Советы педагога-психолога родителям по коррекции агрессивного поведения у детей
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Хайрулина Елена Владимировна

Агрессия-это действие, агрессивность - готовность к совершению таких действий. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Четыре основных способа выражения гнева: прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах; выразить гнев в косвенной форме; сдерживать свой гнев; задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМИ АГРЕССИВНОГО РЕБЕНКА

Агрессия - это действие, агрессивность - готовность к совершению таких действий.

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которым необходимо понимать своего ребенка.  

Чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут обучить ребенка проявлению агрессии.

Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.

Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризах и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики необходимо родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития ребёнка проявлять твердость и решительность.

Все виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.  

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  • негативные способы: наказания, приказы;
  • нейтральные способы: модификация поведения;
  •  потивные способы: просьбы, мягкое физическое манипулирование.
     

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером, мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.
Приказы и наказания могут вызывать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что- либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д. Поведение агрессивных детей часто является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками.

По мнению Вирджинии Квинн существует четыре основных способа выражения гнева:  

  1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
  2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, которые представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор. Такое выражение гнева получило название переноса.
  3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
  4.  Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.

В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р. Кзмпбелла. На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения пассивная агрессия, которая представляет собой скрытый, утонченный способ манипулирования людьми с целью добиться своего. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте (в очереди, в гостях и т. д.).

Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев.

       К позитивным способам выражения гнева относятся: 

  • Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная                 жалоба, без уклонений в сторону.
  •  Вежливость в обращении.
  •  Стремление найти конструктивное        решение.

Для того чтобы добиться результатов в продвижении по «лестнице гнева, взрослый должен сам подавать положительный пример и демонстрировать образцы зрелого поведения.

Перенос чувств на опасные объекты  рекомендуют обучать в основном маленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься новые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполнен водой, подушки, поролоновые мячи, «стаканчик для крика», кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д.

Все эти предметы нужны для того, что бы ребенок не направлял гнев на людей, а переносил сил его на неодушевленные предметы, выплескивал его в игровой форме.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей будут полезны любые релаксационные упражнения

Например, в игре «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра» дети с закрытыми глазами представляют себе теплый чудесный день. Над их головами проплывает серое облачко, на которое они поместили все свои горести и заботы. Ярко-голубое небо, легкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают расслабить мышцы не только лица ребенка, но и всего тела.
Другая игра — «Улыбка» — способствует расслаблению мышц лица. Выдыхая воздух и многократно улыбаясь, лучу солнца, дети становятся чуть-чуть добрее. В неприятных жизненных ситуациях они могут вспомнить свои ощущения, отработанные в этих и других подобных играх, и вернуться к ним, заменяя негативные эмоции на нейтральные или положительные.

Техника модификации поведения отчета проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое — наказание и лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители пока еще и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствие этого будет то, что их дети вряд ли когда либо в процессе воспитания усвоят навык адекватного выражения гнева.                                                  

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Содержание

Пути выполнения

№1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

  • Слушайте своего ребенка.
  • Проводите вместе с ним как можно больше времени.
  •  Делитесь с ним своим опытом.
  • Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
  • Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому их них в отдельности.

№2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

  •  Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком если это, конечно, возможно).
  •  Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

№3

Если вы расстроены,
то дети должны знать
о вашем состоянии

  • Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях:
  •  «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате», или:
  •  «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, те трогай меня».

№4

В те минуты, когда вы
расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное что могло бы вас успокоить.

  • Примите теплую ванну, душ.
  •  Выпейте чаю.
  •  Позвоните друзьям.
  •  Сделайте «успокаивающую» маску для лица.
  •  Просто расслабьтесь, лежа на диване.
  •  Послушайте любимую музыку.

№5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

  • Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите
  • Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (думать о чем-то приятном) и ситуацией.

№6

У некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям.

  • Изучайте силы и возможности вашего ребенка.
  • Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя.
  • Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение ребенка дошкольника. Коррекция агрессивного поведения у детей

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от живот...

Мастер-класс для родителей "Способы коррекции агрессивного поведения у детей"

психологический мастер-класс для родителей "Способы коррекции агрессивного поведения у детей". Данный материал направлен на получение и актуализацию теоретических знаний родителями по этой теме и на о...

Консультация для родителей. Коррекция агрессивного поведения у детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей. Понятие "агрессивность". Рассмотрены виды агрессии....

Агрессивный ребенок. Игры и упражнения как средства коррекции агрессивного поведения у детей

Агрессивный ребенок. Игры и упражнения как средства коррекции агрессивного поведения у детей...

Рекомендации родителям по коррекции агрессивного поведения у детей

Агрессивное поведение — одно из самых распро­страненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффек­тивный способ достижения цели.Агрессия— это...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Агрессия – деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, она может приносить физический и моральный ущерб окружающим людям....

Работа педагога – психолога ДОУ с детьми с агрессивным поведением

В статье дано понятие агрессивного поведения у дошкольников, его причины, а также рассмотрены приемы работы педагога-психолога с детьми с агрессивным поведением....