Папка-передвижка "Патриотизм"
методическая разработка

Бондина Ольга Сергеевна

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriotizm.docx164.24 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям. Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину.

Актуальность патриотического воспитания

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе.

патриотическое воспитание дошкольников по фгос

Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей. 

нравственно патриотическое воспитание

Формы и методы организации работы

Программа патриотического воспитания в дошкольных учреждениях подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в этом направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации, взаимопосещения занятий.

 Вторая часть методологической работы – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ. 

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач. Ежегодно в ДОУ составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. 

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в ДОУ организовывают беседы-занятия по ознакомлению с народным бытом, но лучше всего дети осваивают информацию во время игры. Можно отметить народные праздники песнями, танцами, хорошим настроением приобщиться к традициям.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

 Мероприятия по патриотическому воспитанию в ДОУ приурочивают обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день. При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Голубь мира», изготовив вместе с детьми белых бумажных голубей как символов мирной жизни. Для самого мероприятия выучить военные песни («Катюша», «День победы» и т. п.), стихотворения соответствующей тематики. Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны в рамках проекта «Такое разное детство: война и мир». патриотическое воспитание в доу

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы, например, «Люби свою Родину», «Символика России». Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины. Занятия можно проводить с помощью информационно-комуникационных технологий.

Раскрытие темы малой родины Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.