"Детский фольклор"
консультация (младшая группа)

Шумилова Елена Федоровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley-detskiy_folklor.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Детский фольклор»

          Бесспорно, Вы родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития. Непререкаем и абсолютен. Детский фольклор даёт возможность родителям уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к сказкам, былинам, потешкам и другим жанрам.

          Что же относится к детскому фольклору?

  • Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
  • Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
  • Заклички – обращения к явлениям природы (ветру, солнцу, дождю, снегу, радуге, деревьям).
  • Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
  • Дразнилки – весёлые, шутливые, метко называющие какие – то смешные стороны во внешности ребёнка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказки – у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

          Я хотела бы остановить ваше внимание на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

          Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры. Часто девочки, играя только с куклами, лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Лучше, когда мы, взрослые, не будем делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи». Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино и т. п. Важно, чтобы малыш получил возможность заботиться о ком – то.

          Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними. Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости. Весьма ценными являются игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим внешним, ярким видом, умением «разговаривать».

           Изготовление всей семьёй плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки. Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он не знает, как с  ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается и игрушка становится неинтересной. Здесь нужна помощь старших, подскажите новое игровое действие, покажите их, предложите дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Если у ребёнка есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне, в комнате бабушки. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

            Пример для родителей «Игра». Вид игр, в которых я предлагаю вам использовать детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняйте такие движения:

 -шевеление пальчиков;

 -поочерёдное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем – и без помощи другой руки;

 -разведение пальцев и их сведение;

-хлопки;

 -сжимание пальцев в кулак и разжимание;

 -помахивание кистями – сверху вниз;

 -помахивание кистями к себе и от себя;

 -вращение кистей – «фонарики».

          Вместе с движениями произносите слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

у бабы Фроси пяток внучат (показать сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом – другую).

Все каши просят, все криком кричат: (всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька в люльке, Алёнка в пелёнке, Аринка на перинке,

 Степан на печке, Иван на крылечке. (пригибают пальчики к ладони начиная с мизинца).

          Дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают движениями, яркой мимикой и жестами. Планируя игры, детский фольклор подбирайте разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

          Детский фольклор используйте и для развития выразительной речи детей. Тут – то в помощь вам приходят скороговорки: «Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша». Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов. Любви между ними в дальнейшем. Вы знаете, что дети любят играть, поощряйте их самостоятельные игры, покупайте игрушки, постоянно играйте с детьми, наблюдайте за игрой, цените её, как одно из важных средств воспитания.

          Пример для родителей «Спокойной ночи». Пробуждение и засыпание – очень важные моменты в жизни вашего ребёнка. Укладывание ребёнка спать вечером не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой – то постоянный порядок, чёткую последовательность, станет своего рода церемонией. Прежде всего, дайте ребёнку возможность закончить игру: «Уже поздно, пора спать, поиграй ещё пять минут – будем укладываться». Упрощает жизнь введение чёткого правила: после передачи «Спокойно ночи, малыши!» сразу умываться и в постель. На многих детей очень хорошо действуют колыбельные песенки. Удивительно мягкая, нежная, музыкальная и образная русская речь, ритмичность приговоров, сопровождаемых поглаживанием, похлопыванием, доставляют большое удовольствие ребёнку. Он будет спать спокойно и крепко:

Баю – баюшки – баю, не ложися на краю:

Придёт серенький волчок, тебя схватит за бочок

И утащит во лесок, под ракитовый кусток.

Там птички поют, тебе спать не дадут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей "Детский фольклор. Словесные игры в ладоши"

Игры в ладошки с речевым сопровождением стали сегодня характерным явлением детского быта и фольклора. Различаются три разновидности игры: игра-разминка, игра-забава и игра-загадка. Такие игры развиваю...

Консультация для родителей<<Детский фольклор>>

Консультация для родителей   <<Детский фольклор>>...

«ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ В ДОУ»

Итоговый иссследовательский проект после обучения на курсах повышения квалификации....

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Фольклор в детском чтении. Малые фольклорные жанры. Детский фольклор. РЕФЕРАТ

Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоцион...

Игровой фольклор, как часть детского фольклора.

Консультация для воспитателей....