кончиков пальцев до
лучезапястного сустава).
Свистели метели,
Летели снега.
Стелила постели
Большая пурга,
Стелила постели
Морозам она,
И было метелям
Совсем не до сна.
Мы утром в окошко
Взглянули на сад —
Сугробы в саду,
Как подушки, лежат.
В. Степанов
- Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука
напоминает дерево: предплечье — это ствол, а кисть с растопыренными
пальцами — крона).
Дунул ветер на березку
Разлохматил ей прическу.
Ветер очень торопился,
Улетел, не извинился.
М. Пляцковский
Растирание
- Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Первый вариант
Чьи руки зимою всех рук горячей?
Они не у тех, кто сидел у печей,
А только у тех, а только у тех,
Кто крепко сжимал обжигающий снег,
И крепости строил на снежной горе,
И снежную бабу лепил во дворе.
В. Берестов
На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая
третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.
Второй вариант
Пять пальцев на руке своей
Назвать по имени сумей.
Первый палец - боковой,
Называется Большой.
Пальчик второй —
Указчик старательный,
Не зря называют его
Указательный.
Третий твой пальчик
Как раз посредине,
Поэтому Средний
Дано ему имя.
Палец четвертый зовут
Безымянный,
Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший — любимчик.
По счету он пятый,
Зовется Мизинчик.
Л. Хереско
Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней,
следующие строки — растирание пальцев подушечкой большого пальца
противоположной руки.
-Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и
концевыми фалангами).
Мурка лапкой носик мыла,
Сидя утром у окошка.
Мурка моется без мыла,
Потому что Мурка — кошка.
В. Левин
Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как
умывается кошечка.
- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками
пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как
лапки у паука).
Диво дивное — наук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
В. Суслов
- Пиление ладони пальцами противоположной руки.
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак.
Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных
пальцев напоминают зубья пилы.
- Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони
противоположной руки.
Пилит, пилит пила,
И жужжит, как пчела,
И визжит, и поет,
Соням спать не дает.
В. Сокол
- Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).
Не секрет для нас с тобой,
Каждый знает это —
Руки мой перед едой
И после туалета.
Разминание
- Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца
противоположной руки.
Толстушка - ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)
Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.
Предварительный просмотр:
Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».
Подготовила воспитатель подготовительной группы Бондина О.М.
Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
1)развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;
2)определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе;
3)способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой.
4)создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий;
5)привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;
6)дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.
Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, заведующая – психолог.
группы, учитель по физической культуре, медсестра.
Материалы и оборудование:
- Ноутбук
- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов
- Бумажные фигуры человека
- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей
- Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»
- Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.
Ход проведения:
Воспитатель:
- Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола».
Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником.
Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.
Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:
Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможность оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1/ 6/ 11/ | 2/ 7/ 12/ | 3/ 8/ 13/ | 4/ 9/ 14/ | 5/ 10/ 15/ | |
+ | + | + | + | + | Всего + |
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс после косой черты, если не согласны - минус.
А теперь подсчитайте, сколько плюсов оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.
Если общий показатель принимает значение:
До 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.
10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 плюса.
1-необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику.
2-нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3- предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4-есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетно-ролевые игры.
5-ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
(Родители обсуждают результаты тестирования)
Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник»
Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Красная полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска - нет особого беспокойства.
(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)
Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению:
- импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно»,
- чрезмерная игривость, крикливость
-трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса),
- неумение общаться со сверстниками,
- неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше),
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение,
классифицировать, выделять сходство, различие,
- плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями),
- нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность
- недостаточное развитие произвольной памяти,
- задержка речевого развития.
Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми «Хочу ли я в школу»? (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей)
Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе
Выступление психолога: Психологическая готовность детей; Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»; Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. (Родители выполняют задание и обсуждают его).
Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.
Ребенок, поступающий в школу, должен:
• правильно произносить все звуки родного языка;
• различать и называть слова с определенным звуком;
• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);
• делить слова на слоги;
• составлять слова из слогов;
• иметь представление о предложении;
• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
• подбирать синонимы, антонимы;
• использовать разные способы образования слов;
• пересказывать знакомые сказки и рассказы;
• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и
необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Для развития речи детей можно применять следующие игровые упражнения:
-Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовѐт окружающие предметы, начинающиеся на определѐнный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.
-Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребѐнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтѐт несложные фразы.
Разговорная речь:
-обсуждая прочитанное, учите ребѐнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами,
-не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца,
-приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их,
-учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями.
Для развития слуховой дифференциации звуков можно показать ребенку две картинки.
Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.
Пример: (з-с) коза — коса
(с-т) санки — танки
(с-ш) мишка — миска
(р-л) рожки — ложки
(ш-щ) чашка — чаща
(г-к) гости — кости
(д-т) плоды — плоты
(б-п) башня — пашня
Для развития связной речи, предложите ребенку рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.
Для развития словаря можно провести следующие игровые упражнения:
1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.
2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда).
3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).
4. Подбор действий к предмету (птица …, собака …).
5. Подбор предметов к действию (лает …, мяукает …).
6. Подбор слов, близких по значению: хороший — приятный.
7. Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой, здоровый -больной, добро – зло.
3. Педагогическая готовность.
Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.
Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведѐнного круглого стола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Нетрадиционные способы рисования как средство подготовка руки к письму детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Материал предназначен для педагогов детских садов...
Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"
Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные спо...
Консультация для воспитателей "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"
Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов....
Игровой самомассаж руки как средство подготовки руки к письму.
Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».
Консультация содержит рекомендации, направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима для развития речи, а так же подготовки рук к письму....
Тематическая гостиная для родителей "Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму"
Существует немало конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования координационных с...
Консультация для педагогов. "Игровой самомассаж как средствоподготовки руки к письму"
Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов...