Обучающие карточки "Профессии"
занимательные факты
Дорогие родители! У Вас есть уникальная возможность отправиться с ребенком в мир профессий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professii_kartochki.docx | 1.03 МБ |
rekomendatsii_psihologa_dlya_roditeley.doc | 45 КБ |
povedencheskie_simptomy_autizma.docx | 17.52 КБ |
kak_ras_vliyaet_na_sposobnosti_igrat_v_igry.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рекомендации психолога для родителей детей с ДЦП
Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком.
Для большинства родителей, рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно- психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования.
Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей (чрезмерная родительская забота и тревожность), что обусловливает наличие незрелости эмоционально- волевой сферы ребенка, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливающие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию.
Основные правила родительского взаимодействия с ребенком
1) Активность и самостоятельность ребёнка
Родитель обязан помочь ребёнку, но именно помочь, а не сделать за него. Самое сложное – наблюдать неудачные попытки ребенка, его усталость, порой отчаяние. Выдержать это напряжение, это состояние сознательной беспомощности – Ваша задача и великий подвиг родительской любви. Надо осознать, что Ваша вера в возможности и силы ребёнка, придают ему мужество.
2) Постоянная упорная тренировка каждый день
Любое развитие и физическое, и умственное, происходит последовательно, оно не терпит скачков и перерывов. Поэтому каждую ступеньку своего восхождения ребёнок должен пройти сам. Только тогда он действительно научиться управлять собой. Наша с вами задача – развить и поддержать эту активность, последовательно ставить перед ребёнком всё более сложные цели. Каждая уступка лени – это предательство своего ребёнка.
3) Сознательная беспомощность родителя
Если Вы поймали себя на мысли, что не можете больше смотреть на неудачные попытки ребёнка и готовы что- то сделать за него – Вы жалеете не его, а себя!
Если Вы сделали что – то за ребёнка – Вы отняли у него шанс научиться чему- то новому.
Необходимо активизировать сохранные психические и физические возможности ребёнка и тем самым побуждать к компенсации дефекта. Ваша цель – сделать эти возможности и навыки – средством, для полноценной творческой жизни ребёнка. Умение общаться с людьми, обаяние, остроумие, широта интересов, разнообразные знания помогут компенсировать и сверхкомпенсировать физические недостатки ребёнка, дадут ему возможность чувствовать себя на равных среди сверстников.
Поэтому можно и нужно компенсировать физический недостаток интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием.
4) Безусловное принятие ребёнка и его дефекта родителями
Одной из основных проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым.
Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего там, где это возможно».
Больному ребёнку необходимо то же самое, что и здоровому, и Вы в состоянии дать ему то, в чём он нуждается больше всего – осмысленную заботу и Вашу любовь.
Американским Центром раннего вмешательства предоставлены следующие рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя “жертвой”, отказываясь от своей личной жизни.
4. Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами
7. Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Не изводите себя упрёками. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты!
15. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
И всегда помните о том, что рано или поздно Ваши усилия, стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка с ОВЗ будут обязательно вознаграждены!
Предварительный просмотр:
Поведенческие симптомы аутизма:
- Проблемы социализации. Ребенок тщательно скрывает свой собственный мир от посторонних глаз. Может не проявлять интерес к играм других детей; отсутствует эмоциональный резонанс на окружающую ситуацию, может быть холоден и безразличен к родным и близким; не замечает, когда приходят или уходят родители; может не интересоваться игрой в «ку-ку» или другими играми, где нужно взаимодействовать с детьми; не любит, когда его берут на руки, обнимают, целуют (хотя встречается очень тесная связь с мамой, тревожность, когда мамы нет рядом, желание целовать, кусать, обнимать маму); нет реакции на имя.
