Консультация для родителей " Как проводить досуг с ребёнком"
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_dosug_detey_doma.docx | 24.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей « Как проводить досуг с ребёнком»
Форс-мажор в нашей жизни – сейчас штука не редкая, и сейчас, когда вы сидите дома вашим детям, да и вам тоже, надо чем-то занять себя. Мультфильмы и компьютерные игры - это конечно хорошо, но только на совсем короткое время.
Поиграйте и позанимайтесь с детьми, а мы вам подскажем во что!
Занять своего малыша чем-то интересным и полезным – значит не только обеспечить ему необходимые условия для полноценного развития, но и создать атмосферу любви, взаимопонимания и доверия между ним и Вами - родителями. Четырехлетки – это уже вполне самостоятельные, любознательные маленькие личности со своими интересами и потребностями.
Игры на развитие мелкой моторики
«Угости кукол»
Сложите в коробку бусинки трех цветов. Предложите ребенку разложить их по разным тарелочкам в виде угощения для кукол. Кукла Лена любит малину, значит, в ее тарелочку надо положить все красные бусинки. Кукле Оле - леденцы (желтые бусинки), а Кукле Наташе - синие бусинки - виноградинки. Учите перекладывать бусинки по одной штуке, покажите, как следует брать их тремя пальцами. После того, как работа будет завершена, пригласите кукол полакомиться.
«Золушка»
Расскажите сказку «Золушка» или придумайте свой увлекательный рассказ. Предложите ребенку отсортировать смешанные зерна.
Можете использовать все, что найдется на кухне – чем больше видов зерен будет в смеси, тем полезнее и занимательнее для малыша.
Дайте ему такое количество емкостей, сколько видов зернышек вы смешали и пусть сортирует. Мелкая моторика рук от такой игры развивается отлично, а какой восторг будет в конце игры, когда, завершив свои дела, «Золушка» отправится на бал!
«Яблоки созрели»
Вырежьте из цветного картона дерево и несколько яблок. На ветви пришейте небольшие пуговицы, а к плодам — петли соответствующего размера. Предложите малышу пристегнуть яблоки к веткам. Из нескольких яблонь можно сделать сад. Во время сбора «урожая» (пуговицы расстегиваются) попросите ребенка собрать сначала красные, затем зеленые яблоки.
Играя, малыш тренирует пальчики, развивает координацию рук и мелкую моторику, кроме того, осваивает навыки классифицирования предметов (в данном случае группирует яблоки по цвету).
«Необычные рисунки»
Ровным тонким слоем насыпьте на поднос манную крупу. Покажите, как на содержимом подноса пальцем можно рисовать различные изображения. Предложите малышу нарисовать домик, дерево и т.п.
«Волшебная шкатулка»
В шкатулку или коробку сложите пуговицы, катушки с нитками, игрушки и другие мелкие предметы. Попросите ребенка разобрать все вещи и разложить их по разным коробкам. При этом находитесь рядом с малышом и следите за тем, чтобы игровой материал не оказался во рту.
«Паутинки»
Возьмите картонную коробку, на каждой из ее сторон проделайте по несколько отверстий. Предложите ребенку сплести паутину, продевая разноцветные нити сквозь отверстия.
Игры на развитие тактильных ощущений
«Отгадай, не глядя»
Попросите ребенка закрыть глаза и отгадать, что вы положили ему в руку. Используйте для игры предметы разной величины, формы, сделанные из разных материалов. Предложите ребенку прокомментировать свои ощущения: «Я держу что-то небольшое, деревянное, легкое, с острыми углами. Наверное, это кубик».
«Выбери одежду»
Собираясь на прогулку, предложите ребенку поиграть: он выбирает себе майку или штанишки из нескольких, затем отворачивается или закрывает глаза и, ощупывая одежду, находит то, что он выбрал.
«Чем отличаются?»
На прогулке соберите в ведерко самые разные предметы: камни, ветки, листья деревьев и т.п. Затем высыпьте содержимое ведерка и все внимательно рассмотрите. Попросите ребенка взять в руки два разных предмета, например, камень и лист, и описать их отличия, ориентируясь на собственные ощущения: «Камень тяжелый, а лист легкий. Камень круглый, лист — плоский и т.д.». Предложите малышу закрыть глаза и угадать, какие предметы вы вложили ему в руки.
«Найди круги»
Вырежьте геометрические фигуры из бумаги разной текстуры (картон, бархатная бумага, альбомный лист, газетный лист). Завяжите ребенку глаза и попросите выбрать из вырезанных фигурок все круги, обводя пальцами по контурам предметов. Затем, таким же образом, нужно отыскать квадраты и другие знакомые малышу фигуры.
