«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА»
С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит ряд серьезных изменений: посещение незнакомого помещения, безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие родных людей, постоянный контакт со сверстниками и чужими взрослыми т.п. Приспособление к новым условиям требует разрушение некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это сложный период для ребенка, его родных и воспитателей группы.
Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям (СИ. Ожегов, 1991).
Адаптация дошкольников к условиям детского сада протекает по-разному, что зависит от ряда факторов, в том числе и от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, насколько согласованы действия педагогов и родителей.
Чаще адаптационный период сопровождается массой негативных изменений в детском организме. И поэтому возникает необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к ДОУ, и наоборот, замедляющих её.
Основные показатели изменений в поведении ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению (А. Баракан).
1.показатель - эмоции ребенка.
В первые дни пребывания в детском саду отрицательные эмоции, как правило, преобладают у каждого ребенка. Однако, степень их проявления различны: от хныканья, «плача за компанию», до постоянного приступообразного плача. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций сохраняется так называемое хныканье, с помощью которого ребенок стремиться выразить протест при расставании с родителями. Наибольшую опасность представляю состояния стрессовых реакций: страха, гнева, депрессии.
На смену отрицательным эмоциям обязательно приходят положительные, которые свидетельствуют о завершении адаптационного периода.
2. показатель - социальные контакты.
В первые дни пребывания в детском саду у ребенка обычно снижается степень социальных контактов. Дети более напряжены, замкнуты, беспокойны, малообщительны. Общение со взрослыми и сверстниками налаживаются постепенно.
3. показатель - познавательная деятельность.
Первое время пребывания ребенка в детском саду познавательная активность, как правило, снижается или совсем угасает на фоне стрессовых реакций. Нередко ребенок не интересуется даже игрушками.
4.показатель – навыки самообслуживания.
Под влиянием новых условий первое время малыш может растерять частично или почти все навыки самообслуживания, которые усвоил дома. Например, умение пользоваться ложкой, носовым платком, умываться и т.д., однако, в процессе адаптации он не только вспоминает забытые навыки, но и усваивает новые.
5.показатель — особенности речи.
У некоторых детей словарный запас скудный или они начинают употреблять облегченные слова.
6.показатель - двигательная активность.
Редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок может быть сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако, здесь, обязательно следует брать в расчет особенности темперамента.
7.показатель - сон.
Вначале ребенок засыпает не сразу, порой всхлипывает, внезапно пробуждается или практически не спит и ведет себя как «Ванька-Встанька», но мере привыкания ребенок начинает своевременно засыпать и пробуждаться
8. показатель - аппетит.
Нормализация пониженного или повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о привыкании ребенка к условиям детского сада.
9. показатель - здоровье.
Снижается сопротивляемость организма, и ребенок может внезапно заболеть без видимых на то причин. Как правило, болезнь протекает без осложнений.
Течение процесса адаптации у ребенка:
- благоприятное – отсутствие невротических реакций, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 20-30 дней;
- условно-благоприятное – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до 2,5-ой месяцев);
- неблагоприятное – длительные невротические реакции, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до 3-х месяцев).
Адаптация закончена, если:
у ребенка стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит; у него отсутствуют заболевания; есть динамика массы тела и динамика психомоторного развития.
Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к дошкольному учреждению?
1. Подготовку ребенка к поступлению в ДОУ нужно начинать не менее чем за месяц до его поступления в группу. Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день. На привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени. Поэтому лучше, если на этот период у семьи будет возможность «подстроиться» под особенности адаптации малыша.
2. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его вопросы. Поговорите с ним, как со взрослым. Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа – на свою, мама - тоже, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой. В детском саду много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек. Поговорите о том, что нужно просить помощь у взрослого. Объясните, что в группе много детей и нужно ждать своей очереди. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее. Режим дня детского сада должен соблюдаться и дома.
3. Существуют разные мнения о том, стоит ли маме находиться рядом с малышом в период адаптации к ДОУ. Казалось, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же моя? Поэтому лучше для всех, если с первого дня ребенок останется в детском саду не с мамой, а с опытным педагогом.
4. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям. Помните, ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша.
5. Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.
6. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике. В процессе игры приучайте ребенка выполнять простые поручения взрослых. Играя, начинайте с бытовых процессов (кормление, одевание, сон). Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая-нибудь «любимая» игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
7. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста – учите ребенка общаться. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.
8. Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть соседский двор, парк, центр города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т.д.
9. Формируйте навыки гигиены и самообслуживания.
Как правило, к 1,5 годам :
- малыш самостоятельно держит ложку, ест жидкую и полужидкую пищу сам;
- уверенно пьёт из чашки;
- выполняет простые бытовые поручения (принеси, убери, положи…и т.д.);
- начинает проситься в туалет (словами, знаками, мимикой, жестами);
- выражает дискомфорт от мокрого белья, испачканной одежды и т.д. (словами, действиями, пытается сам снять грязную одежду).
- укладывается спать без укачивания, не просится на руках.
К 2 годам :
- ребенок аккуратно ест, не роняя пищу;
- при умывании трет ладони, часть лица;
- вытирается с помощью взрослого;
- с небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь;
- частично раздевается;
- контролирует физиологические потребности.
Таким образом, поступление ребенка в ДОУ может пройти безболезненно для него, если родители заранее позаботятся о его подготовке к этому немаловажному событию в жизни ребенка.
Готовность родителей
- Самое главное – положительный настрой на детский сад, если Вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если Вы так не считаете, возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?». Перечислите все позитивное, что Вы знаете по этому поводу.
- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Никогда не пугайте ребенка детским садом!
Ваш ребенок пришел в детский сад
- Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади.
- Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
- Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров.
- Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – так ему будет проще отпустить Вас.
- Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
- На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! В период адаптации чаще обнимайте и целуйте малыша. Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
- Приложите все усилия, чтобы создать спокойный, бесконфликтный климат в семье. Для ребенка поступление в детский сад – стресс, поэтому, когда он приходит домой, необходимо создать все условия, чтобы дать отдых его нервной системе. На время прекратите походы в гости и т.д., сократите просмотр телепередач: большой объем информации утомляет малыша.
- Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и приемы!
Терпения вам и оптимизма!
Что такое детский сад? Это город для ребят,
Уголочек детства, где всему есть место:
Озорным смешинкам, капелькам-слезинкам.
Здесь в глазах у малышей мир становится добрей,
Проживают тут игрушки: куклы, мячики, зверушки,
И петрушки озорные, и машины заводные:
Игры, выдумки и шутки, смех, веселье, прибаутки.
Каждый день волшебник-гном
Вносит радость в этот дом.
Н.Б. Караваева
Школа малышат
Мы с моей подружкой Томой
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аксарина М. Воспитание детей раннего возраста: Учебник для учащихся отделений мед. сестер детских учреждений. - М.: Медицина, 1972.
2. Антонова А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию. //Дошкольное воспитание. 1986, № 4.
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Логопедия». - М., 1998.
4. Большая Советская энциклопедия /Гл. ред. А.М.Прохоров, в 24 томах. - М. «Советская Энциклопедия», 1976. - Т. № 1.
5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1993.
6. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада /В.В.Гербова, Р.Г.Казакова, Н.М.Кононова и др.; Под ред. Г.М.Ляминой. - М.: Просвещение, 1981.
7. Галигузова Л. Как помочь ребенку быстрее адаптироваться к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1988, № 5.
8. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева и др. - М.: Линка-Пресс, 2001.
9. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1986.
10. Калинина Р., Семенова Л., Яковлева Г. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в ДОУ. //Дошкольное воспитание. 1998, № 4.
11. Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? //Дошкольное воспитание. 1987, № 9.
12. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
13. Лисина М.И. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье ребенка. //Дошкольное воспитание. 1982, № 8.
14. Лямина Г. Книга для воспитателей. //Дошкольное воспитание. 1984, № 2.
15. Макаренко Ю. Ребенок приходит в коллектив. //Дошкольное воспитание. 1984, № 9.
16. Мышкис А. О некоторых вопросах адаптации. //Дошкольное воспитание. 1980, № 6.
17. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Психология образования.
18. Развитие личности ребенка. /Под ред. А.М.Фонарева. - М.: Прогресс, 1987.
19. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. //Дошкольное воспитание. 1993, № 8.
20. Спок Б. Ребенок и уход за ним: Перевод с англ. Н.А.Перовой. - М.: АО «Диамант СВ», 1994.
21. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. //Дошкольное воспитание. 1991, № 8.
22. Фирсанова Е.Ю. Особенности адаптации детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. //Психолог в детском саду. 2005, № 1.продолжение продолжение продолжение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: «Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада» 1 младшая группа (1,5 – 3 года)
Обсуждение и решение проблем адаптации к условиям детского сада....
Управление деятельностью дошкольного образовательного учреждения по организации взаимодействия с семьями воспитанников в период адаптации ребенка к условиям детского сада
В статье представлена система работы по организации взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к условиям детского сада, мониторинг отслеживания результатов успешной адаптации и механ...
Адаптация ребенка в условиях детского сада.
Как подготовить ребёнка к детскому саду? Расскажите ребёнку, что такое детский сад,зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад. ...
Комплексное взаимодействие воспитателей и родителей как условие успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.
"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду"....
Статья на тему: "Я собираюсь в детский сад" (Адаптация ребенка к условиям детского сада)
Статья на тему: «Я собираюсь в детский сад»(Адаптация ребенка к условиям детского сада)...
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада «Топ, топ, топает малыш – первые шаги в детском саду»
Презентация по адаптации ребенка к условиям детского сада...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....