- Коммуникативные проблемы. Ребенок избегает визуального контакта; чтобы что-то получить, берет руку взрослого и ведет к предмету; не пользуются речью для общения (в одних случаях может быть полный мутизм, в других – аутичная речь, обращенная в пространство, к самому себе, эхолалии при ответах на вопросы, повторение фраз из программ телевидения, рекламы. Например, может писать, пока не уберешь бумагу, слово «птички» или в 3 года не знать буквы русского алфавита, но знать все буквы английского алфавита, но не употреблять их в разговоре); не употребляет личные местоимения; тембр и модуляция голоса неестественны; может говорить слогами.; недостаточность жестов, артикуляции.
- Причудливое повторяющееся поведения. Детям свойственны размахивания, похлопывания; увлеченное рассматривание вентилятора; вращение, кружение (пример, один ребенок мог часами ездить в комнате по кругу, даже с закрытыми глазами); повторяющиеся движения рук или других частей тела; выстраивание в линейку кубиков, машинок, солдатиков и др.; ловит солнечные лучи, проявляет интерес к неигровым предметам (обогревателю, пружинам на кровати); может не интересоваться игрушкой в целом, но при этом поглощен отдельной деталью, например, вращающимися колесами машинки; самоукачивание; пристрастие к включению и выключению света (дверцы шкафа); щелкает пальцами перед глазами; размазывает экскременты.
- Моторика. У детей РАС могут проявляться нарушения моторики. У некоторых возможно проявление необычных навыков в одной области, но абсолютное их отсутствие в другой: проблемы мелкой моторики; отсутствие плавности, толчкообразность движений, отсутствие гибкости; плохая координация; ходьба на цыпочках; дефицит пространственного восприятия; с трудом ездят на трехколесном велосипеде, машинке-каталке; неуклюжесть или исключительное равновесие; пускает слюни.
- Сенсорные проблемы. Ребенок очень чувствителен к различным звукам, шуму, тестуре предметов, к новым впечатлениям и новой обстановке. Чем больше число сенсорных воздействий, тем выше вероятность искажений поведения. Наблюдается отрицательная эмоциональная реакция на прикосновения, пеленание, купание; любит ходить в определенной одежде либо вообще без одежды; не дает стричься; не может сидеть с пристегнутым ремнем безопасности; преобладает боковое зрения над прямым; с трудом переносит громкую музыку; может казаться глухим, не вздрагивать от громких звуков, при этом в иных случаях слух кажется нормальным; человеческое лицо является сверхсильным раздражителем; зимой может неохотно одевать теплую одежду; рвет на себе одежду; избирателен в еде (например, одну неделю ест только колбасу, другую – вермишель, пьет сок определенной марки в определенной коробке)
- Игра. Дети с РАС обнаруживают значительную недостаточность в символической или ролевой игре, игры носят манипулятивный характер, при этом характерно предпочтение манипуляций с неигровыми предметами: палочками, бумажками, колесиками. Дети годами одержимо играют в одну и ту же игру, смотрят одни и те же мультики, рисуют одни и те же рисунки, стереотипно бьют по мячу. На детских площадках используют других детей как подставки, удержания себя на весу, контактной игры нет.
- Самоповреждения Ребенок бьется головой, кусает себя, не выказывая явных признаков боли, счесывает или расцарапывает кожу, выдергивает пучки волос.
- Отсутствие страха высоты, отсутствует осознание опасности.
Предварительный просмотр:
Как РАС влияет на способности играть в игры
Детям с РАС нравится играть, но некоторые виды игр им недоступны. Часто они играют в очень ограниченные по объему действий игры, используют лишь несколько игрушек, игнорируя все остальные, или же играют по шаблонам. Например, ребенок складывает головоломку по одной и той же схеме, или же раскручивает колеса машины и наблюдает за их вращением.
Поскольку РАС влияют на развитие навыков социального взаимодействия и общения, они также оказывают влияние на то, как формируются важные навыки, необходимые для игр, такие как способность копировать простые действия, исследовать окружающее пространство, совместно использовать предметы, разделять внимание с окружающими, отвечать на действия других людей и выполнять действия по очереди.