«Снежки»
Подготовьте бумагу разной текстуры: альбомный лист, тетрадный лист, салфетку, газетный лист. Предложите ребенку сминать бумажные листы и скатывать из них шарики — снежки. Во время игры просите малыша комментировать свои ощущения - какие из образцов легче сминаются, какие снежки получаются плотнее (тяжелее), а какие — легче. «Слепив» снежки, можно устроить соревнование — кто дальше бросит бумажный шарик. Бросая «снежки» с высоты, понаблюдайте, шарик из какой бумаги летит быстрее, объясните малышу, почему так происходит.
Игры на развитие цветового восприятия у детей
«Разноцветный поезд»
Для игры вам потребуется несколько картонных коробок. Вместе с малышом оклейте каждую коробку цветной бумагой так, чтобы все они отличались друг от друга. Скрепите коробки нитками или клейкой лентой - получился поезд с разноцветными вагонами. Теперь расскажите ребенку правила игры: поезд поедет только в том случае, если цвет предметов, помещенных в каждый вагон, будет совпадать с цветом вагона. Например, в коробку, оклеенную желтой бумагой, можно класть все игрушки желтого цвета и т.д. Если кроха затрудняется сделать правильный выбор, помогите ему: «Давай приложим этот кубик к вагончику и сравним их цвет? Как ты думаешь, кубик такого же цвета, как коробка?». Загрузив все вагоны, отправляйтесь в «путешествие».
«Собери по цвету»
Для игры вам потребуется 5 групп геометрических фигур. В каждую группу входят разные фигуры определенного цвета. Расскажите малышу сказку о том, как человечки из пяти королевств решили поиграть, перепутались и заблудились. Попросите ребенка помочь фигуркам найти свои города (лист цветной бумаги соответствующего цвета). Чтобы малышу было интереснее, нарисуйте на каждой фигурке смешную рожицу.
«Сделай радугу»
Для игры вам потребуется бархатная бумага, разноцветные шерстяные нитки. Нарисуйте на белом листе радугу, предложите ребенку выложить такую же из ниток, закрепляя их на бархатной бумаге. При этом малыш должен сам выбрать нитки нужного цвета и расположить их в соответствии с образцом. Вместе с крохой назовите каждый цвет радужного спектра.
«Посади цветы»
Подготовьте цветы, вырезанные из цветного картона, четыре прямоугольника — клумбы. Предложите ребенку помочь садовнику рассадить цветы по клумбам — на каждой клумбе должны расти только одинаковые цветы. Просите малыша называть цвет каждого цветка.
Игры на развитие навыков классифицирования
«Помоги собрать урожай»
Для игры вам потребуются муляжи или картинки с изображениями овощей и фруктов. Разложите вперемешку овощи и фрукты. Зайка и мишка пришли собирать урожай, но сильный ветер перемешал все плоды. Попросите ребенка помочь зайке собрать и сложить в корзину фрукты, а мишке — овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.
«Две дороги»
Вырежьте из картона или бумаги две полосы разной ширины. Попросите ребенка выбрать узкую полосу — это будет дорога для маленьких машин, а широкая — соответственно, для больших. Покажите, как методом наложения полос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.
«Подбери ленту»
Для этой игры вам потребуются две куклы разного размера и две ленты. Одна — широкая и длинная, другая — узкая и короткая. Предложите малышу подарить ленты куклам. Большой кукле нужна широкая лента, а маленькой — узкая. Сравните ширину и длину лент методом наложения их друг на друга.
«Выбери дорогу»
Разложите перед ребенком несколько бумажных полос разной ширины. Попросите его найти самую широкую полосу, затем самую узкую. Учите малыша проводить сравнительный анализ: «Вторая полоса уже, чем первая, но шире, чем третья и т.п.». Предложите крохе сделать полосы дорогами для машин разных размеров. Проследите, чтобы ширина полосы соответствовала размерам машины. Обобщите: большим машинам нужна широкая дорога, маленьким — узкая.
«Большой и маленький»
Нарисуйте три домика разного размера, расскажите малышу, что в них живут медвежонок, зайчик и мышка. Поинтересуйтесь: «Как ты думаешь, кто живет в большом домике? Медвежонок? Правильно. А почему ты так решил? (медвежонок больше зайки и мышки, значит, ему нужен большой домик и т.п.)». Теперь перед каждым домиком нужно нарисовать дорожку. Учите ребенка рассуждать: медвежонок большой, значит, ему нужна широкая тропа, зайчику — поуже, а мышке — совсем узенькая.
«Удивительные животные»
Для игры вам потребуются 20 карточек с изображениями самых разных животных. Попросите ребенка отделить от других всех хищников, выбрать всех животных с пушистым мехом, найти всех тех, кто имеет рога, отобрать зверьков, живущих в норках.
