консультация для родителей Семейные традиции
консультация (средняя группа)
Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.
Задачи: формировать уважительное отношение к семейным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult.semeynye_traditsii.docx | 46.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
«Семейные традиции и обычаи как средство
воспитания личности ребенка».
Цель: Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях.
Задачи: формировать уважительное отношение к семейным ценностям.
«Традиция» (от лат. tratitio-передача) - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Разные сферы жизнедеятельности семьи строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи:
супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение досуга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными.
Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.
Часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синонимы. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями.
Обычаи - детальное предписание определенных действий в конкретных ситуациях. Обычаи стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поколений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-доходов семьи и многие другие. Обычай имеет свой
смысл, но не выражается в форме идеала. Обычай подробно предписывает то, что следует или не следует делать, и не указывает, каким нужно быть.
Основа традиций - ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации.
Например, традиция - гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по - разному. Кто - то делает акцент на угощении, а для других, главное - общение с гостем необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку, или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «Чем богаты, тем и рады». В силу указанного различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки.
Простые привычки - стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма.(например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).
Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились,
повторяясь из поколения в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи как средство воспитания недостаточно эффективны. Другое дело традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи.
Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые
сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте.
Традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов.
Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей.
В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и
завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.
Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.
В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это - традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.).
Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей.
Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают
эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки.
Хочу привести еще несколько примеров семейных традиций.
« Каждую весну мы ждем, когда появятся настоящие тепличные огурчики. В этот день мы делаем обязательную окрошку и множество салатиков с огурцами и устраиваем зеленую вечеринку в честь первых овощей. Обычно получается очень весело и шумно. Мы радуемся, что зима позади и пришла весна. Как будто все просыпается после спячки».
« Эту традицию начал мой дедушка, большой любитель птичьего пения.
Однажды в мае он вернулся пораньше с работы и сказал, что мы немедленно едем слушать соловьев. Мы стали возражать, мол, поздно, сыро... Но это было прекрасно: мама, папа, бабушка и мы с братом гуляли по цветущему лесу, сидели у костра и слушали птичий хор. Потом поездки за майскими трелями стали ежегодными. Обязательное условие: в этом должна участвовать вся семья».
«Каждый год в декабре мы покупаем новую елочную игрушку. Всего одну, но зато самую красивую. Обычно выбирать отправляется вся семья. Сначала со мной и моей сестрой ходили родители, бабушка и дедушка, а теперь добавились и наши семьи. Это повод собраться вместе, хотя мы живем сейчас отдельно. Поэтому теперь приобретаются игрушки для трех семейных елок».
«Летом у бабушки в деревне детей не было, и играть было не с кем. Поэтому я жил от субботы до субботы. В субботу приезжали родители. Каждый раз они привозили мне « книгу» собственного сочинения. Сначала просто с рисунками, потом, когда я научился читать, с буквами и посланиями ото всех знакомых. А потом с интересными историями, загадками и т. д. У меня создавалось
впечатление, что всю неделю папа с мамой только и делали, что писали в двухкопеечных тетрадках мои книги. Я за это безумно их любил и всегда с нетерпением ждал лета, потому что, с моей точки зрения, летом занимались только мной. Мне это было приятно. К сожалению, сейчас я привожу летом в деревню своим детям те самые тетрадки, которые привозили мне. Самому не хватает времени на такие выдумки. Поэтому я, вдвойне благодарен родителям еще и за своих детей».
« В нашей семье дышалось по особенному именно в субботу. Никакое цунами не могло заставить маму отменить субботнюю уборку. Роли всегда четко были распределены: кому ковры пылесосить, кому пыль вытирать, кому полы мыть.
Никакие планы не могли нарушить этого распорядка. Поэтому, если мне что-то было нужно сделать именно в субботу, я вставала пораньше, всех заводила, подгоняла и контролировала. Я знала, что только после маминой «госприемки» я могу заняться своими делами. Слова «мусорно убрались» были тяжелым приговором -
я могла запросто опоздать. Но зато, если мама вздыхала и с
радостью говорила: « Правда же, дышать легче в доме стало?», я начинала чувствовать особый запах чистоты. Я до сих пор в своей уже семье слышу этот запах из детства».
Если, проанализировать разные сферы жизнедеятельности,
очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, родительские отношения, ведение домашнего хозяйства,
проведение досуга и т. д. Так во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного малыша или празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги и т. д. Передаваясь из поколения в поколение, адаптируясь к условиям
современной жизни, не остаются застывшими, раз и навсегда данными.
В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи. В основе традиции, всегда лежит какая - либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь разнообразны и традиции по своей сущности. В
зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно и созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных традициях.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них - та трепетность, с которой все вспоминают, желание перенести их в свою семью.
Создавайте свои семейные традиции и бережно храните их! А будут ли, это сложные для исполнения домашние спектакли, особое новогоднее блюдо, или « ваша» семейная песня, исполняемая за праздничным столом или под елкой, не столь важно, Главное, чтобы через много-много лет уже повзрослевший ребенок с радостью и затаенной грустью вспоминал семейный Новый год и
хотел в собственной семье возродить традиции родительского дома.Таким образом, семейные традиции -это основное средство трансляции социально - культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.
Литература:
1. Антонова Л.И., Цветкова Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. -2006г.
2.Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001г.
З.Шапошникова СВ. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007г.
4.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, «Детство-
Пресс» , 2001г.
5.Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Семейные традиции. Семейные праздники.
Советы родителям, как правильно огранизовать праздник ребенку....
Консультация для родителей. Семейные традиции. Семейные праздники.
Советы родителям, как правильно огранизовать праздник ребенку....
Консультация для родителей.Семейные традиции.Семейные архивы.
А знаете ли вы свою родословную? Кто были ваши деды и прадеды? Говорите ли вы об этом со своими детьми?...
Консультация для родителей "Семейные традиции. 23 февраля – семейный праздник!"
Консультация для родителей " Семейные традиции. 23 февраля -семейный праздник! "...
Консультация для родителей Семейные традиции. 23 февраля – семейный праздник!
Консультация для родителейСемейные традиции.23 февраля – семейный праздник! Ни для кого не секрет, что главное для любого праздника – не подарок, а настроен...
Консультация для родителей: "Семейные традиции. 23 февраля – семейный праздник!"
Ни для кого не секрет, что главное для любого праздника – не подарок, а настроение и внимание, которое вы дарите близким. Именно поэтому важен не сувенир, купленный в магазине, а что и как будет...
Консультация для родителей: Семейные традиции как средство семейного воспитания; Сущность традиций и обычаев, их социальные функции; Формирование у дошкольников качеств будущего семьянина;Семья как основной фактор, влияющий на социально-нравственное воспи
КУ Урайский специализированный Дом ребенка Автор проекта: Степанова Елена Николаевна воспитатель Урайского специализированного Дома ребенка гр.№6 «ЕСемейные традиции как средство семейного ...