Консультация для родителей "Читаем дома"
консультация
Сущность семейного чтения в развитии ребенка. В последние десятилетия для человечества в целом все более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально - эстетического развития личности простой информированностью. Как следствие, растет и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и установок. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, дляобсуждения, неспешного размышления и т.д.
Многие исследования свидетельствуют о том, что все меньшее количество людей, особенно молодых, углубленно интересуется художественной классической литературой и культурой вообще. Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге. Чтение - сложный процесс не только сложения букв в слоги, но и акт, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов, которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для фантазий и читая ребенок проводит некие параллели со значимым переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают родители и воспитатели в ДОУ.
Семейное чтение… при этих словах сразу всплывает в памяти идиллическая картинка: уютный свет лампы под старым абажуром, патриархальноесемейство, одухотворенные лица, внемлющие чтению. Сочетается ли это среалиями нашего времени? Кажется, что категорически нет: бешеный темпжизни, нехватка времени, прагматизм как ведущая позиция – какое уж тут«семейное», уместнее чтение «быстрое», «рациональное», «динамичное»,«эффективное».
Данная тема являться актуальной, так как традиции семейного чтения нуждаются во внимании, и, может быть, в возрождении.
А что же такое «семейное чтение»? Принятое в профессиональной среде определение «семейное чтение» отражает:
-понимание семейного чтения только как чтение родителей с детьми;
-осознание этого процесса только как педагогического (воспитательного и образовательного);
-смешение понятий «семейное чтение», «чтение дома» и «традиции семейного чтения».
В профессиональной печати термин «семейное чтение» неосознанно применяется как обобщающее понятие, включающее в себя круг вопросов,касающихся чтения семьи, а не только родителей с детьми. При рассмотрении вопросов семейного чтения используются группы терминов ипонятий, выделяемых по содержательному признаку:
-чтение вообще (чтение в семье, домашнее чтение, чтение вслух, громкое чтение, совместное чтение, художественное рассказывание, коллективноечтение, чтение родителей с детьми, чтение на семейном уровне, чтение дляудовольствия);
-работа библиотек (работа с родителями, руководство чтением детей в библиотеке, работа семьей, помощь в организации семейного досуга, литературный час, внеклассное чтение и др.);
-психология и социология чтения (совместная читательская деятельность членов семьи; пример взрослых; читательские характеристики каждого членасемьи; различные виды чтения, характерные для конкретных семей; сферачитательских интересов семьи; читательская атмосфера семьи в целом; семейная грамотность).
Исходя из вышесказанного можно сказать, что «семейное чтение» можно понимать в нескольких аспектах: во – первых, как поддержку членами однойсемьи друг друга в развитии навыков грамотности, во – вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.
А между тем, во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения. Зачем? И осуществимо ли это?Почему сегодня чтение так необходимо человеку?
Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодыхлет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение ксемейному чтению.
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям.
В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многимипоколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родителиредко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваиваюткомпьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влияниемразличных технологий. А к самому первому в жизни ребенка инструментуразвития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается,что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новуюигрушку малышу.
И все же, последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируетсяна формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его каксвоего рода развивающую среду.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений:
1.Совместное время препровождение за чтением поучительных иливолшебных сказок способствует пополнению « жизненной копилки» знаний и впечатлений человека.
2.Побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы. Знакомит детей с народными обычаями, традициями, семейными историями.
3.Семейное чтение дает детям возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи , узнать о своих близких что-то важное и интересное.
4.После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию родословной, опираясь на опыт старших представителей семейногорода.
5.Чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат в детском саду, ни во дворе: это такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения книг у младших членов семьи появляется предмет дляразговора, желание спросить у старших непонятное им слово, выражение,событие, явление имеющее место в книге.
Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей.
Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно!Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты,находит свое место в жизни.
Главная задача родителей, которой и определяется их роль в организации семейных чтений – создание условий для деятельности ребенка,ее стимулирование, направление на размышление.