«Одень куклу на прогулку»
Разложите перед ребенком несколько предметов кукольной одежды. Поясните, что кукла хочет пойти гулять, но никак не выберет, что ей надеть. Предложите одеть куклу для зимней прогулки. Уточните, без чего нельзя выходить на улицу зимой (шапка, шарф, варежки, шубка и т.п.). Таким же образом стройте игру, провожая куклу на прогулку в другое время года.
Игры на развитие памяти и внимания у детей
«Посмотри и запомни»
Покажите ребенку крупную игрушку, например, куклу или машину. Через несколько секунд спрячьте ее. Попросите малыша подробно описать увиденный предмет. Если это кукла, уточните, какого цвета было ее платье, волосы, глаза. Есть ли у нее носочки, туфельки и т.п. Наводящими и уточняющими вопросами побуждайте ребенка вспоминать самые незначительные детали. После того, как рассказ-описание завершится, достаньте игрушку и рассмотрите ее еще раз, отмечая все неточности рассказа.
«Спрятавшаяся картинка»
В течение нескольких секунд показывайте ребенку яркую картинку, затем попросите малыша отвернуться и поместите рисунок среди других похожих картинок. Предложите крохе отыскать и показать рассмотренное ранее изображение. Усложняя игру, увеличивайте количество картинок, используйте рисунки с неярко выраженными различиями, большим количеством деталей. Рассматривайте по 2—3 картинки и т.п.
«Что изменилось?»
Предложите ребенку внимательно посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите, затем попросите отвернуться. Измените какую-либо деталь в своем туалете (заколите волосы, повяжите шарфик, расстегните пуговицу). Повернувшись, малыш должен указать, что изменилось в вашем облике.
«Собери игрушку»
Нарисуйте два одинаковых предмета, состоящих из нескольких деталей (дом, машина, зайка, мишка). Один рисунок вырежьте и разделите на составляющие. В течение нескольких секунд показывайте ребенку целое изображение, затем попросите собрать его из вырезанных деталей. Усложняя задание, предлагайте изображения и детали нескольких предметов, объектов со схожими деталями (зайка, мишка, машины с колесами разных размеров и т.п.).
«Будь внимателен»
Называя малышу различные предметы, попросите его хлопать в ладоши, если он услышит слово, относящееся к категории «посуда». Затем топать ногой при названии предмета мебели. Усложняя задание, объедините первую и вторую игру: ребенок хлопает в ладоши при упоминании предметов посуды и топает ногой, услышав предмет мебели.
Игры, обучающие счету детей
«Выложи круги»
Подготовьте карточки с изображением разного количества одинаковых предметов, например: картинка с одной грушей, далее - картинка с двумя грушами и т.д. Вырежьте из картона несколько кругов. Попросите ребенка под каждой карточкой выложить столько кружков, сколько предметов изображено на картинке.
«Загрузи машину»
На четыре машины прикрепите номера — с 1 по 4. Предложите ребенку загрузить машины строительным материалом (кубики, детали конструктора). Машина может увезти ограниченное количество предметов, обозначенное прикрепленной к ней цифрой. Загружая стройматериалы, помогайте малышу пересчитывать их: «Кладем один кубик, теперь второй. Мы загрузили два кубика».
«Все по три»
Обыграйте сказку «Три медведя». Вы играете куклой, изображающей Машеньку, ребенок отвечает за медведей. Маша приходит в дом медведей, попросите малыша подготовить три стула, три тарелки, три ложки в соответствии с размерами медведей: большое, среднее, маленькое. Затем обустройте спальню косолапых. Пришла пора появиться медведям. Предложите ребенку поговорить от имени Михайло Потапыча — грубым голосом, от имени Настасьи Петровны - голосом потоньше, и, наконец тонким голоском Мишутки.
«Раздай морковку»
Слепите из пластилина трех зайцев и четыре моркови. Попросите ребенка угостить зайчиков. Каждый зверек получает по одной моркови, одна остается лишней. Обратите на это внимание малыша: «Сколько у нас зайчиков? Три. А морковок? Четыре. Если ты отдашь эту морковь одному из зайцев, то у него будет две, а у остальных – по одной. Им будет обидно, значит одна морковка - лишняя. Мы ее уберем. Осталось три морковки и три зайца - поровну».
«Положи цветок»
Вырежьте из картона два комплекта цветов — 3 желтых и 3 красных. Разделите их между собой. Выложите ряд из своего комплекта цветов. Попросите ребенка выкладывать его цветы непосредственно под вашими — цветок под цветком. Фиксируйте внимание малыша на том, что выкладывать фигуры следует слева направо. Когда задание будет выполнено, посчитайте цветы в обоих рядах. «У меня три цветочка и у тебя три».
