Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику через пластилинографию»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Перевертнева Наталия Ивановна

                Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка. Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти  способы помогают ребенку  создавать сложные композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultativnyy_punkt_plastilinografiya_-_kopiya.docx244.87 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ ЦРР д/с «Фантазия»

Консультация для родителей

«Как развивать мелкую моторику через пластилинографию»

Подготовила:

Воспитатель Перевертнева Наталия Ивановна

Пыть-Ях 2020г.

                Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской деятельности является лепка. Лепкой дети начинают заниматься с младшего возраста, осваивают простейшие приемы работы с пластилином: учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать. Эти  способы помогают ребенку  создавать сложные композиции.

     

Пластилин  -  мягкий, пластичный материал, способный принимать заданную форму. Но при работе важно знать:

1)    Твердый пластилин нужно разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком);

2)    При работе с пластилином следует использовать как основу не тонкие листы бумаги, а плотный картон, чтобы не происходило ее деформации при выполнении приемов придавливания, сплющивания во время закрепления предмета на горизонтальной поверхности.

3)    Чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности, следует основу с предварительно нарисованным контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен; работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин, не оставляя следов;

4)    На рабочем столе ребенка обязательно должна быть тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполнения работы сначала вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.

    Заниматься с детьми, имеющими проблемы в развитии достаточно сложно. Среди детей достаточно много плохо говорящих  детей.   Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего.  Огромное  значение приобретает  цвет пластилина,  как средство выразительности. Дети  учатся смешивать разные цвета. Для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».

   Каждое занятие содержит не только практические задачи (сплющивание, смазывание, катание колобком и т.д.), но и воспитательно-образовательные, творческие способности ребенка, умение общаться с другими людьми, развивается мелкая моторика пальцев.

   Не все дети правильно могут передать в лепке, что они хотят слепить. Детям необходимо развить эти навыки, т.е. умение  владеть рукой и пальцами,  подчинять движения контролю руки и глаза, правильно пользоваться  пластилином  и стеком. У многих детей наблюдаются значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кистей рук. И здесь задача взрослых помочь ребенку овладеть этими навыками. Если дома ребенок не хочет заниматься с пластилином, то взрослый может применить при этом игровой прием: « Катя, к нам в гости пришел Ушастик. Давай мы покажем Ушастику, как мы умеем играть с пластилином».

   Работа  с пластилином направлена на решение следующих задач:

  • Дать детям возможность  через лепку выплеснуть отрицательные эмоции.
  • Помочь детям почувствовать себя свободным, дать возможность удивляться, радоваться
  • Доставить детям радость от тесного общения с пластилином, глиной, тестом
  • Развивать глаза, пальцы,  фантазию и воображение.

   

 Нетрадиционная техника использования пластилина на картоне  называется пластилинография.

    Использование приемов и материалов нетрадиционной техники (наряду с традиционной лепкой) позволяет добиться следующих результатов:

1.    Дети увереннее работают с пластилином, у детей в итоге нет одинаковых работ.

2.    Дети становятся более внимательными, учатся видеть красоту природы.

3.    Лепка становится для детей более интересной, увлекательной.

    Главной задачей при изготовлении поделок из пластилина является снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук, такая координация зрения и движения является необходимым условием  выполнения любых действий. В процессе работы по лепке улучшается речевое развитие детей, формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками, преобладает повышенный тон (весёлое настроение) у детей. Развивается волевое усилие (дети проводят больше времени при выполнении задания, стараются выполнить его до конца), формируются элементарные навыки самоконтроля (организованно готовят рабочее место, убирают его, контролируют поведение), отмечается повышенный интерес к занятиям (стараются выполнять задание правильно), развивается общая и мелкая моторика.

    Даже ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

     А работа с пластилином с использованием нетрадиционных материалов развивает моторику рук ребенка, тактильное восприятие, так идет работа различными по качеству материалов, использование разных материалов требует ловкости в обращении с мелкими предметами, способствует координации движений рук, учат детей владеть руками.

     Занятия по пластилинографии помогают получить информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивает воображение.

   Такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания.

Приёмы и способы пластилинографии

Рисование мазками

             Техника заключается в размазывании пальцем небольших кусочков пластилина.

Удобнее всего использовать указательный палец, мазки можно делать разной длины, смотря что необходимо изобразить — длинные детали (ствол дерева, волна, травинка) или короткие (лепесток цветка, лучи солнца, листья).