Тем не менее, ребенок может выучить и развить эти навыки, и вы можете оказать ему в этом содействие. Совместные игры с ребенком – это отличный способ добиться с ним контакта на доступном ему уровне.
Если у вашего ребенка в настоящее время лишь ограниченный круг игровых интересов, не стоит огорчаться – используйте предметы или животных, которые ему нравится, чтобы побудить его к новым занятиям. Если вашему ребенку нравятся слоны, то предложите ему раскраску со слонами или новую игру, где будут принимать участие игрушечные слоники.
Виды игры
Существует шесть основных видов игр, которые развиваются по стадиям:
- Исследовательские игры
В этих играх дети скорее изучают объекты или игрушки, а не играют с ними в полном смысле этого слова. Ребенок может ощупывать мишку или брать в рот кубик, или смотреть на руки куклы. На этой стадии игры, дети узнают об окружающем мире путем восприятия разнообразных форм, цветов, размеров и текстур.
Вы можете помочь ребенку с РАС, создавая условия для такой игры и поощряя его изучать окружающие предметы. Например, вы можете поощрять ребенка хлопать ладошкой по воде в ванной или тереть мыло между пальцами.
- Игры в причину и следствие
Этот тип игр характерен тем, что ребенку необходимо осуществить какое-либо действие, чтобы достичь желаемого результата – например, нажать на кнопку, чтобы заиграла музыка, или же закрутить пружину, чтобы из коробки выскочил Петрушка.
Этот вид игр учит детей, что у их действий есть последствия, и дает им ощущение контроля над событиями. Дети могут научиться управлять игрушками самостоятельно, через исследовательские игры, или же повторять увиденные примеры.
Похвалы в адрес вашего ребенка с РАС, когда он выполняет какое-либо действие правильно, будут стимулировать его к продолжению подобных игр. Это также поможет ему играть с другими игрушками с позиций причин и следствий.
Такие игры – это еще и хорошая возможность научить вашего ребенка просить о помощи и играть во что-то по очереди. Например, вы можете по очереди нажимать на кнопку, чтобы какой-то персонаж выскакивал из коробки и по очереди запихивать его обратно в коробку.
- Функциональные игры («Игры в игрушки»)
Эти игры включают в себя «правильное» использование игрушек – так как задумывалось их создателями. Например, машинки катаются, игрушечный телефон подносится к уху, а мячик кидается.
Если эти игры представляют сложность для вашего ребенка с РАС, то вот несколько предложений, как ему помочь.
- Сядьте перед ребенком, чтобы он мог смотреть на вас, общаться с вами и видеть, что вы делаете. Кроме того, так легче вовлечь ребенка в игру.
- Предложите ребенку две или три игрушки, которые ему нравятся. Это даст ему ощущение свободы, и не будет сбивать его с толку богатством выбора.
- Присоединитесь к игре, в которую играет ваш ребенок, а не сразу же показывайте ему, как играть правильно. Например, если ваш ребенок крутит колеса у машины, тоже покрутите их, а потом переверните машину и покатайте ее, говоря «Вжж, вжж» или «Би-би, би-би».
- Если ребенок не повторяет вас, вы можете вовлечь его в игру, взяв его руку в свою и поместив детскую руку на машинку. Говорите при этом: «Теперь твоя очередь катать машину» и катайте машину вместе.
- Наградите ребенка – используйте похвалу и слова поощрения: «Ты построил очень высокую башню. Как ты умеешь!» Применяйте и другие виды стимулов: спойте ему песню или выдуйте несколько мыльных пузырей.
- Очень важно знать, когда следует остановиться: следите за проявлениями скуки и отсутствия интереса.
Умение играть с игрушками – и играть с вами – это важное достижение, позволяющее перейти к более сложным видам игр.
