Умеет ли Ваш ребенок дружить?
материал
Предварительный просмотр:
УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК ДРУЖИТЬ?
Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных – всему тому, чему родители не могут его научить.
Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду. Первым настораживающим признаком служит обычно то, что ребёнок не рассказывает родителям ничего о детях из своей группы или рассказывает о них неохотно. Поговорите с воспитателем группы, может быть, она подтвердит ваши опасения.
О ВАЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ДРУЖБЫ
Если вашему ребёнку меньше 6 лет и у него мало друзей или их нет совсем, то, скорее всего, социальные навыки усваиваются им медленнее, чем другими детьми, и возможно, чтобы научиться дружить, ему понадобится ваша помощь. И начать здесь нужно с умения подходить к другим детям и завязывать разговор. Для этого лучше выбрать самого общительного и дружелюбного ребёнка в детсадовской группе или во дворе. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки. Потом можно сказать: «Привет, меня зовут... Можно поиграть с тобой?».
Время от времени ребёнок даже с нормальными социальными навыками может замыкаться в себе. Обычно это случается при разводе родителей, смене школы или детского сада, при переезде в другой город и в других стрессовых для ребёнка ситуациях. Насколько это возможно, вам следует подготовить ребёнка к предстоящим переменам, обсудив с ним, что происходит, что изменится в его жизни после этого, и как ему нужно себя при этом вести.
При этом неважно, сколько друзей будет иметь ребёнок. Количество друзей, необходимое ребёнку, зависит от того, насколько он робок или, наоборот, общителен. Чтобы развить в себе навыки общения, стеснительному ребёнку достаточно иметь двух-трёх хороших друзей, тогда как экстраверты отлично чувствуют себя в большой компании. Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок пользовался популярностью среди ровесников. Главное при этом – проявить объективность и оставить в стороне ваши собственные предпочтения. Трудность начинается, когда у родителей и ребёнка разные темпераменты. И общительные родители, у которых стеснительный ребёнок, могут начать слишком давить на него, полагая, что то, что было для них хорошо в их детстве, должно подходить и для их ребёнка. Родителя-интроверта может, напротив, заботить слишком большое число приятелей у ребёнка, тогда как ему (родителю) кажется, что лучше иметь одного, но верного друга.
Хорошо, когда ребёнок окружён большим числом приятелей. Но что касается по-настоящему близкой дружбы, принцип «чем больше, тем лучше» перестаёт действовать. Даже очень общительному ребёнку может не хватать той крепкой взаимной дружбы, которая ему действительно нужна, в которой его понимают и принимают таким, какой он есть.
Число друзей варьируется по мере взросления ребёнка, также как меняется с возрастом и сама концепция дружбы. У дошкольников и младших школьников друзьями, как правило, становятся наиболее доступные им для игры дети, обычно соседи по двору. И поскольку многие дети удовлетворяют этому критерию, то на вопрос «Кто твои друзья?» ребёнок младшего возраста обычно выдаёт целый список имён.
Позже круг друзей сужается. Дети начинают выбирать друзей исходя из собственного вкуса и взаимных интересов, зачастую выбирая друзей по своему образу и подобию. Причём своему кругу друзей дети остаются верны довольно долгое время. Но, несмотря на такую прочную связь, в подростковом возрасте былая дружба может распасться, если один из друзей физически и эмоционально развивается быстрее, чем другой.
ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?
Независимо от того, 5 или 15 лет ребёнку, неумение дружить или потеря друга является для него тяжёлым испытанием. И родители по мере сил должны помочь ему справиться с этой трудной ситуацией. Чем же могут помочь родители?
· Создавайте возможности для дружбы. Периодически спрашивайте у ребёнка, не хочет ли он пригласить в гости своего друга или устроить вечеринку для своих друзей или соседских детей. Пригласите одного из детей к себе домой, дети легче находят контакт, общаясь один на один. Найдите ему занятие по душе, спортивную секцию или кружок рукоделия, где ребёнок мог бы встречаться и общаться со своими сверстниками.
· Научите ребёнка правильному общению. Когда вы обсуждаете с ребёнком, как принимать в расчёт чувства другого человека, и учите его сочувствию и справедливости, вы прививаете ему очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени. Дети могут научиться состраданию уже в 2–3-летнем возрасте. Если у них возникает конфликт с другом, посоветуйте им возможные пути решения этого конфликта. Хвалите ребёнка за хорошие, добрые поступки и порицайте, когда он выказывает эгоизм.
