Статья: "Игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет дома"
статья (младшая группа)
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не обходите вниманием необходимость приобретения элементарных навыков самообслуживания: умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Угадай предмет
Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет, букву, цифру на ощупь поочередно правой и левой рукой.
❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.
Пластилиновая ворона
Необходимый инвентарь: пластилин.
❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.
❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.
Угадай-ка
Упражнение для разбития тактильной чувствительности
Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.
❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.
❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.
Пальчиковая зарядка
❀ Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед, большие пальцы отогнуты.
❀ Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная с указательного к мизинцу и обратно.
Карандашик
❀ Предложите ребенку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Разноцветные снежинки
Игра на развитие мелкой моторики рук, формирование навыка аккуратности
Необходимый инвентарь: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.
❀ Покажите ребенку, как вырезать ажурную снежинку.
❀ Попросите раскрасить ее разноцветными фломастерами.
❀ Движения, которые делает ребенок при закрашивании мелких деталей, активно воздействуют на развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковый конструктор
❀ Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно повторить эту фигуру.
❀ Если данное задание вызывает у ребенка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.
❀ Задание можно усложнить: предложите ребенку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.
Кто быстрее
Необходимый инвентарь: бумага в клетку, фломастеры.
❀ Положите перед каждым игроком по листу бумаги в клетку и фломастер.
❀ Для начала можно заготовить шаблоны с нарисованными пунктиром геометрическими фигурами.
❀ Обводите наперегонки с ребенком квадратики или кружочки, треугольники.
❀ Более сложный вариант игры заключается в рисовании геометрических фигур на чистом листе в клетку наперегонки, затем и на неразлинованном листе.
Лабиринт
Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.
❀ Попросите ребенка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.
❀ Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребенка.
❀ В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.
Рисунки на крупе
Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.
❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.
❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.
Пуговичные узоры
Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета
❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Щетка-массажер
Необходимый инвентарь: круглая щетка-массажка.
❀ Дайте ребенку круглую щетку для волос.
❀ Ребенок должен катать щетку между ладонями, приговаривая:
Встретил ежика бычок,
И, лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй, что попадется!».
Месим тесто
Необходимый инвентарь: 1 кг фасоли (гороха) и кастрюля.
❀ Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.
❀ Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая:
Кукле булки я пеку,
В миску молока налью,
Много высыплю муки,
Будут кукле пироги.
Бусы
Необходимый инвентарь: бельевая веревка.
❀ Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.
❀ Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.
Игры-шнуровки
Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»
♦ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
♦ способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;
♦ развивают творческие способности;
♦ развивают глазомер, внимание;
♦ служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;
♦ развивают усидчивость.
❀ Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.
❀ Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.
Игры с камешками
Необходимый инвентарь: 5-7 небольших камешков гальки или марблс.
❀ Играть можно как с одним ребенком, так и в небольшой компании.
❀ Один из игроков берет 5-7 камешков в правую руку, подбрасывает их и пытается поймать столько, сколько сможет. Затем то же самое делает второй игрок.
❀ Выигрывает тот, кто смог поймать большее число камешков.
Коробочка с пуговицами
Необходимый инвентарь: коробка с пуговицами.
❀ Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, доставшаяся вам по наследству от мамы. Эта коробочка настоящий клад для ребенка, сколько игр в ней хранится!
♦ Пуговичная мозаика: можно выкладывать целые картины, а можно отдельные предметы.
♦ Пуговичный городок: можно поиграть в пуговичный городок. Жители — пуговицы, среди них есть продавцы, водители, учителя, мамы с детьми и т. д.
♦ Пуговичные бои: можно устроить пуговичный бой — разделитесь на две команды, возьмите одинаковое количество пуговиц. Расположитесь на полу на открытом участке, разложите пуговицы в линейку, каждый со своей стороны. Расстояние между линейками не должно быть больше метра. По очереди «стреляйте» щелчком по одной из пуговиц в ряд противника. Цель — выбить из ряда как можно больше пуговиц.
♦ Пуговичное панно: отберите плоские крупные пуговицы и пришивайте их на кусочек ткани. Можно без всякой системы, а можно со смыслом, чтобы получилась картина. Потом можно наклеить лоскуток на картонку и вставить в рамку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему для детей так важно развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Дети младшего дошкольного возраста могут выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не обходите вниманием необходимость приобретения элементарных навыков самообслуживания: умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
Угадай предмет
Необходимый инвентарь: небольшие предметы, игрушки, пластмассовые буквы и цифры.
❀ Ребенок должен с закрытыми глазами опознать предмет, букву, цифру на ощупь поочередно правой и левой рукой.
❀ Более сложный вариант: ребенок одной рукой с открытыми глазами ощупывает предложенный предмет, не глядя на него, а другой рукой его зарисовывает.
Пластилиновая ворона
Необходимый инвентарь: пластилин.
❀ Вылепите из пластилина геометрические фигуры, простые фигурки животных, буквы, цифры.
❀ Затем пусть ребенок с закрытыми глазами на ощупь определит, что перед ним за фигурка.
Угадай-ка
Упражнение для разбития тактильной чувствительности
Необходимый инвентарь: несколько емкостей для сыпучих и жидких продуктов; вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы.
❀ Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный какой- либо однородной массой, и в течение 1-2 минут перемешивает его содержимое.
❀ Затем ему предлагается сосуд с другим наполнителем. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое.
Пальчиковая зарядка
❀ Исходное положение — руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед, большие пальцы отогнуты.
❀ Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная с указательного к мизинцу и обратно.
Карандашик
❀ Предложите ребенку перекатывать карандаш между пальцами, начиная от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Разноцветные снежинки
Игра на развитие мелкой моторики рук, формирование навыка аккуратности
Необходимый инвентарь: фломастеры, белая плотная бумага, ножницы.
❀ Покажите ребенку, как вырезать ажурную снежинку.
❀ Попросите раскрасить ее разноцветными фломастерами.
❀ Движения, которые делает ребенок при закрашивании мелких деталей, активно воздействуют на развитие мелкой моторики рук.
Пальчиковый конструктор
❀ Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно повторить эту фигуру.
❀ Если данное задание вызывает у ребенка затруднение, то сначала можно выполнять упражнение сидя рядом, а не напротив ребенка. Так ему будет легче копировать положение пальцев вашей руки.
❀ Задание можно усложнить: предложите ребенку отобразить пальчиковую конструкцию зеркально.
Кто быстрее
Необходимый инвентарь: бумага в клетку, фломастеры.
❀ Положите перед каждым игроком по листу бумаги в клетку и фломастер.
❀ Для начала можно заготовить шаблоны с нарисованными пунктиром геометрическими фигурами.
❀ Обводите наперегонки с ребенком квадратики или кружочки, треугольники.
❀ Более сложный вариант игры заключается в рисовании геометрических фигур на чистом листе в клетку наперегонки, затем и на неразлинованном листе.
Лабиринт
Необходимый инвентарь: листы бумаги в клетку или просто белые листы, ручка или фломастеры.
❀ Попросите ребенка нарисовать лабиринт, по которому вы должны будете добраться до какой-то цели.
❀ Вы, в свою очередь, рисуете лабиринт для ребенка.
❀ В ходе игры малыш будет стараться рисовать ходы все запутаннее и запутаннее, но и вы не жалейте его. Пусть «побегает» по витиеватым дорожкам.
Рисунки на крупе
Необходимый инвентарь: большая плоская тарелка или поднос, мелкая крупа.
❀ Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия.
❀ Пусть ребенок сам нарисует несколько линий.
❀ Попросите его нарисовать волны, снежинку, буквы и т. д.
Пуговичные узоры
Необходимый инвентарь: пуговицы разного размера и цвета
❀ Для начала узор из пуговиц выкладывает взрослый. Затем ребенок делает то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без посторонней помощи, предложите ему придумать свои варианты рисунков.
❀ Из пуговиц можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.
Щетка-массажер
Необходимый инвентарь: круглая щетка-массажка.
❀ Дайте ребенку круглую щетку для волос.
❀ Ребенок должен катать щетку между ладонями, приговаривая:
Встретил ежика бычок,
И, лизнув его бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий еж смеется:
«В рот не суй, что попадется!».
Месим тесто
Необходимый инвентарь: 1 кг фасоли (гороха) и кастрюля.
❀ Насыпьте в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.
❀ Ребенок должен запустить туда руки и изобразить, будто месит тесто, приговаривая:
Кукле булки я пеку,
В миску молока налью,
Много высыплю муки,
Будут кукле пироги.
Бусы
Необходимый инвентарь: бельевая веревка.
❀ Завяжите на веревке 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку.
❀ Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. п.
Игры-шнуровки
Развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»
♦ формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
♦ способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становление речи;
♦ развивают творческие способности;
♦ развивают глазомер, внимание;
♦ служат хорошей тренировкой руки для дальнейшего обучения письму;
♦ развивают усидчивость.
❀ Купите в магазине готовые игры-шнуровки. Сначала выполняйте предложенные задания вместе с ребенком, а затем попросите его самостоятельно зашнуровать картинку.
❀ Попросите ребенка расшнуровать, зашнуровать папин ботинок, завязать бант кукле, поучиться заплетать косички из шнурков и т. д.
Игры с камешками
Необходимый инвентарь: 5-7 небольших камешков гальки или марблс.
❀ Играть можно как с одним ребенком, так и в небольшой компании.
❀ Один из игроков берет 5-7 камешков в правую руку, подбрасывает их и пытается поймать столько, сколько сможет. Затем то же самое делает второй игрок.
❀ Выигрывает тот, кто смог поймать большее число камешков.
Коробочка с пуговицами
Необходимый инвентарь: коробка с пуговицами.
❀ Наверняка в вашем доме есть коробочка с пуговицами, доставшаяся вам по наследству от мамы. Эта коробочка настоящий клад для ребенка, сколько игр в ней хранится!
♦ Пуговичная мозаика: можно выкладывать целые картины, а можно отдельные предметы.
♦ Пуговичный городок: можно поиграть в пуговичный городок. Жители — пуговицы, среди них есть продавцы, водители, учителя, мамы с детьми и т. д.
♦ Пуговичные бои: можно устроить пуговичный бой — разделитесь на две команды, возьмите одинаковое количество пуговиц. Расположитесь на полу на открытом участке, разложите пуговицы в линейку, каждый со своей стороны. Расстояние между линейками не должно быть больше метра. По очереди «стреляйте» щелчком по одной из пуговиц в ряд противника. Цель — выбить из ряда как можно больше пуговиц.
♦ Пуговичное панно: отберите плоские крупные пуговицы и пришивайте их на кусочек ткани. Можно без всякой системы, а можно со смыслом, чтобы получилась картина. Потом можно наклеить лоскуток на картонку и вставить в рамку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие мелкой моторики у детей воспитывающихся в детском доме
развитие мелкой моторики у детей воспитывающихся в детском доме...
Консультация для родителей."Игры для развития мелкой моторики у детей дома".
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....
Консультация для родителей."Игры для развития мелкой моторики у детей дома".
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные матери...
Статья "Знакомство родителей с методами и приёмами правильного развития мелкой моторики у детей дома"
Статья предназначена для использования педагогами и воспитателями дошкольных образовательных учреждений...
Консультация для педагогов ДОО "Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. Комплексные занятия по развитию мелкой моторики у детей 3-5 лет"
Мелкая моторика- тонкие движения кистей и пальцев рук- необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, выработанных в ходе культурного развития....
Статья "Игры с крупой - развитие мелкой моторики рук"
Игры с крупами всегда были популярны: они очень нравятся детям и способствуют развитию мелкой моторики. К тому же это очень доступный материал для развития познавательного интереса, концентрации внима...
Мастер-класс для родителей и детей на тему: «Создаём развивающую среду дома, для развития мелкой моторики рук детей».
Мастер-класс для родителей и детей на тему: «Создаём развивающую среду дома, для развития мелкой моторики рук детей».Провела: 1-я младшая группа №12Цель мастер-класса:Привлечение внимания ...