"Игровые приёмы, используемые в работе логопеда"
консультация

Кадырова Фидалия Вазиховна

«Игровые приёмы, используемые в работе логопеда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_priemy_ispolzuemye_v_rabote_s_detmi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» Козловского района Чувашской Республики.

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

                                             

                                                                           

                                                                                                               Подготовила:  Кадырова Ф.В.

                                                      Учитель - логопед

                                           

        

                                               

2020 год

 Консультация для педагогов

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

    Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.  

    В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и индивидуально. На логопункте предусмотрено тематическое планирование занятий, т.е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал. А также использую дидактические игры, кукольный и пальчиковые театры.

 Это позволяет детям:

  • легко усвоить правильное положение органов артикуляции при произношении необходимого звука;
  • выработать ловкость и умение управлять своим языком;
  • самостоятельно без труда находить допущенные ошибки при выполнении артикуляционных упражнений;
  • повысить интерес к выполнению артикуляционной гимнастике;
  • воспитывать уверенность;
  • развивать память, внимание, самоконтроль и заинтересованность в достижении конечного результата.

 Артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко), четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.

Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения  ребенка:

  • чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
  • расположение материала вблизи и вдали,
  • частая смена динамических поз,
  • работа в движении.

Занятия часто начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей». Это заинтересовывает и активизирует детей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.

В логопедической работе следует применять и использовать приёмы: игровые, наглядные, словесные.

      Словесный метод включает в себя:

            - беседу;

            - рассказ, искусствоведческий рассказ;

            - использование образцов педагога;

            - художественное слово.

Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.

Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению. Детям предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками»), произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам»), произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).

Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей), слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем,  учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.

Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.

Использую  игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса. Опыт показывает, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Практические материалы:" Игровые приёмы, используемые в старшем дошкольном возрасте"

Данный материал предназначен для использования  воспитателями в дошкольных группах как с нормально развивающимися дошкольниками, так и с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии  (дети ...

Практические материалы:" Игровые приёмы, используемые в семье"

Данные игровые приёмы предназначены для развития  и формирования грамматически правильной речи детей в домашних условиях...

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению...

Консультация для педагогов «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»

Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвр...