Сценарий шахматного праздника "Волшебный мир шахмат"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

Материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_shahmatnogo_prazdnika.docx22.17 КБ
Файл anketa_dlya_roditeley.docx13.83 КБ
Файл samoanaliz.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий шахматного праздника с участием детей и родителей «Волшебный мир шахмат».

Предварительная работа: организация образовательной деятельности в рамках проекта «Шахматная семья». Изготовление ЛЭПБУКОВ по шахматам. Проведение бесед, выпуск информационных листков и  памяток. Организация совместных турниров.  

Подготовка к мероприятию: разработка конспекта, подбор и оформление атрибутов, видеоролика, подготовка презентации для сопровождения праздника, музыкальное оформление, оформление группы/зала, подготовка детей и родителей (разучивание стихов и песен о шахматных фигурах, пешках).

Материал и оборудование: мультимедийный экран и проектор, музыкальный центр, декорации, модули для игры «Построй дом».

Методические приемы: использование разных видов наглядности, объяснение и беседа, использование музыкального сопровождения, художественного слова, театрализованной деятельности, фото и видеоматериалов.

Ход мероприятия:

Звучит торжественный марш, входят участники праздника.

Воспитатель: Добрый день, дорогие гости! Мы рады видеть вас на семейном празднике «Волшебный мир шахмат».

1 ребенок:

- Встречайте, её  Величество Королева шахмат!

(Входят «шахматные фигуры», исполняют танец «Полонез»).

 Королева шахмат (родитель) Приветствую вас, дорогие ребята и  уважаемые взрослые! Вы меня узнали? (Ответы детей.) Рада видеть вас в моем шахматном королевстве. Хочу представить вам своих верных помощников.

 Королева шахмат: Ребята, давайте время не теряйте, Шахматные фигуры отгадайте. Я предлагаю вам игру «Шахматная шкатулка». Покажите свою ловкость, смекалку.

(Дети поочередно вытягивают из шкатулки загадки, Королева шахмат их зачитывает, а участники отгадывают).

Задание первое.  Шахматные загадки 

1 ребенок:

Этот маленький солдат

Лишь команды ждет,

Чтоб с квадрата на квадрат

Отправиться вперед.

На войну, не на парад

Солдат тот держит путь.

Ей нельзя пойти назад,

В сторону свернуть.

Дети: Пешка.

2 ребенок:

 Вся в квадратах - белых, черных -

Деревянная доска,

А ряды фигур точеных -

Деревянные войска.

Дети: Шахматная доска.

3 ребенок:

Видимо, она упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет: прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она,

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Дети: Ладья.

4 ребенок:

А повадки у лошадки

Необычны и смешны:

Притаится, словно в прятки,

И скакнет из-за спины.

Дети: Конь.

5 ребенок:

Я слон, я строен, я высок:

Предпочитаю ходить и бить

Всегда по-своему: наискосок.

Дети: Слон.

6 ребенок:

Люди их передвигают,

Коротают вечера,

Дети в шахматы играют -

Гениальная игра!

Дети: Шахматы.

Королева шахмат: Да, я очень удивлена, молодцы ребята и родители. Вы знаете все шахматные фигуры. Я пригласила вас, самых отважных рыцарей, сразиться на шахматном и шашечном турнире. Надеюсь, что сегодняшняя встреча подарит вам радость творчества, веселья, множество увлекательных игр и загадок и выявит сильнейшего в этом турнире.

(Воспитатель представляет участников шахматного праздника, и они занимают свои места за столами).

Воспитатель: предлагаю провести Пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять!(сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!(пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?(разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!(ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!(указательный палец)

А ладья упряма,(раскрытые ладошки скользят по столу)

Ходит только прямо!( вперёд)

Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
Королева шахмат: А сейчас поиграем еще в игру «Волшебная доска».

На черно-белом

Крыльце сидели:

Король, Королева,

У них 2 коня, 2 слона,

Возле башен - ладья

И строй солдат впереди.

Попробуй выстроить их ты.

(Ведущий  предлагает детям за три минуты расставить шахматные фигуры на своей доске, Королева оценит правильность выполнения).

Королева шахмат: Молодцы! С заданиями  справились вы все, а теперь предлагаю немного отдохнуть  и размяться.
Физкультминутка «Шахматы» проводят родители
- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом              (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.               (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим.        (садятся за столы)

Воспитатель: Уважаемая Королева шахмат, наши дети очень любят играть в шахматы, а за что любишь шахматы ты? С шахматами можно…

Королева шахмат: Поиграть.

Воспитатель: С шахматами можно…

Королева шахмат: Помечтать.

Воспитатель: С шахматами можно…

Королева шахмат: Победить!

Воспитатель: С шахматами можно…

Королева шахмат: Подвиг совершить.

Воспитатель: А еще с шахматами можно…

Королева шахмат: Поиграть в увлекательные  игры.

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в увлекательные игры.

Игра «Шахматные слова».

(Дети по очереди называют шахматные слова, за каждое названное слово участник получает фишку). 

Игра «Фигуры заблудились».

Королева шахмат: Ребята, вы любите играть в прятки? Вот и мои придворные фигуры тоже очень любят играть в прятки. Но они так разыгрались, что перепутали свои места и заблудились. Помогите им найти свои места.

(Участники находят ошибки и правильно расставляют шахматные фигуры).

Игра «Волшебный мешочек».

Королева шахмат: Пусть темнота

И нету света —

Узнай фигуру:

Та иль эта?

(Королева шахмат поочередно подходит к каждому участнику и просит достать из «волшебного мешочка» заданную шахматную фигуру).
Игра «Найди правильный ответ».

