Мастер-класс для родителей "Развиваем речь с помощью скороговорок"
консультация (подготовительная группа)

Наталья Сергеевна Конева

В мастер-классе приняли участие родители, дети и воспитатели. Заранее были распределены скороговорки для детей, которые дети разучивали дома, а также принесли на мастер-класс скороговорки, которые понравились и родителям и детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvivaem_rech_s_pomoshchyu_skorogovorok.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс родителей и воспитателей

Тема: «Развиваем речь с помощью скороговорок».

План мероприятия:

  1. Чем полезны скороговорки для развития речи? (Вступительное слово воспитателя Конева Н.С.)
  2.  «Тараторим дома» ( Выступление родителей  Турбина Н.Ю., Дубравская Н.В.)
  3. Обсуждение

  1. Чем полезны скороговорки?

 Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали. 

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении. 

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания.

Также это - отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника. 

Как проговаривать скороговорки с ребенком? Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.

  1. Тараторим дома

Родитель  раздает карточки со скороговорками.

Делаем все пошагово:

  • Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращаем внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится. 
  • После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учимся делать все то же, но в беззвучном режиме– без голоса, лишь губы, язык и зубы.
  • Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а, не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
  • Теперь произносим текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь. 
  • Игра «Интонация произношения» : утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами и прочее. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
  • Игра –конкурс «Самый лучший» (на самый лучший результат: быстро и без ошибок произнести всю скороговорку целиком).

(Родители выполняют задание)

  1. Обсуждение всех моментов мастер-класса (что понравилось, что непонятно, сколько времени для скороговорок  потребуется дома  и прочее)

Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие! 

В конце мастер – класса воспитатель  вручает всем присутствующим родителям памятки «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками». 

 Скороговорки.

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  • Осип охрип, Архип осип.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку,

Видит Грека — в рeкe рак

Сунул Грека руку в pеку,

Рак за руку Гpеку цап.

  • Pыла свинья, тупopыла, белopыла,

Пoлдвopа рылом изpыла,

Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.

На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.

  • Кукушка кукушoнку купила капюшoн.

Надел кукушoнoк капюшoн,

Как в капюшоне он смешон

  • Бeлый снег. Бeлый мел.

Бeлый сахар тожe бел.

А вoт белка не бeла.

Бeлой даже нe была.

  • Карл у Клары украл кораллы, 

А Клара у Карла украла кларнет.

  • Расскажите про покупки 

Про какие, про покупки 

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

  • Купили Валерику и Вареньке 

Варежки и валенки.

  • Юлька-Юленька-юла, 

Юлька юркая была, 

Усидеть на месте Юлька 

Ни минуты не могла.


Памятка

«Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»

  • Использовать на первых порах название «чистоговорка» и «выговаривалочка», поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».
  • В скороговорке не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!
  • Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более трудные.
  • Обязательно объяснять ребенку значение непонятных слов.
  • Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Развиваем речь с помощью скороговорок"

Мастер-класс для родителей для развития речи детей....

Мастер – класс «Развиваем речь с помощью скороговорок».

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его болеесовершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой,понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главн...

Мастер-класс для родителей «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»

Мастер-класс для родителей «Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр»...

Мастер – класс для родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок»

Чем полезны скороговорки?         Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразите...

Мастер -класс для педагогов "Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр"

Мастер -класс для педагогов"Развиваем речь с помощью нетрадиционных пальчиковых игр"...

Мастер – класс для родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок»

Мастер – класс для родителей «Развиваем речь с помощью скороговорок»...