Консультация для родителей на тему: "Использование игровых технологий для развития познавательной сферы дошкольников"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Игра и интеллект. Игра как инструмент развития мыслительных процессов дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_igra_i_intellekt.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
на тему:
«Использование игровых технологий для развития познавательной сферы дошкольников»
Подготовила
воспитатель:
Калашникова Е. И.
Симферополь
Ребёнка без игры представить невозможно, ведь игра и ребёнок связаны между собой как «нитка с иголкой».
Как сказал В. А. Сухомлинский: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
На развитие познавательной сферы дошкольников оказывают существенное влияние использование именно игровых технологий.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.
Развитие ребенка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это возможно лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Игровые современные технологии помогают в решении многих из перечисленных проблем: развитию воображения и творческих способностей, формирования у детей символической функции сознания, помогает детям переносить свойства одних вещей на другие, и компетентностно-ориентированных умений, лежащих в основе готовности дошкольников к общественно-значимым и общественно-оцениваемым видам деятельности.
Реализация игровых технологий опирается на следующие положения:
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, проблемные ситуации, противоречия;
- в игре позиция взрослого и ребенка равнозначна и выстраивается на паритетных началах, что обусловлено характером игровых взаимоотношений;
- игра позволяет актуализировать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс носит импровизационный и вариативный характер, не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для осмысленного освоения ценностей культуры.
Игровую деятельности широко изучали учёные, исследователи как в педагогике, так и в психологии:
- анализировались теории происхождения игр, их функции, созданы различные классификации игр (Г. Спенсер, К. Бюлер, К. Гросс, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова);
- определено место и роль игры в развитии и становлении личности (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, В.В. Зеньковский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко и др.).
Дошкольный возраст является уникальным и важным периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
Для развития внимания используется упражнение «Слушать и хлопать». Детям предлагается хлопнуть в ладоши, если прозвучит название фрукта. Например: колесо, яблоко (хлопок), машина, книга, груша (хлопок), банан (хлопок) и т.д.
Развитию мышления способствуют упражнения, направленные на обобщение, выделение признаков, объединение в группы. Игра «Найди лишнее» предлагает дошкольнику объединить предметы по общему признаку, а на лишний указать. Например, в серии «собака, курица, корова, кошка» лишней будет курица, так как это птица среди животных. Игра корректируется для раннего дошкольного возраста более легкими предметами.
Для развития речи детей подходят задания-пересказы, в которых ребенок совершенствует фонематический слух и произношение. Для совместного формирования речи и воображения детям предлагают придумать собственный рассказ.
Развитию слуховой памяти способствуют упражнения, требующие запомнить слова или пары слов и воспроизвести их. Зрительная память и внимание легче всего формируются в заданиях типа: «Вот предметы. Посмотри внимательно. Старайся запомнить расположение, особенности. Закрой глаза, а я пока переставлю их местами. Теперь расставь предметы в начальном порядке».
Воображение детей развивается практически в любой деятельности: рисование, игра, занятия с пластилином. Предложение дошкольнику придумать образ или героев игры формирует произвольность воображения.
Развитие зрительного восприятия происходит в процессе установления дошкольником формы, цвета, размеров предметов. Прекрасным вариантом станут упражнения с мозаикой, паззлами, конструктором, пирамидками. Для слухового восприятия подбираются задания со звуковым сопровождением. Например, детям нужно определить, кто издает тот или иной звук.
Варианты игр на развитие познавательной сферы дошкольников:
«Найди на ощупь»
Возраст: 4-5 лет
Цель игры: сопоставление результатов зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Количественный состав: Игра проводится одн
овременно с 2-3 детьми.
Время проведения: 15-30 минут.
Оборудование: набор мелких игрушек, коробка с игрушками (у взрослого, мешочек.
Ход игры: Ребенок кладет в руку с мешочком, затянутым на запястье, на стол. Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.
«Найди пару»
Возраст:3-5 лет.
Цель игры: визуальное знакомство с основными и дополнительными цветами.
Количественный состав: играть могут от 1-го до 3-х человек.
Время проведения:10-30 минут.
Оборудование: два красных, два синих, два желтых кружка (1 на панели и 1 отдельно).
Ход игры: Взрослый выставляет цветные кружочки на панели в произвольном порядке и говорит ребенку: «Я хочу подобрать одинаковые цвета». Затем берет любую отдельную деревянную табличку и подбирает к ней пару на панели. Таблички кладутся рядом. Также выкладывается вторая пара и т. д. Далее таблички перемешиваются, и ребенок подбирает пары самостоятельно.
«Художник»
Возраст: для детей 5-6 лет.
Количественный состав: от 1-го до 8-ми человек.
Время проведения:15-30 минут.
Оборудование: не требуется.
Цель: Развивать внимание и память.
Ход игры: Ребёнок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет «рисовать», потом отворачивается, даёт его словесный портрет.
Литература
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 2000.
- Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Спиваковский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.
- Сластенин В.А.Педагогика: Инновационная деятельность.-М..2011г.
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» М., 2001.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ "Использование игровых технологий в развитии познавательной активности дошкольников"
самоанализ по методической теме...
Статья на тему «Использование современных игровых технологий для развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В статье представлены методы и приемы, используемые в работе по развитию певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, на основе современных игровых технологий....
Доклад на педагогическом совете на тему "Использование ИКТ технологий для развития познавательной сферы дошкольников"
интересно прочитать!!!...
Мастер-класс «Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм...
Игровые технологии в развитии познавательной активности дошкольников
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов) личность ребенка выводится на первый п...
Консультация для родителей на тему: «Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольников»
Консультация для родителей на тему: «Значение дидактической игры в развитии познавательной сферы у дошкольников»...