Консультация для родителей на тему:«Самомассаж как средство подготовки руки к письму».
консультация (подготовительная группа)

Бондина Ольга Михайловна

      Одно из направлений нашей деятельности – коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей.

      Важный аспект работы – подготовка руки дошкольника к обучению

письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приемы,

методики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало

конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного

труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики,

совершенствования координационных способностей рук детей.

Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук,

являющийся эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и

развивающее - оздоровительным средством для нормально развивающихся

детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   Консультация для родителей на тему:

         «Самомассаж как средство подготовки руки к письму»

Подготовила воспитатель подготовительной группы Бондина О.М.

      Одно из направлений нашей деятельности – коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей.

      Важный аспект работы – подготовка руки дошкольника к обучению

письму и коррекция нарушений письменной речи у младших школьников.

Нашими предшественниками разработаны разные подходы, приемы,

методики, повышающие эффективность такой работы. Существует немало

конкретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного

труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики,

совершенствования координационных способностей рук детей.

Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук,

являющийся эффективным и универсальным средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и

развивающее - оздоровительным средством для нормально развивающихся

детей.

     Конкретные рекомендации по применению массажных приемов в форме

игровых процедур, сопровождаемых художественным словом в исполнении

самого ребенка, приводятся ниже. Веселый спектакль, который юный актер

разыгрывает с помощью рук на импровизированной сцене (на пальцах,

ладонях, тыльных и локтевых поверхностях кистей рук), длится порой всего

несколько секунд, а текст пьесы укладывается в маленькое четверостишие.

Но для того чтобы его сыграть, необходимо в своем воображении создать

яркий образ: содержание массажного приема, т.е. механического воздействия

на мышцы, должно четко соответствовать смыслу стихотворения и динамике

развития сюжета.

     Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор,

воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма

кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада,

на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой

кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

    Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения

иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если

их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние

внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы,

суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

    Помимо этого игровой самомассаж кистей рук — важная составляющая

сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих

кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но

и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно

воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает

их.

   Игровой самомассаж — это уникальная тактильная гимнастика, благодаря

которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,

расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов.

Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные,

эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не

только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную

систему, но и способствует увеличению резервных возможностей

функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное

взаимодействие, межполушарные интеграторы — комиссуры, работа

полушарий. Синхронизируется деятельность ассоциативных волокон,

связывающих между собой отдельные участки одного и того же полушария.

Мобилизуются проекционные волокна, входящие в состав нисходящих и

восходящих путей, по которым осуществляется двусторонняя связь коры

головного мозга с нижележащими отделами ЦНС. Это является важным

аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими органическое

поражение коры головного мозга.

    Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение

локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное

воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления,

равномерно распределяя нагрузку на мозг.

    Положительная эмоциональная мотивация занятия «повышает общий

уровень функционирования нервных структур в обеспечении их

мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира»

(А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж , является эффективным

средством совершенствования и таких психических функций, как внимание,

память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная,

рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и

творческой сфер.

      По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук

способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от

застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по

наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и

эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их

простота, доступность, возможность использования в различной обстановке

и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в

субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха коррекционной

и развивающей работы.

     Рекомендуется проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-

минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы, и предлагаем

примеры массажных приемов.

Поглаживание:

- Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти

руки, подушечками выпрямленных двух—пяти пальцев — это «лучи

солнца».

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко,

расправив пальцы массирующей руки. Направление движения — от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

- Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

- Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти

руки по душечками двух—пяти пальцев (от кончиков пальцев до

лучезапястного сустава).

Свистели метели,

Летели снега.

Стелила постели

Большая пурга,

Стелила постели

Морозам она,

И было метелям

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

Взглянули на сад —

Сугробы в саду,

Как подушки, лежат.

В. Степанов

- Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука

напоминает дерево: предплечье — это ствол, а кисть с растопыренными

пальцами — крона).

Дунул ветер на березку

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Растирание

- Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

И снежную бабу лепил во дворе.

В. Берестов

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая

третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй —

Указчик старательный,

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший — любимчик.

По счету он пятый,

Зовется Мизинчик.

Л. Хереско

Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней,

следующие строки — растирание пальцев подушечкой большого пальца

противоположной руки.

-Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и

концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

Потому что Мурка — кошка.

В. Левин

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как

умывается кошечка.

- Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками

пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как

лапки у паука).

Диво дивное — наук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

В. Суслов

- Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

С. Маршак.

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных

пальцев напоминают зубья пилы.

- Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони

противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

В. Сокол

- Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это —

Руки мой перед едой

И после туалета.

Разминание

- Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца

противоположной руки.

Толстушка - ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.



Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником».

Подготовила воспитатель подготовительной группы Бондина О.М.

Цель: организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

 1)развивать у родителей представление о понятии психологическая, педагогическая, мотивационная и физиологическая готовность детей к школе;

2)определить факторы успешной подготовки и адаптации к школе;

3)способствовать сотрудничеству, организации преемственности ДОУ со школой.

4)создать информационное пространство для сотрудничества родителей и педагогов ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий;

5)привлечь родителей к активному совместному участию в подготовке детей к школе;

6)дать практические рекомендации родителям для успешной подготовки детей к школе.

Участники круглого стола: педагоги детского сада, родители детей подготовительной группы, заведующая – психолог.

группы, учитель по физической культуре, медсестра.

Материалы и оборудование:

- Ноутбук

- Листы бумаги, авторучки, фломастеры разных цветов

- Бумажные фигуры человека

- Анкеты, памятки и практические рекомендации для родителей

- Видеозапись интервью детей «Хочу ли я в школу?»

- Выставка методической и развивающей литературы в помощь родителям в подготовке детей к школе.