Можно использовать такую технику — размазывать попеременно разными пальцами обеих рук, это полезно и для пальчиков, и для мозговой деятельности.

Рисование шариками из пластилина

           Скатать на доске небольшие пластилиновые шарики, придавить к основе. С помощью этого приёма можно выполнить объёмные детали или заполнить ими контуры рисунка.

Расплющивание по основе скатанных шариков

Скатать небольшие шарики, затем по очереди расплющить их на основе. Можно использовать их как отдельные элементы, вместе с другими, а можно заполнить ими всю поверхность. 

Размазывание на большой поверхности

Техника та же, что и на небольших кусочках, только пластилином покрываются большие площади. Можно сочетать различные цвета, смешивать их, варьировать толщину слоя.

Процарапывание узоров на слое или деталях из пластилина

На поверхность, заполненную слоем пластилина, или отдельные детали нанесите различные узоры методом процарапывания. Сделать это можно с помощью разных инструментов — палочек, зубочисток, колпачком ручки и т. п. Оригинально смотрятся и придают объём узоры из спиралей.  

Скатывание пластилиновых колбасок

Дети очень любят этот приём. Нужно скатать небольшой кусок пластилина в колбаску и придавить к основе. Из таких колбасок можно сделать: орнаменты, снежинки, закрутить их в спираль, перекрутить вместе две или три колбаски разных цветов. Вариаций использования этого приёма — множество.

Выдавливание пластилина из шприца

Если в рисунке нужно много одинаковых ровных колбасок, удобнее сделать их с помощью шприца (или чеснокодавилки). Вам понадобится шприц со срезанным острым наконечником и ёмкость с горячей водой. Поместите пластилин в шприц, опустите в воду на одну минуту и постепенно выдавливайте пластилин из шприца на основу. Подождите, пока материал немного охладится и затвердеет. Далее можно придавать колбаскам необходимую форму.

Оригинально смотрится сочетание различных приёмов — объёмная аппликация и фон, выполненный методом размазывания.

Виды пластилиновой живописи.

Прямая. Это традиционный вид пластилиновой живописи, в котором рисунок наносится на горизонтальную поверхность. Эту технику могут освоить дети младшего возраста.

Обратная (витражная). Выполняется на оборотной стороне прозрачной поверхности — стекла, пластика или оргстекла. Предварительно изображение рисуют маркером, затем наносят основной рисунок пластилином.

Модульная. В этом виде творчества рисунок наносится шариками, колбасками, лепёшками и иными элементами. Этот вид самый трудный, нужны умения пользоваться всеми приёмами рисования пластилином.

Мозаичная. В этой технике рисунок выполняется из шариков. Техника простая, нужно подобрать подходящие цвета и заполнить контуры внутри рисунка скатанными шариками.

Контурная. Рисунок состоит из контуров объектов, выполненных в виде тонких колбасок или жгутиков.

Многослойная. В этой технике слои пластилина наносят последовательно. Она лучше всего изображает пейзажи (небо, море, лес, горы), при этом слои накладываются один на другой. Эта сложная техника подходит для старших дошкольников.

Фактурная. В данном изображении рисунок выпуклый, делят на три вида — барельеф (немного выпуклое изображение над фоном), горельеф (сильно выпуклое изображение над фоном) и контррельеф (рисунок вогнутый или углубленный).

На заметку

Если смешать желтый, красный и синий, получаются новые цвета. Жёлтый и синий — получится зелёный цвет, красный с жёлтым — оранжевый, синий с красным — будет фиолетовый.

Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.

Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.

Чтобы сделать цвета темнее, можно добавить к ним чёрный, а светлее — белый.

Творите, создавайте, сочетайте разные приёмы и цвета, украшайте узорами и декором. Стоит потратить время на то, чтобы заинтересовать и научить ребёнка этому оригинальному занятию. Польза и вам, и ребёнку. Вы сможете занять своего малыша, когда вам понадобится немного свободного времени.

Детям нравится играть с пластилином, они любят творить, будут рады научиться такому оригинальному объёмному рисованию и смогут создавать по-настоящему уникальные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как развивать мелкую моторику через пластилинографию"

Консультация для родителей: "Как развивать мелкую моторику через пластилинографию"...

КАК РАЗВИВАТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЛИНОГРАФИЮ

Дети очень любят лепить. Обучение детей лепке всегда было одним из важных коррекционных средств и важным фактором познания окружающего. Важное значение приобретает цвет пластилина,  как средство ...

Как развивать мелкую моторику через пластилинографию.

Как можно с помощью пластинографии развить мелкую моторику....