«Гости у куклы»
Создайте игровую ситуацию: кукла пригласила в гости зайку и мишку. Предложите ребенку накрыть на стол, но дайте ему всего две тарелки и чашки. Когда гости разместятся за столом, обратите внимание ребенка на то, что одному из них не во что положить угощение: «Сколько игрушек сидит за столом? Три. А сколько тарелок? Две. Значит тарелок меньше, чем игрушек. Сколько надо добавить тарелок, чтобы их стало столько же, сколько игрушек?». После того, как справедливость восстановлена, зафиксируйте внимание малыша на том, что тарелок и игрушек — поровну.
Занятия для развития творческих способностей
1. Рисование по трафарету
Дети в три года активно учатся, и хотя еще не умеют точно передавать в рисунке все, что им хотелось бы изобразить, они осваивают основные навыки. Отличный помощник в этом деле – трафарет. В любом магазине детских или канцелярских товаров можно найти огромный выбор трафаретов и их стоимость небольшая.
Есть трафареты с геометрическими фигурами, растениями, силуэтами животных, алфавитом, цифрами. Изображая картинки, буквы и цифры помощью трафарета ребенок усваивает первые навыки письма и рисования, которые в дальнейшем будут закрепляться и развиваться.
Кроме этого, дети очень радуются, видя какие красивые и ровные рисунки у них выходят, а это дополнительный вклад в развитие уверенности в себе и здоровой самооценки.
2. Рисование нетрадиционными способами
• Кляксография
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
• Тычок жесткой полусухой кистью
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
• Рисование пальчиками
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• Рисование ладошкой
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3. Лепка
Можно выбрать любой материал для лепки – готовое детское тесто, которое продается в магазинах игрушек, пластилин или же массу домашнего приготовления.
Рецепт соленого теста прост: мука высшего сорта и соль мелкого помола в равных пропорциях, разводятся водой в таком количестве, чтобы готовое тесто было эластичным и не липло к рукам. Готовые фигурки можно запечь в духовке, а затем покрыть их гуашью.
Но, важно показать малышу, как можно из этого материала создавать фигуры разных форм и переделывать их в случае необходимости.
Лепка – это отличная возможность для малыша реализовать свой творческий потенциал, развить воображение и ловкость, тренировать усидчивость и концентрацию внимания. Главное, это занятие, которое абсолютно универсальное и подходит для детей практически всех возрастов.
4. Аппликации
Не все родители готовы дать трехлетке в руки ножницы, но под присмотром взрослого всё же необходимо учить ребенка работе с ножницами! Для создания аппликации в этом возрасте, конечно родители подготавливают и вырезают все необходимые фигурки, а малыш наблюдать за этим процессом и приклеивать их на бумагу в том порядке, в каком посчитает нужным.
Если малыш начнет интересовать ножницами, можно начать его знакомить с этим инструментом – выбрав детский, безопасный вариант. Конечно же, даже безопасные ножницы нельзя оставлять детям без присмотра.
Занятия направленные на развитие всех психических процессов
1.Пазлы
Отличное занятие для детей и взрослых – сборка картинок из ярких деталей-пазлов. Важно понимать, что это не просто игра, а возможность сделать огромный вклад в развитие малыша.
Подбор правильных деталей – это интенсивное развитие интеллектуальных и аналитических способностей. Но, это еще не все преимущества, которые дает данное занятие! Благодаря собиранию пазлов дети становятся более усидчивыми и развивают способность к продолжительной концентрации внимания.
2.Конструктор
Отличный способ, чем занять ребенка 3 лет дома – дать ему в руки конструктор. Многие родители жалуются, что их дети не любят строить из конструктора. На самом деле это не так. Все трехлетки любят играть конструктором, просто не все умеют это делать.
Нужно показать ребенку несколько идей и принцип действия, и затем вы удивитесь, как сильно это занятие может увлечь трехлетку.
Дайте дочке или сыночку задание – например, построить мебель для игрушечных зверушек или кукол, гараж для автомобиля. Дети выполнят задание с удовольствием и получат массу положительных эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Как проводить с ребёнком пальчиковые игры".
Консультация для родителей "Как проводить с ребёнком пальчиковые игры"....
Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком досуг»
Досуг – это свободное время от основной деятельности, которым человек распоряжается по собственному усмотрению. Неумение содержательно и с пользой для себя и окружающих организовать до...
Консультация для родителей "Как проводить с ребёнком досуг"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком досуг»
Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком досуг»...
Консультация для родителей "Как проводить с ребенком досуг"
Активный отдых нужен не только взрослым, но и детям....
Консультация для родителей "Как проводить с ребёнком речевые пальчиковые игры"
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, сти...
Консультация для родителей: "Как проводить с ребенком досуг".
Консультация средняя группа...