Консультация для родителей "Когда отдавать ребенка в школу?"
консультация (подготовительная группа)

Сайгина Нина Павловна

Консультация для родителей "Когда отдавать ребенка в школу?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_otdavat_rebenka_v_shkolu.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда отдавать ребенка в школу?»

    В наше время многие родители уделяют внимание раннему развитию своих детей. В пять-шесть лет их чада уже знают буквы, умеют читать (хотя бы по слогам), пишут печатными буквами слова, считают в пределах 20, решают задачки и даже выполняют математические действия с переходом через десяток.

   Разумеется, если ребенок все это уже умеет, перед родителями встает вопрос: "Может быть, пора в школу? Чему еще его научат в детском саду? Потом перегорит, интерес угаснет, и заставить его учиться будет намного сложнее".

    Увы, амбиции родителей и их желание видеть в своем ребенке одаренность нередко приводят к самым плачевным последствиям. Умение читать и считать еще не означает, что малыш готов делать это ежедневно в течение целого учебного года с 8.30 до 13.15 в коллективе из 25 детей и под присмотром чужого взрослого. Познавательная готовность — это всего лишь один из факторов, определяющих общую готовность ребенка к школьному обучению.

Как понять, готов ли ребенок к школе?

    Не только элементарные навыки (чтение, письмо) и интеллектуальные способности определяют школьную зрелость. Должна учитываться и психологическая готовность, отношение к новой социальной роли школьника, принятие новых обязанностей и требований”.

Само по себе желание ребенка идти в школу еще ничего не значит - ребенка необходимо спросить, почему же он этого хочет. Ответы же нередко звучат так: “Потому что Саша и Наташа уже ходят в школу, и я тоже хочу”, “Там весело и много ребят”, “Мне купят портфель, пенал и форму, как у старшего брата”, ”Мне не нравится или надоело в садике”. А вот “хочу узнать много нового и интересного”, “Хочу научиться всему’ – это уже аргументы. Школа должна привлекать ребенка именно своей основной деятельностью – учебой, а не восприниматься им как продвинутый аналог садика с новыми друзьями и игрушками. Мотивационная готовность — это интерес к учебе, желание узнавать что-то новое, учиться и преодолевать трудности даже тогда, когда что-то не получается. У детей пяти-шести лет часто наблюдается интерес к внешним школьным атрибутам (портфель, школьная форма, учебники и тетради) или к общению в школе (друзья из детского сада идут в первый класс). Учебная мотивация в этом возрасте — явление очень редкое.

Психологи выделяют следующие виды готовности к школе:

  • физическая готовность,
  • интеллектуальная готовность,
  • личностная,
  • социальная,
  • психологическая готовность,
  • эмоционально-волевая готовность.

  Что такое физическая готовность – в принципе, понятно: слабого здоровьем, часто болеющего ребенка, а особенно ребенка с неврологическими проблемами (гиперактивность, синдром дефицита внимания, нарушения речевого развития) ни в коем случае не стоит торопиться отдавать в школу – даже если на взгляд родителей, он гений. Ребенок может физически не выдержать школьной нагрузки, ведь она с непривычки непросто дается даже здоровым первоклассникам. В возрасте шести лет происходит активный рост костной системы человека, развиваются внутренние органы. В этот период крайне важна физическая активность: чем больше ребенок двигается, тем лучше это для его здоровья. Но вместо того, чтобы много бегать и прыгать, да еще и на свежем воздухе, маленький человек вынужден часами просиживать за партой в компании детей, не все из которых здоровы.

Интеллектуальная готовность - это как раз то, что

 большинство  родителей и понимает под готовностью ребенка к школе: умение читать, писать и считать. Но еще важнее наличие широкого кругозора, развитие памяти, внимания, логики, умение устанавливать связи и делать выводы.

Личностная готовность, по определению психологов, «включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Это выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе, к принятию новой социальной позиции.»

Психологическая готовность выражается в способности:

-удерживать внимание на учебной деятельности (даже не очень интересной);

-произвольно запоминать и воспроизводить определенное количество информации;

-владеть такими мыслительными операциями, как синтез, анализ, обобщение, классификация и т.д.

Ключевым здесь является слово "произвольно", т.е. целенаправленно, через волевое усилие. В возрасте пяти-шести лет память и внимание непроизвольны, это особенность возраста. Все учебные навыки, полученные ребенком до шести лет, усваиваются через игровую, а не учебную деятельность.

Формирование произвольности редко происходит до шести с половиной лет. Именно поэтому существует законодательно закрепленное правило не брать ребенка в школу ранее этого возраста. Исключения допускаются в очень редких случаях, после заключения целой комиссии специалистов: психолога, логопеда, педагога. И эту комиссию интересуют совсем не знания и умения малыша, а его общая готовность учиться. Люди, работающие в школе, знают: многие дети не могут произвольно усваивать программу не только в шесть с половиной лет, но и в более старшем возрасте.

Социальная готовность - это навыки общения с детьми и взрослыми, которые должны позволить ребенку полноценно войти в коллектив и подчиняться принятым в школе нормам поведения, умение отстаивать свою точку зрения и находить компромиссные решения в сложных конфликтных ситуациях. Считается, что все это детям прививают в садике.

И наконец, эмоционально-волевая готовность - сюда относится способность ребенка к постановке и достижению цели, к планированию своих действий, к преодолению препятствий, к умению проявлять усилия и проделывать порой не очень интересную и приятную работу, чтобы получить результат. Если ребенок умеет заниматься только интересными и увлекательными делами, а остальные бросает на полпути, если быстро отступает перед трудностями и тяжело переживает неудачи, то говорить об этом виде готовности к школе еще рано.

   Среди детей пяти-шести лет практически не встречается тех, кто готов был бы пойти в школу. Даже в возрасте шести с половиной лет полная психологическая готовность встречается редко.

Решая для себя вопрос, когда отдавать ребенка в школу, задумайтесь о том, что в одном классе с ним могут оказаться дети на целый год старше. Ему придется конкурировать с этими детьми не только за школьной партой, но и на перемене, на уроках физкультуры, на школьном дворе.

Как мы видим, требований много, порой и семилеткам может быть непросто всем им соответствовать! И разумные, заботливые родители, конечно, рассмотрят вопрос всесторонне и оценят готовность своего шестилетнего ребенка к школе не только по его желанию, росту и умению читать. Без помощи психологов и опытных педагогов тут не обойтись! Впрочем, внимательные родители могут многое оценить и сами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Когда отдавать ребенка в детский сад?"

Когда отдавать ребенка в детский сад? Рано или поздно перед каждым родителем встаёт вопрос о том, когда же отдать свое чадо в детский сад. Отдавать ребенка в детский сад нужно тогда, когда Вы сам...

Консультация для родителей «Когда отдавать ребенка в школу?

 Дело в том, что если интеллектуальное развитие современных детей может опережать их календарный возраст, то степень физиологической зрелости ребенка, как правило, соответствует его возрас...

Консультация для родителей «Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе?»

Муниципальное образовательное учреждениеЛеснополянская начальная школа им. К. Д. УшинскогоЯрославского Муниципального района    Консультация для родителей «Во сколько лет отд...

Консультация для родителей «Когда не стоит отдавать ребенка в детский сад»

Многие родители после рождения ребенка забывают о том, что их прямой обязанностью является воспитание ребенка и привитие ему основных навыков для дальнейшей социализации. Они считают, что главное-это ...