Каждый участник получает игровое задание: объяснить и показать, как ходит и бьет названная шахматная фигура. Дети, участники турнира, выполняют задание. Королева шахмат проверяет правильность их выполнения, за что дети получают новые фишки. Затем члены жюри подводят итоги турнира. Наступает самый торжественный момент.

Королева шахмат: Вы все просто молодцы, дети! Главное то, что вы полюбили шахматы, знаете фигуры, их расположение на шахматной доске, умеете играть. И впереди у нас еще много встреч на шахматных турнирах. Ну, а те взрослые и дети, которые еще не умеют, или хотят хорошо подучиться играть в эту удивительную игру, я приглашаю на занятия по шахматам.

Королева шахмат: 

Вы заслужили все достойные награды

И в королевстве шахмат мы всегда вам рады,

Вам по плечу любое сложное заданье,

Здоровья вам, удачи, до свиданья!

 (Вручаются дипломы и подарки участникам).

В зале зажигается свет, воспитатель благодарит детей и родителей за подаренный шахматный праздник. Звучат фанфары, участники совершают круг почета. Взрослые и дети аплодируют им.



Предварительный просмотр:

Анкета обратной связи

Уважаемый родитель!

С целью совершенствования нашей работы по интеллектуальному развитию дошкольника, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, поделитесь с нами своими мнениями и замечаниями.

1.Важность темы для Вашей семьи (оцените по пятибалльной системе, нужное подчеркнуть).  

5   4   3   2   1

2.Полезность и необходимость семейных шахматных праздников.                                                      

5   4   3   2   1

3. Что в подготовке и проведении шахматного праздника было для Вас самымполезным____________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какую информацию по теме «Шахматное воспитание дошкольника» Вы хотели бы получить ещё?

__________________________________________________________________

5. Что бы Вы хотели пожелать педагогам группы.____________________________________________________________

                                Большое спасибо за помощь и участие!



Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитателя по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках проведённого мероприятия

  1. Достигнуты ли поставленные цели взаимодействия с родителями.

Считаю достигнутыми цели, поставленные мной перед организацией мероприятия. Слаженная работа по подготовке и проведению праздника позволила установить партнёрские отношения между родителями и педагогами и прийти к единому мнению о важности формирования семейных ценностей.

  1. Какие формы взаимодействия с родителями, использованные  при подготовке мероприятия, оказались наиболее эффективными.

Все использованные формы взаимодействия привели к  необходимым результатам, но наиболее эффективными оказались совместные репетиции «родители – дети – педагоги».

  1. Какие формы взаимодействия с родителями, использованные  при проведении мероприятия, оказались наиболее эффективными.

Положительные результаты дало участие родителей в роли Королевы шахмат, очень ответственно подошли к своим обязанностям. Выступления родителей совместно с детьми выглядели проникновенно и очень сблизили их. Семейные конкурсы показали слаженную работу всех членов семьи.

  1. С какими трудностями столкнулись при подготовке мероприятия.

Наибольшую трудность вызвала необходимость постоянной корректировки времени репетиций из-за занятости родителей. Небольшие разногласия возникли в начале подготовки при выборе игр, но в процессе совместной работы подобрали игры, которые были выбраны в соответствии возраста и устроили всех участников.

  1. С какими трудностями столкнулись при проведении мероприятия.

Некоторым родителям трудно было побороть робость во время выступления перед зрителями. Родители, не занятые в исполнении роли, но принимавшие участие в конкурсах, были очень активны. В целом особых трудностей не возникло, так как все участники подошли к организации праздника очень ответственно.

  1. Сколько семей воспитанников приняли активное участие в подготовке и проведении мероприятия.

В подготовке и проведении праздника, так или иначе, участвовали все семьи воспитанников. Особенно активны были 10 семей.

  1. Какова степень удовлетворённости родителей проведённым мероприятием по итогам анкетирования.

По итогам анкетирования 100% семей высоко оценили мероприятие.

  1. Перспективы работы по сотрудничеству с семьями воспитанников в данном направлении.

Планирую продолжить реализацию группового проекта «Шахматная семья»; провести родительский семинар «Играем с ребенком в шахматы», на котором родители смогут поделиться положительным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий шахматного праздника «В стране шахматных чудес»

Цель мероприятия: привить юным шахматистам любовь к шахматам как к неотъемлемой части их будущей жизни. Задачи мероприятия: 1. Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных з...

Сценарий шахматного праздника «Шахматный турнир"

Цель: Формировать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур....

шахматная копилка О шахматах в стихах

шахматная копилка О шахмтах в стихах...

Сценарий городского семейного шахматного турнира "Семейные шахматы"

Цель мероприятия: привить юным шахматистам любовь к шахматам как к неотъемлемой части их будущей жизни.Задачи мероприятия:1. Воспитать и привить чувства ответственности к выполнению поставленных задач...

Сценарий открытого занятия по шахматам в детском саду. Интеллектуально-развлекательная игра «Шахматный турнир»

Сценарий открытого занятия по шахматам в детском саду. Интеллектуально-развлекательная игра «Шахматный турнир»Форма проведения: интеллектуальная игра....

Сценарий городского шахматного турнира "Знатоки шахмат"

Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами и правилами. Игра является «королевским инструментом» для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, ...

Сценарий шахматного праздника для детей старшего дошкольного возраста «В королевстве шахмат»

Программное  содержание:1. Продолжать овладевать с детьми азами шахматной науки.2. Учить отгадывать загадки о шахматных фигурах.3. Тренировать логическое мышление, память, внимание.4. Воспитывать...