Консультации, памятки для родителей будущих первоклассников.
консультация (старшая, подготовительная группа)

МАМЫ И ПАПЫ

  • Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_pamyatki_roditelyam.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Что должен знать каждый ребенок, идя в школу

Ответы на эти вопросы должен знать каждый ребенок, который собирается в школу. А родители должны помочь своему ребенку узнать как можно больше информации о себе и своей семье. Давайте посмотрим эти вопросы:


1. Назови свое полное имя и фамилию.
2. Сколько тебе лет?
3. Назови дату своего рождения.
4. Назови имя и отчество твоей мамы.
5. Где и кем она работает?
6. Назови имя и отчество твоего папы.
7. Где и кем он работает?
8. Есть ли у тебя брат или сестра? Сколько им лет? Старше они тебя или младше?
9. Назови свой домашний адрес.
10. В каком городе ты живешь?
11. Как называется страна, в которой ты живешь?
12. Нравится ли тебе заниматься? Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

Консультация для родителей

«ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ УЧИТЬСЯ»

Несколько полезных советов.

1. Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если “вчера предупреждали”.

2. Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: “смотри, не балуйся”, “веди себя хорошо”, “чтобы сегодня не было замечаний о твоем поведении” и т.п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

3. Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

4. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.

5. Лучшее время для домашних занятий с ребенком с 15 до 17 часов - первая смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, т.к. ребенок уже устал от насыщенного учебного дня.

6. Не заставляйте делать все задания в один присест, это должно занимать не больше 15-20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха можно вернуться к заданию.

7. Во время занятий с ребенком необходимы: спокойный тон, поддержка (“не волнуйся, все получится”, “давай разберемся вместе”, “я тебе помогу”), похвала (даже, если не очень получается).

8. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то…”. Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

9. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.

10. Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях.

Консультация для родителей

«Портрет будущего первоклассника»

Портрет будущего первоклассника

1. Социальное развитие

1. Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми и сверстниками.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослого.

7. Не избегает общения.

2. Организация деятельности

1. Может планировать свою деятельность.

2. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

3. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в работе, не ждёт конкретных указаний.

4. Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять задание 10-15 минут.

5. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

6. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

7. Не отказывается от заданий.

3. Речевое развитие

1. Ребёнок правильно произносит звуки родного языка.

2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передаёт интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (пауз, запинок).

4. Развитие движений и пространственная ориентация

1. Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой, ложкой, одевается, раздевается.

2. В сохранении равновесия движения координированы и ловки.

3. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз, налево, направо).

4. Не испытывает затруднения при работе с мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

5. Стремиться научиться лепить, выпиливать, вязать и др.

6. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, квадрат, треугольник).

5. Зрительно – пространственное восприятие и зрительно-моторные координации.

1. Ребёнок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур (над-под, на-за, перед-возле, сверху-снизу и т. п.).

4. Срисовывает простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление всех штрихов и элементов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

6. Личностное развитие

1. Ребёнок осознаёт, как вести себя со сверстниками и со взрослыми.

2. Стремится установить и сохранить позитивные отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.

3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.

4. Стремиться к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослого.

6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п.

7. Стремиться к личным достижениям, самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею).

7. Здоровье

1. Ребёнок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год).

2. Не подвержен тяжёлым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен, усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (подёргивание, моргание).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.

8. Развитие внимания и памяти

1. Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15 минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течении 10-15 минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запоминать 10 не связанных между собой слов при 3-4 кратном повторении.

5. Правильно запоминает 10-12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по замыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в 4-8 строк.

Памятка для родителей

Десять заповедей для родителей

Ребенок – это праздник, который всегда с тобой.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, так ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь – как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека – это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них – мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Эта та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не “наш”, “свой” ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Обращаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Хорошие дети – у хороших родителей.

Многие родители требуют от школьника хороших отметок. Но для этого и сами родители должны быть гораздо более терпеливы.

Психологи советуют:

  • предоставьте ребенку право самому решить, когда он будет делать уроки. Ваше дело – помочь ему выдержать график, только так он привыкнет к ритмичной работе;
  • лишь в самых крайних случаях делайте вместе с ним домашние задания – только когда видите, что без вашей помощи не обойтись;
  • не паникуйте, если у ребенка появляются трудности в школе.

Помогите ему самому найти выход:

  • в домашних разговорах не касайтесь слишком часто школьных тем – ребенку надо отдыхать от школы;
  • не давайте убедить себя, что занятия с репетитором – лучшее средство получить хорошие оценки;
  • не старайтесь все время водить ребенка за руку, позвольте ему с самого начала школьной дороги учиться быть самостоятельным и ответственным.

МАМЫ И ПАПЫ

  • Быть родителем – значит пройти великую школу терпения. Нам следует помнить простые истины:
  • Дети должны быть для нас не потенциальными спортсменами, музыкантами или интеллектуалами, а просто детьми.
  • Если мы будем их любить независимо от того, плохо или хорошо они себя ведут, то дети скорее избавятся от раздражающих нас привычек.
  • Если мы будем любить их только тогда, когда ими довольны, это вызовет в них неуверенность, станет тормозом в их развитии.
  • Если наша любовь будет безоговорочной, безусловной, дети избавятся от внутриличностного конфликта, научатся самокритичности.
  • Если мы не научимся радоваться детским успехам, дети будут чувствовать себя некомпетентными, утвердятся в мысли, что стараться бесполезно – требовательным родителям всегда надо больше, чем ребенок может.

Консультация для родителей

                         «ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»

Кроме физиологической готовности к школе огромное значение имеет и психологическая готовность шестилеток, ведь, по статистике, в подростковом возрасте больше всего проблем себе, родителям и учителям создают именно те дети, которые были плохо подготовлены к школе.                                                                    Поэтому к вопросу подготовки к новой, более взрослой жизни своего чада нужно относиться более чем серьезно. Но не стремитесь напичкать малыша кучей знаний обо всем - важен не столько объем, сколько их качество. То есть родители должны не только учить ребёнка читать и писать, но и развивать речь, способность различать звуки, создавать условия для развития моторики, особенно движений руки и пальчиков.

Иными словами, родителям нужно:

  • развивать в ребёнке способность слушать;
  • учить пониманию прочитанного;
  • развивать умение пересказывать, проводить зрительное сопоставление;
  • решать с ним простые задачи;
  • вместе с ребёнком анализировать, сравнивать слова.

Будущий школьник должен уметь:

  • слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
  • осознавать необходимость спрашивать, если задание ему непонятно;
  • оценивать свою работу;
  • владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше"; сравнивать самые простые предметы.

При поступлении в школу вашему ребёнку обязательно устроят проверку. В одних школах она ограничивается обычной беседой, в других превращается в многоступенчатые тесты. Но и в том, и в другом случае готовить к общению с будущим учителем детей надо заранее, например, в форме игры. Тогда его не будут смущать "странные вопросы чужих тетенек".

Игра в "повторения"
Эта игра помогает детям развить внимательность и точность воспроизведения услышанного.
Скажите ребёнку: "Я произнесу вслух одно предложение. Повтори его - это просто. Попробуем?"

  1. Велосипед прижимается троллейбусом к стене.
  2. Тетя, которая живет очень далеко, пришла в гости.
  3. Полочка, которую я тебе купила, очень красивая.
  4. Папа купил рюкзак прежде, чем мы отправились путешествовать.
  5. Это тот мужчина, у которого сын - школьник.
  6. Солнце светит после того, как долгое время шел дождь.

За каждый ответ начисляйте ребёнку от 0 до 2 баллов:

  • 2 балла - точное повторение;
  • 1 балл - изменение или отсутствие одного слова;
  • 0 баллов - отсутствие двух или больше слов.

Максимальное количество баллов - 12;

  • от 10 - отличный уровень;
  • 9 - хороший уровень;
  • 6 - средний.

Игра "НУ-КА, ПОВТОРИ!"
Эта игра поможет вам проверить, как ребёнок воспринимает информацию на слух.
Произнесите, не спеша десять разноплановых слов: трава, пять, рука, буква, солнце, карандаш, восемь, телефон, нос, дом.
Пусть он повторит слова, которые запомнил, норма - 6 слов.

Игра "КАЛЕЙДОСКОП"
Проверьте, как развита зрительная память и внимательность вашего ребёнка. На листе бумаги А4 начертите двенадцать квадратов 3 на 3 см. И в каждом из них нарисуйте что-нибудь, например: солнышко, цифру, руку,
хлеб, кораблик, букву. Пусть ребёнок внимательно рассматривает рисунки в течение 30 секунд. Затем переверните листок и попросите малыша перечислить рисунки, которые он запомнил.
Нормальный уровень - 8 картинок, больше 8 - высокий, меньше 5 - плохой.

Игра "Мягкие слова"
Проверьте, как ваш ребёнок "чувствует" слово. Скажите ему: "Я буду называть слова, а ты скажешь, какое из них длиннее, а какое короче (или - какое больше, какое меньше). А ты обязательно расскажешь мне почему".

  • Мяч или мячик. Какое из них меньше?
  • Хвост или хвостик. Какое из них короче?
  • Зима и год. Какое слово длиннее?
  • Кит и кот. Какое слово больше?


Хороший результат - 4 правильных ответа.
Разберите с ребёнком все допущенные им ошибки.

Игра "ОТСЕБЯТИНА"
В эту игру можно играть с ребёнком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает её, произнеся: "Я положил в мешок яблоки". Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок (подключите папу) повторяет всю фразу и тоже добавляет что-то от себя и так до бесконечности.

Игра "КАКОЙ Я?"
Определите самооценку будущего школьника. Ведь это тоже важный фактор успешной учебы. Пусть на каждое из десяти предложенных слов-характеристик о себе ребёнок даст положительный или отрицательный ответ. А вы считайте: "да" - 1 балл, "нет" - 0, "не знаю" или "иногда" - 0,5 балла.
Например: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный.
Результат:

  • 10 - слишком высокий уровень самооценки;
  • 8-9 - высокий;
  • 4-7 - средний;
  • 2-3 - низкий;
  • 0-1 -очень низкий.

Не спешите расстраиваться, если показатели малыша не очень высоки. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.
Главное - помнить, что предстоящее собеседование в школе, и домашняя его "репетиция" - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика и понять, над чем ещё стоит поработать.

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели:

1) нормальное физическое развитие и координация движений;

2) желание учиться;

3) управление своим поведением;

4) владение приемами умственной деятельности;

5) проявление самостоятельности;

6) отношение к товарищам и взрослым;

7) отношение к труду;

8) умение ориентироваться в пространстве и тетради.

Готовность по первому критерию предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям.

Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений.

В четвертом критерии фигурирует владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала.

Пятый критерий — проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи.

Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения.

В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми.

Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Памятка для родителей будущих первоклассников"

Консультация поможет узнать, готов ли ваш ребенок к поступлению в школу....

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. ...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Консультация. Памятка для родителей будущего первоклассника.

Что должен знать и уметь дошкольник в 6-7 лет....

Консультация для родителей "Будущий первоклассник" Памятка для родителей будущего первоклассника

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 6-7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятел...

Памятка для родителей будущего первоклассника. Общие рекомендации родителям будущих первоклассников.

Памятка для родителей будущего первоклассника Общие рекомендации родителям будущих первоклассников. Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной ви...