«Особенности проведения семейного досуга для детей с нарушениями зрения»
консультация
Внутренний мир детей с нарушениями зрения сложен. Как помочь им увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как ребенку познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Один из ответов на эти вопросы, кроется в ориентации, прежде всего, на такие формы воспитательной работы с детьми, которые повышают их уровень адаптации к условиям современной жизни, смягчают воздействие неблагоприятных факторов среды, способствуют социализации. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье во многом зависит от грамотной организации семейного досуга. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, так как именно в семье ребенок получает основной жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности проведения семейного досуга для детей с нарушениями зрения»
Подготовила:
Учитель – дефектолог
Скребцова Е.А.
Внутренний мир детей с нарушениями зрения сложен. Как помочь им увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как ребенку познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Один из ответов на эти вопросы, кроется в ориентации, прежде всего, на такие формы воспитательной работы с детьми, которые повышают их уровень адаптации к условиям современной жизни, смягчают воздействие неблагоприятных факторов среды, способствуют социализации.
Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье во многом зависит от грамотной организации семейного досуга. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, так как именно в семье ребенок получает основной жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Организация досуга семьи ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности, которые определяются, в первую очередь, его психофизическим состоянием и педагогической состоятельностью родителей.
Досуг, в его конкретном выражении, по мнению Бердниковой Л.И., имеет цель сделать ребенка с нарушениями зрения более доступным для контакта, дать ему возможность проявить себя. Правильно организованный досуг в семье может помочь ребёнку сделать первые шаги в познании мира, а в дальнейшем подготовить к самостоятельной жизни.
Рассмотрим следующие виды организации досуга: прогулка, просмотр семейных фотографий, совместное приготовление пищи и т.д.
Прогулка на свежем воздухе – это любимое занятие всех ребят. Она оставляет очень много впечатлений, дети в непринуждённой обстановке получают знания и практические навыки о правилах поведения в общественных местах. Прогулки могут быть в лесу, в парке, в сквере, на стадион и просто по улицам города или села. Родители на прогулке с «особенным» ребенком знакомят его с окружающим миром, тренируют память, речь, различные практические навыки. Так, если семья совершает прогулку в лес, ребёнка знакомят с различными деревьями, учат отличать лиственные деревья от хвойных, при этом нужно не забывать об использовании тактильных и других ощущений для большей эффективности запоминания: дать потрогать ребенку листик и хвоинку – это значит включить его тактильную и эмоциональную память. Во время прогулки по улицам города родители знакомят ребёнка с правилами дорожного движения, с основными дорожными знаками (попутно можно закреплять знания об основных геометрических формах, например, знак пешеходного перехода – треугольной формы.)
Еще один вариант семейного досуга на свежем воздухе – это совместная поездка на дачу. Там можно не только поиграть в подвижные игры, поесть вкусного шашлыка, но и вместе с детьми посадить рассаду, а предварительно вырастить ее самим, научить высаживать, правильно ухаживать за ней. Когда поспеет урожай, его тоже необходимо собирать вместе. Так они узнают, как выращивают овощи и фрукты, как их правильно хранят. А дома приготовить из собранного урожая вкусный обед для всей семьи. Это может стать хорошим увлечением, а возможно, и будущей профессией.
Совместное приготовление пищи для всей семьи – это тоже важная часть семейного времяпрепровождения, в котором сочетается помощь маме при приготовлении пищи и развивающее занятие для ребенка, формирующее нужные практические умения. Во время приготовления пищи задействовано большое количество предметов – это всевозможные контейнеры, баночки, бутылочки, которые ребенок может открывать, закрывать, помогать заправлять блюда сыром, майонезом и т.п. – всё это способствует развитию мелкой моторики. Не обходится такой сложный процесс и без участия крупной моторики. Например, чтобы взять с верхней полки холодильника необходимый продукт, ребенку понадобится встать на носочки или, наоборот, – достать из нижнего ящика, например, сковородку, а для этого нужно сесть на корточки.
На кухне тоже можно познавать окружающий мир. Очень удобно именно при выполнении кухонных работ показать разнообразие продуктов и рассказать, как их производят, а также развивать ловкость, быстроту реакции и обоняние, учась различать разнообразные запахи, вкусовые ощущения, при помощи которых у ребенка с нарушениями зрения активизируется сенсорная сфера.
Во время кухонных работ развиваются навыки самообслуживания. Если с ребенком, имеющим нарушения зрения, с детства готовить различные кулинарные блюда, то, когда он вырастет, ему не составит труда самостоятельно приготовить пищу для себя и своей будущей семьи.
К тому же, кухня – это место создания семейных традиций. Например, в пору новогодних праздников родители вместе с детьми могут приготовить вкусное имбирное печенье. А потом все вместе полакомятся им за кружкой согревающего какао или теплого молока. К 23 февраля можно порадовать папу вкусными бутербродами, маме подарить к празднику 8 марта вкусное пирожное. А ингредиенты можно использовать те, которые вырастили на даче вместе с ребенком. Например, бутерброды для папы украсить зеленью, которую собрали летом и заморозили в холодильнике. В десерт для мамы добавить варенье из клубники, собранной в жаркую летнюю пору.
Просмотр старых фотографий из семейного альбома – это любимое многими занятие, благодаря которому ребенок узнает семейные истории, традиции. Особенно актуален такой вид организации досуга в преддверии празднования 9 мая, когда вспоминают события страшной войны и подвиг народа-победителя. Дети вместе с родителями делают портреты, распечатывают фотографии и участвуют в шествии «Бессмертный полк», во время которого они чувствуют значимость своих родных и тем самым стараются сохранить ту тонкую, связующую нить между поколениями. А также видят единение народа в одну большую семью.
Таким образом, для семей, воспитывающих детей с нарушениями зрения, существует много вариантов семейного досуга: прогулка на свежем воздухе, поездки на дачу, огородничество и совместное приготовление вкусного ужина для всей семьи, просмотр фотографий, телевизионных передач. Самое важное – выбрать такое занятие, которое будет по душе и ребенку, и всей семье в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Об необходимости зрительной гимнастики для детей с нарушением зрения. Предлагается примерный комплекс зрительной гимнастики....
Особенности проведения физкультурных занятий с дошкольниками с нарушением зрения
В данном материале представлены особенности проведения физкультурных занятий с детьми, имеющими различную патологию зрения...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Обоснована значимость зрительных гимнастик, приведены пирмеры комплексов зрительных ги...
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Даны практические рекомендации для родителей по профилактике зрительных нарушений...
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Особенности проведения психолого- педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды
Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониман...
Особенности проведения зрительной гимнастики с детьми с нарушением зрения
Рекомендуемые упражнения для проведения зрительной гимнастики с дошкольниками, имеющими нарушение зрения...