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитанияребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературыдолжно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - открываем ему мир. Заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем емухорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.Но, прежде всего, это время, проведенное вместе.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Еслитакого сопереживания не происходит - книга проходит мимо ребёнка, неоставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Список используемых источников:
1. Бухтиярова Е.А. Семья и чтение. Омск, 2003
2. Дунаева Н.О. О значении художественной литературы в формирование личности ребенка // Дошкольное воспитание. 2007, №6
3. Куликовских Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. 2007, №5.
4. Кашкаров А.П. Педагогические условия усиления культуроведческихфункций домашнего чтения // Человек и образование. 2012, №4.
5. Лебедева Т.Г., Сафонова Н.К. Чтение дело семейное. Челябинск, 2008.
6. Маркова В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание. 2009, №6.
7. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное
чтение.2008, №2
8. Россинская С. Как приохотить ребенка к чтению // Семейное чтение. 2008, №5
9. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного
развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005.
10. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя // Семейное
чтение. 2009, №5
11. Такмакова Л.Т. Многообразие рекомендаций в помощь семейному чтению /Л.Т. Такмакова// Мир библиографии. – 2008. №5.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_vospitatelya_shnyreva_ya.a._chitaem_doma_s_detmi_noyabr_2020.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Читаем дома
Сущность семейного чтения в развитии ребенка. В последние десятилетия для человечества в целом все более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционально - эстетического развития личности простой информированностью. Как следствие, растет и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и установок. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, дляобсуждения, неспешного размышления и т.д.
Многие исследования свидетельствуют о том, что все меньшее количество людей, особенно молодых, углубленно интересуется художественной классической литературой и культурой вообще. Сегодня семейное чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге. Чтение - сложный процесс не только сложения букв в слоги, но и акт, требующий интенсивной интеллектуальной работы, к которой у ребенка должна быть привычка, в отличие от компьютерных игр и мультфильмов, которые стали альтернативой чтению. Чтение книг дает простор для фантазий и читая ребенок проводит некие параллели со значимым переживаниями героев в ходе сюжета произведения. Грэм Грин писал: «Только в детстве, может быть, книга действительно влияет на нашу жизнь. Дальше мы восхищаемся ей, получаем от нее удовольствие, возможно, меняем благодаря ей некоторые свои взгляды, но главным образом находим в книге лишь подтверждение тому, что уже в нас заложено». И именно это, «что уже в нас заложено», в дошкольном детстве дают родители и воспитатели в ДОУ.
Семейное чтение… при этих словах сразу всплывает в памяти идиллическая картинка: уютный свет лампы под старым абажуром, патриархальноесемейство, одухотворенные лица, внемлющие чтению. Сочетается ли это среалиями нашего времени? Кажется, что категорически нет: бешеный темпжизни, нехватка времени, прагматизм как ведущая позиция – какое уж тут«семейное», уместнее чтение «быстрое», «рациональное», «динамичное»,«эффективное».
Данная тема являться актуальной, так как традиции семейного чтения нуждаются во внимании, и, может быть, в возрождении.
А что же такое «семейное чтение»? Принятое в профессиональной среде определение «семейное чтение» отражает:
-понимание семейного чтения только как чтение родителей с детьми;
-осознание этого процесса только как педагогического (воспитательного и образовательного);
-смешение понятий «семейное чтение», «чтение дома» и «традиции семейного чтения».
В профессиональной печати термин «семейное чтение» неосознанно применяется как обобщающее понятие, включающее в себя круг вопросов,касающихся чтения семьи, а не только родителей с детьми. При рассмотрении вопросов семейного чтения используются группы терминов ипонятий, выделяемых по содержательному признаку:
-чтение вообще (чтение в семье, домашнее чтение, чтение вслух, громкое чтение, совместное чтение, художественное рассказывание, коллективноечтение, чтение родителей с детьми, чтение на семейном уровне, чтение дляудовольствия);
-работа библиотек (работа с родителями, руководство чтением детей в библиотеке, работа семьей, помощь в организации семейного досуга, литературный час, внеклассное чтение и др.);
-психология и социология чтения (совместная читательская деятельность членов семьи; пример взрослых; читательские характеристики каждого членасемьи; различные виды чтения, характерные для конкретных семей; сферачитательских интересов семьи; читательская атмосфера семьи в целом; семейная грамотность).
Исходя из вышесказанного можно сказать, что «семейное чтение» можно понимать в нескольких аспектах: во – первых, как поддержку членами однойсемьи друг друга в развитии навыков грамотности, во – вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.
А между тем, во всем мире прилагаются огромные усилия по возрождению и стимулированию именно семейного чтения. Зачем? И осуществимо ли это?Почему сегодня чтение так необходимо человеку?
Чтение способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитать такого человека можно только с самых молодыхлет. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение ксемейному чтению.
Чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям.
В наше время не часто встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многимипоколениями наших предков, сегодня почти забыты. Современные родителиредко читают детям книги – малыши с самого раннего детства осваиваюткомпьютер, телевизор и все их общение и развитие происходит под влияниемразличных технологий. А к самому первому в жизни ребенка инструментуразвития, как книга, современные родители относятся несерьезно. Считается,что тратить деньги на красивую книгу неуместно – лучше купить новуюигрушку малышу.
И все же, последнее время возрастает интерес к возрождению традиций семейного чтения, так как концепция современного образования базируетсяна формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяет рассматривать его каксвоего рода развивающую среду.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений:
1.Совместное время препровождение за чтением поучительных иливолшебных сказок способствует пополнению « жизненной копилки» знаний и впечатлений человека.
2.Побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопросы. Знакомит детей с народными обычаями, традициями, семейными историями.
3.Семейное чтение дает детям возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи , узнать о своих близких что-то важное и интересное.
4.После чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию родословной, опираясь на опыт старших представителей семейногорода.
5.Чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат в детском саду, ни во дворе: это такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения книг у младших членов семьи появляется предмет дляразговора, желание спросить у старших непонятное им слово, выражение,событие, явление имеющее место в книге.
Возрождая традицию семейных чтений, мы тем самым работаем над созданием семьи читающей и думающей.
Чтобы семейное чтение смогло выполнять свою роль как развивающая среда, оно должно быть систематическим и целесообразным.
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно!Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты,находит свое место в жизни.
Главная задача родителей, которой и определяется их роль в организации семейных чтений – создание условий для деятельности ребенка,ее стимулирование, направление на размышление.
Чтение должно занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге – одна из основных задач художественно-эстетического воспитанияребенка. Знакомство ребенка с лучшими образцами мировой литературыдолжно начинаться с первых лет жизни.
Открывая ребенку книгу - открываем ему мир. Заставляем его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Мы помогаем емухорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу.Но, прежде всего, это время, проведенное вместе.
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Еслитакого сопереживания не происходит - книга проходит мимо ребёнка, неоставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Список используемых источников:
1. Бухтиярова Е.А. Семья и чтение. Омск, 2003
2. Дунаева Н.О. О значении художественной литературы в формирование личности ребенка // Дошкольное воспитание. 2007, №6
3. Куликовских Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. 2007, №5.
4. Кашкаров А.П. Педагогические условия усиления культуроведческихфункций домашнего чтения // Человек и образование. 2012, №4.
5. Лебедева Т.Г., Сафонова Н.К. Чтение дело семейное. Челябинск, 2008.
6. Маркова В., Трегубова Л. Только книга может обогатить мир ребенка // Дошкольное воспитание. 2009, №6.
7. Павлова А. Домашняя библиотека и семейное чтение // Семейное
чтение.2008, №2
8. Россинская С. Как приохотить ребенка к чтению // Семейное чтение. 2008, №5
9. Соловьева Ю. И. Традиции семейного чтения как фактор духовного
развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005.
10. Тихомирова И.И. Как воспитать талантливого читателя // Семейное
чтение. 2009, №5
11. Такмакова Л.Т. Многообразие рекомендаций в помощь семейному чтению /Л.Т. Такмакова// Мир библиографии. – 2008. №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Организация праздников дома"
Консультация для родителей....
Консультация «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА ДОМА»
Консультация для родителей старшей группы...
Консультация "Учим математику дома". старшая группа
Консультация для родителей "Учим математику дома" (5-6 лет) «Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюда...
Консультация для сотрудников дома ребенка
«Методы и приемы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»...
Консультация для сотрудников дома ребенка на тему
«Значение развития мелкой моторики у детей раннего возраста»...
Консультация «Питание ребенка дома и в детском саду»
Консультация...