Ход проведения:

Воспитатель:

- Добрый день, уважаемые родители, гости! Наша встреча будет проходить в форме «Круглого стола».

Тема «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником.

Первый класс-это серьезное испытание, как для детей, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика. Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о подготовке детей к школе.

Поступление ребенка в школу это волнующий момент, который переживаете и вы, и ваш ребенок. И сейчас Вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребенок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Как у него сложатся отношения в коллективе? Предлагаю Вам пройти тест:

Тест для родителей «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможность оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе».

       1

       2

      3

      4

      5

1/

6/

11/

2/

7/

12/

3/

8/

13/

4/

9/

14/

5/

10/

15/

        +

      +

      +

      +

       +

Всего +

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте плюс после косой черты, если не согласны - минус.

А теперь подсчитайте, сколько плюсов оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

Если общий показатель принимает значение:

До 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайне мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 плюса.

1-необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, мелкую моторику.

2-нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3- предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4-есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетно-ролевые игры.

5-ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

(Родители обсуждают результаты тестирования)

Практическое задание: упражнение «Мой ребенок будущий первоклассник»

Вы все очень хорошо знаете своих детей. Подумайте и выделите черты, которые, по вашему мнению, помогут или затруднят предстоящую учебу в школе. Возьмите фигурку человечка, напишите на ней синем цветом, те черты, которые помогут и красным цветом те черты, – которые затруднят учебу вашего ребенка. А после этого поставьте фигурку на одну из трех полосок – дорожек, ведущих к школе. Красная полоска означает сильное ваше беспокойство, желтая – умеренное, зеленая полоска - нет особого беспокойства.

(Родители выполняют задание и делятся своими опасениями)

Портрет первоклассника, не готового к школьному обучению:

- импульсивность, бесконтрольное поведение, преобладание «хочу» над «можно»,

- чрезмерная игривость, крикливость

-трудности общения с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать или наоборот, непонимание своего статуса),

- неумение общаться со сверстниками,

- неспособность следовать инструкции (ребенок быстро отвлекается, не понимает, с чего начать и что делать дальше),

- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение,

классифицировать, выделять сходство, различие,

- плохое развитие мелкой моторики рук (не любит рисовать, не умеет работать с мелкими деталями),

- нарушение  темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест и т.д.), пассивность

- недостаточное развитие произвольной памяти,

- задержка речевого развития.

Родителям предлагается посмотреть видеозапись интервью с детьми «Хочу ли я в школу»? (родители смотрят видеофильм и обсуждают ответы детей)

Воспитатель: Подготовка к школе – процесс многоплановый. Психологи выделяют разные виды готовности к школе

Выступление психолога: Психологическая готовность детей; Практическое задание для родителей «В школу с удовольствием»; Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе. (Родители выполняют задание и обсуждают его).

Воспитатель: Ребенок, идущий в школу должен иметь развитую связную речь, уметь отвечать на вопросы, задавать их. Иметь представления о культуре речевого общения.

Ребенок, поступающий в школу, должен:

• правильно произносить все звуки родного языка;

• различать и называть слова с определенным звуком;

• уметь определять место звука в слове (начало — середина — конец);

• делить слова на слоги;

• составлять слова из слогов;

• иметь представление о предложении;

• уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;

• подбирать синонимы, антонимы;

• использовать разные способы образования слов;

• пересказывать знакомые сказки и рассказы;

• составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и

необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Для развития речи детей можно применять следующие игровые упражнения:

-Можно поиграть с дошкольником в слова: пусть он назовѐт окружающие предметы, начинающиеся на определѐнный звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква.

-Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребѐнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтѐт несложные фразы.

Разговорная речь:

-обсуждая прочитанное, учите ребѐнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами,

-не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца,

-приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их,

-учите грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями.

Для развития слуховой дифференциации звуков можно показать ребенку две картинки.

Произнесите слово и попросите ребенка показать названный предмет.

Пример: (з-с) коза — коса

(с-т) санки — танки

(с-ш) мишка — миска

(р-л) рожки — ложки

(ш-щ) чашка — чаща

(г-к) гости — кости

(д-т) плоды — плоты

(б-п) башня — пашня

Для развития связной речи, предложите ребенку рассказать, что он видит на картинке. Обратите внимание, что ребенок должен не только перечислить увиденные им предметы, а назвать время суток, дать имена, объяснить, что делают люди.

Для развития словаря можно провести следующие игровые упражнения:

1. Название предметов, относящихся к разным группам, например: деревья, цветы, овощи, мебель.

2. Нахождение общих названий для группы предметов (чашка, стакан, блюдце — посуда).

3. Подбор признаков и название по признакам предмета, например: кислый, желтый (лимон).

4. Подбор действий к предмету (птица …, собака …).

5. Подбор предметов к действию (лает …, мяукает …).

6. Подбор слов, близких по значению: хороший — приятный.

7. Подбор слов противоположных по значению: хороший – плохой, здоровый -больной, добро – зло.

3. Педагогическая готовность.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета)– это и есть педагогическая готовность.

Воспитатель: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшней встречи. Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут увидеть положительные и отрицательные стороны проведѐнного круглого стола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействую­щий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными ве­ществами, на выведение продуктов распа­да, на сократительные спо...

Консультация для воспитателей "Игровой самомассаж, как средство подготовки руки к письму"

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов....

Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики как средство подготовки руки к письму».

Консультация содержит рекомендации,  направленые на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму....

Тематическая гостиная для родителей "Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму"

Существует немало кон­кретных рекомендаций по применению пальчиковой гимнастики, ручного труда, изодеятельности, лепки и т.д. для развития мелкой моторики, совершенствования ко­ординационных с...

Консультация для педагогов. "Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму"

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных на коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов...