Логоритмика - что это такое и для чего она нужна на музыкальных занятиях.
статья (старшая, подготовительная группа)
Как и для чего музыкальных занятиях используется логоритмика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2020-roditelyam_-_logoritmika_-_chto_eto_takoe_i_dlya_chego_ona_nuzhna.doc | 226 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Логоритмика- что это такое
и для чего она нужна на музыкальных занятиях.
О здоровье подрастающего поколения , начиная с дошкольного возраста.., наше государство всегда проявляло особую заботу, а сейчас здоровье подрастающего поколения у государства вызывает особую озабоченность…..
Так по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, что составляет всего лишь 10% среди будущих первоклассников .
Детки с нарушениями устной речи, как правило, в процессе обучения в школе испытывают определенные трудности в овладении навыком письма и чтения.
Исследования современных педагогов показали, что целенаправленное формирование слухо-зрительно-двигательной координации у дошкольников с рече-двигательными нарушениями возможно, применяя на музыкальных занятиях и в повседневной жизни дошколят специальные музыкально-ритмические упражнения, песенки и игры - логоритмика.
Логоритмика – на основе сочетания музыки и движения; музыки и слова; музыки, слова и движения, направлена на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.
На рубеже XIX—XX веков в разных странах Европы практически одновременно появились публикации и исследования, касающиеся вопросов ритма и ритмического воспитания.
Непринужденность, приобретаемая детьми при выполнении ритмических движений, положительно влияет и на двигательные свойства речевых органов.
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться не сформированность речевого аппарата и в данном случае логоритмика помогает детям преодолевать речевые барьеры.
В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. Музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом.
Выделяют:
- коррекционные,
- образовательные,
- воспитательные задачи.
К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников.
Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа.
Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.
Логоритмика помогает педагогу выполнять одну очень важную задачу – она отвлекает ребёнка от его основной проблемы с речью и позволяет решать ее с помощью игры. Во время таких занятий ребёнок открыт к общению, может выразить себя в творческом плане.
Веселая логоритмика как средство речевого развития дошколят оказывает огромное положительное влияние и на состояние здоровья детей, на их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.
Значение ритмического и логоритмического воздействия на детей дошкольного возраста подчеркивали многие исследователи. Они утверждали, что логоритмика воздействует на физическое, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Первое понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения. Именно Г. А. Волкова (Галина Анатольевна Волкова- канд. пед. наук, профессор, президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, Санкт-Петербург.) путем многолетних исследований доказала, что логопедическая ритмика тесно связана с методикой музыкального воспитания, поскольку музыка оказывает влияние на повышение качества исполнения движения :
- выразительность,
- ритмичность,
- четкость,
- координацию,
- плавность, слитность).
В. М. Бехтерев - великий русский ученый в своих трудах по психологии детей отмечал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».
«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети».
Поэтому, главной задачей является – коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи и координации через музыкальное воспитание.
Основной формой работы по музыкальному воспитанию являются музыкальные занятия.
Принимая во внимание особенности детей, имеющих речедвигательные нарушения, для устранения темпо-ритмических нарушений речи, моторного напряжения, скованности в движениях, дискоординации, рекомендуются музыкальные занятия, которые имеют логоритмическую направленность.
Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому вся непосредственно- образовательную деятельность логоритмикой организована с использованием игровых приемов, включая сюрпризные моменты, которые так необходимы для поддержания интереса детей.
На занятиях по логоритмике используются различные предметы – мячи, ленты, палочки, самодельные музыкальные инструменты, которые требует от ребёнка еще большей концентрации внимания, что положительно сказывается на результате работы.
Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы , которые разучиваются на музыкальных занятиях можно использовать и на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, которые благотворно влияют на весь организм ребенка и способствуют повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
- песни-распевки (песенки мажорного лада в начале занятия, задающие позитивный тон и подготавливающие голос к пению);
- дыхательная гимнастика (упражнения, которые формируют правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох) и тренируют силу вдоха и выдоха);
- артикуляционная гимнастика (упражнения, способствующие тренировке мышц речевого аппарата);
- игровой массаж (выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека);
- пальчиковые игры (упражнения с пальчиками и ладошками, развивающие речь ребенка, общую и мелкую моторику, благоприятно влияющие на все функции организма);
- речевые игры (песенки, сопровождающиеся движениями и звучащими жестами, которые эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности, ориентации в пространстве, слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, творческой фантазии и воображения, расширяют словарный запас);
- сказки-шумелки (игра на шумовых и музыкальных инструментах способствует развитию слухового восприятия, ритмического слуха и мелкой моторики, формирует навыки сотрудничества и сотворчества);
- коммуникативные игры (музыкально-ритмичкские движения с непосредственным контактированием с партнёром развивают навыки общения, разрешения конфликтных ситуаций, установление контакта);
- музыкотерапия (слушание правильно подобранной музыки с выполнением, психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание
Основным принципом построения всех перечисленных видов работы является тесная связь музыки и движения.
Самым доступным и результативным видом музыкальной деятельности в решении коррекционных задач у детей, имеющих речевые нарушения, является пение.
В процессе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика - это упражнения для языка, щек, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей и развивают мимику.
Так как в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки - проведение дыхательных упражнений.
Систематическое развитие навыков выразительного пения помогает преодолевапть речевые нарушения, решая многие коррекционные задачи :
- Развитие слухового и зрительного восприятия.
- Совершенствование общей и мелкой моторики.
- Развитие дыхания,
- координации слуха и голоса, артикуляционного аппарата.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Воспитание уверенности в своих силах.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений. Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью.
Логоритмика полезна всем детям, как имеющим незначительные речевые проблемы, так и детям с правильной речью. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник по безопасности. "Что такое безопасность. Для чего она нужна, почему она важна".
Сценарий праздника в игровой, занимательной форме знакомит детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения и правилами пожарной безопасности. Праздник можно проводить в любое время года как ...
Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития дошкольников на музыкальных занятиях»
Мастер-класс на тему:«Логоритмика, как средство эффективности умственного и физического развития дошкольников на музыкальных занятиях»...
Квест игра в ДОУ. Что это такое и для чего это нужно?
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение воспитателей специалистов к ним обусловлено стремлени...
Консультация для родителей.Что такое сенсорика,для чего она нужна?
Консультация для родителей.Что такое сенсорика, для чего она нужна?...
Блоки Дьенеша. Что это такое и для чего они нужны при работе с дошкольниками.
Познавательная статья на тему: "Блоки Дьенеша". Специальное дидактическое пособие для освоения математики дошкольниками....
«Что такое деньги? Для чего они нужны?»
Сформировать у детей основы финансовой грамотности...