· Обсуждайте с ребёнком его друзей и его социальную жизнь, даже если он уже подросток. Зачастую дети, особенно старшего возраста, неохотно говорят с родителями о своих проблемах с друзьями. Но им, тем не менее, необходимо ваше сочувствие и помощь. Если ваш ребёнок заявляет «Меня никто не любит!», не следует утешать его такими проходными фразами, как «Мы же с папой тебя любим» или «Ничего, найдёшь себе новых друзей». Ребёнок может решить, что вы не принимаете всерьёз его проблемы. Вместо этого постарайтесь, чтобы он откровенно рассказал о том, что у него произошло: поссорился ли он с лучшим другом, или чувствует себя в классе «белой вороной». Проанализируйте с ним возможные причины конфликта: может быть, у друга было плохое настроение и т. д., и постарайтесь найти пути к примирению.
Чем старше становится ребёнок, тем больше на его самооценку начинает влиять его успех в детском коллективе и мнение о нём других детей. И если у ребёнка нет друзей, ему не звонят по телефону и не приглашают на вечеринки, то ребёнок начинает чувствовать себя изгоем. Это тяжело не только для самого ребёнка: в этой ситуации его родители также чувствуют обиду на других детей, их родителей и даже на своего ребёнка за то, что тот «не такой как все». Кроме того, родители зачастую чувствуют и свою вину в происходящем. Но вмешательство родителей в возникшую ситуацию должно быть очень осторожным. Вы можете морально поддерживать ребёнка и помогать ему советом, но, в конце концов, разрешить проблему ребёнок должен сам.
9 ИЮНЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ДРУЗЕЙ
Ежегодно 9 июня мир отмечает День друзей. Эта праздничная дата считается неофициальной, но повод для её создания не теряет актуальности.
Международный день друзей просто создан для того, чтобы мы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, напомнили своим друзьям о том, как они важны для нас, и порадовали их.
Про этот праздник в России знают совсем немногие. Между тем Международный день друзей с каждым годом становится всё популярнее.
Одной из самых интересных особенностей дружбы является то, что её уже много столетий пытаются представить как нечто давно исчезнувшее из человеческого обихода. Все народы во все времена почитали дружбу величайшей ценностью, и при этом неизменно считали «подлинную дружбу» крайне редкой. Расцвет «настоящей дружбы», как правило, относили к прошлому. Как заметил немецкий философ Артур Шопенгауэр, «истинная дружба – одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, не известно, являются ли они вымышленными или где-то существуют».
Другой германский философ, Гегель, был более осторожен. По его словам, настоящая дружба бывает только в молодости, пока жизненные пути ещё не определились. В этом замечании много верного: действительно, с годами нас всё больше окружают коллеги, всё больше времени отнимает работа. Тут уж, казалось бы, не до дружбы.
И, всё-таки, по большей части в жизни почти у каждого есть человек, которого он называет «другом». И чаще всего это как раз спутники нашей юности.
Словари приводят множество толкований слова «друг». Как ни странно, это слово попало даже в «Словарь трудностей» русского языка. Правда, в звучании «други». «В современной речи, – отмечает словарь, – употребляется обычно в торжественной приподнятой речи. Например, у С. Есенина: «О други игрищ и забав. Уж вас я больше не увижу».
Толково-словообразовательный словарь в объяснении гораздо проще: «Друг. 1. Тот, кто тесно связан с кем-либо дружбой, любимый человек, возлюбленный или возлюбленная. 2. Сторонник кого-либо, защитник чьих-либо интересов, взглядов... 4. Разговорное. Употребляется как дружеское обращение к кому-либо».
Зато словарь синонимов куда пространнее. «Друг (дружище, подруга), доброжелатель, приятель, благоприятель, наперсник, побратим, побратанец, товарищ. Друг близкий, задушевный, закадычный, интимный, искренний, неизменный, старый. Друзья-приятели. Друзья до первой драки. Дружить. Словно их чёрт верёвочкой связал (шуточно о дружбе)».
Во как – выбирай на вкус! Хоть наперсник, хоть побратанец. Но всё-таки ничто не заменит нам слово «друг» и ничто не может заменить самой дружбы. Почему-то в «Словаре синонимов» нет понятия «святая дружба», хотя для очень многих людей друг – понятие святое.
Может быть, такое отношение берет свои истоки в одной из заповедей Иисуса Христа. «Сия есть заповедь Моя, – говорил Иисус, – да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоанна 15:12, 13).
Через 18 столетий великий русский полководец Александр Суворов скажет об этом так: «Сам погибай, а товарища выручай!» А какие пронзительные слова написаны о дружбе и товариществе в гоголевском «Тарасе Бульбе»! Может быть, потому, что Русь постоянно отбивалась от врагов то с Востока, то с Запада, преданность друзьям у нас впитывалась с материнским молоком. Пример друзей – былинные русские богатыри. Немного позже российские воины именовали себя дружинниками. А сколько песен и поговорок сложено на Руси о дружбе. «Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит». «Этот друг по конец рук». «Пьёшь у друга воду слаще мёда». «Для милого дружка и серёжку из ушка». «Для друга выпрягать из плуга». «Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает». «Доброе братство милее богатства». «Дружбу водить – так себя не щадить».
Наш народ даже изначально «коммерческие» взаимоотношения быстро переустраивал в дружеские. Сегодня мало кто вспомнит, что прекрасное русское слово «товарищ» имеет корнем слово «товар». Поначалу так называли себя купцы, связанные единым делом, товаром. Но очень скоро слово обрело совсем иное значение. И, слава Богу, до сих пор прочно уживается в нашем языке.
Дружбе есть место в любом народе и в любое время. И есть смысл задуматься над этим в Международный день друзей. Этот день как будто специально создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они нам дороги и важны. Почему бы в этот день не собраться вместе тем, кто давно не видел друг друга? Вспомнить доброе старое время, поделиться хорошими новостями. В самом деле, ведь если у друзей случается что-то хорошее, то это хорошее случается и у тебя!
УМЕЕТ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ДРУЖИТЬ?
Родителям порой нелегко определить, насколько их ребенок популярен среди сверстников. Однако в целом можно утверждать, что чем больше времени ребенок проводит со сверстниками и чем разнообразнее их времяпрепровождение, тем он популярнее. Ответьте на приведенные ниже вопросы. Чем больше раз вы ответите "ДА", тем успешнее ваш ребенок.
1. Мой ребенок постоянно рассказывает о своих друзьях.
2. Мой ребенок каждые выходные общается со сверстниками.
3. Мой ребенок рассказывает о своем "лучшем друге".
4. Мой ребенок часто приглашает в гости своих друзей.
5. Мой ребенок состоит в каком-либо кружке, спортивной секции.
6. Моего ребенка регулярно приглашают в гости на день рождения другие дети.
7. Я рассказываю ребенку истории своей дружбы в детстве.
8. Мой ребенок рассказывает мне о конфликте со своими друзьями.
9.Мы с ребенком анализируем причины конфликта в группе.
10. Я предлагаю ребенку самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.
Каждый из вопросов в этом списке затрагивает ту или иную веху, принципиально важную для социального развития ребенка. Если ваш ребенок еще не достиг какой-то из них, существует много простых способов помочь ему в социальной адаптации.
Во-первых, чтобы повысить шансы ребенка на социальный успех, нужно, прежде всего, поддерживать с ним близкие и доверительные отношения. Во-вторых, вам следует постоянно подавать ему хороший пример социальных навыков - ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, куда-то выбираться вместе. Пусть ребенок видит, как вы взаимодействуете с друзьями, и убеждается, как высоко вы цените дружбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Умеет ли ваш ребенок дружить?", "Чем могут помочь родители"
Статьи в родительский уголок "Умеет ли ваш ребенок дружить?", "Чем могут помочь родители". Содержание статей помогут родителям развить в ребенке коммуникативные навыки....
"Умеет ли Ваш ребенок дружить?"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста.В статье даны понятные, четкие рекомендации для родителей дошккольников о том, как можно помочь детям найти друзей, как научить дружить....
Консультация для родителей «Умеет ли ваш ребенок дружить?»
Общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители ...
Умеет ли ваш ребенок дружить?
Статья "Умеет ли ваш ребенок дружить"Консультация для родителей...
Консультация для родителей на тему "Умеет ли ваш ребенок слушать?"
В предлагаемой консультации раскрыты вопросы развития у детей умения слушать....
Консультация «Умеет ли ваш ребенок общаться со сверстниками?»
Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками...
Умеет ли ваш ребенок дружить
Консультация для родителей...