- Созидательная игра
Созидательная игра – это когда ребенок строит что-то или собирает предметы вместе. Такие игры характеризуются работой по достижению конечной цели – например, полному складыванию паззла или постройке башни, или завершению простой картины.
У некоторых детей с РАС наблюдаются задержки с такими видами игр. При этом, другие дети с РАС развиваются в этом направлении подобно нейротипичным детям, а некоторые даже опережают обычных детей в умении складывать паззлы или рисовать.
Вы можете помочь своему ребенку с РАС начать играть в созидательные игры, показывая ему, что делать. Постойте вместе с ним башню, чтобы он понял, как это делать, или же покажите ему картинки, иллюстрирующие строительство башни.
- Физические игры
К этому виду относятся игры, связанные с бегом, карабканьем, балансированием, прыжками и заставляющие ребенка использовать все тело. Такие игры развивают навыки крупной моторики.
Физические игры дают всем детям опыт по взаимодействию с другими людьми и предметами, которые их окружают. Эти игры важны для развития ребенка, не пренебрегайте прогулками и игровыми площадками.
- Ролевые игры
Это такой вид игр, когда дети делают вид что делают что-то и используют во время игры воображение. Примерами таких игр может быт кормление понарошку верблюда, переодевание в Бэтмена, игры в «вождение» машины, или превращение дивана в корабль, если того требует игра.
Ролевые игры позже других осваиваются детьми (обычно в них начинают играть в возрасте двух лет – в случае нейротипичных детей). Это – самый сложный вид игр.
Ролевые игры особенно важны для развития навыков социального взаимодействия, языка и коммуникации. Хотя в этом вид игр дети с РАС испытывают наибольшие сложности, очень многие из них в конечном итоге начинают играть в ролевые игры.
Есть множество простых, вполне заурядных действий, которые ваш ребенок может научиться использовать в ролевой игре – к ним, например, относятся «вождение» машины, «езда верхом» на лошади и бой в барабан.
Когда ваш ребенок освоил отдельные ролевые действия, вы можете развить его способности к воображению и ролевым играм, разбив какую-то ролевую игру на отдельные простые шаги. Вы также можете использовать рисунки, чтобы помочь ребенку понять, что нужно делать. Также можно подойти к вопросу с юмором – например, используя расческу вместо ложки, чтобы кормить медведя. Вы также можете поощрять ребенка присоединиться к вам в игру в «понарошку».
Ролевые игры также включают в себя принятие образов других людей или существ. Вы можете помочь ребенку в этом виде игры, взяв любимую сказку ребенка и разыграв ее с ним и, если требуется, другими взрослыми, по ролям. Вы можете раздать детям костюмы и предложить им изменить голос, походку и жесты. Постепенно внедряя новые темы и меняя роли, которые играет ребенок, вы можете подтолкнуть его к независимой ролевой игре.
Социальные игры
Помимо описанных шести видов игры, существуют еще и социальные игры, которые требуют умения играть вместе с другими.
Социальные игры также развиваются по стадиям, но навыки игр с другими детьми могут развиваться с большим трудом у детей с РАС. Вы можете помочь своему ребенку, определить, на какой стадии социальной игры он находится и предлагать ему возможности, поддержку и ободрение, чтобы он перешел на следующую стадию. Стадии социальной игры перечислены ниже.
Нужно отметить, что по мере продвижения ребенка по стадиям социальной игры, они все равно будут хотеть часть времени играть наедине. Это нормально, что ваш ребенок не все время хочет играть с другими.
- Одиночные игры
Такие игры ведутся ребенком самим по себе и независимо от других. Ребенок не пытается приблизиться к другим детям и не обращает внимания на то, что они делают.
В случае детей с РАС можно поощрять одиночные игры, начав с вовлечения его в действия, имеющие четкую цель и окончание. Поначалу такие игры должны быть короткими, чтобы ребенок мог закончить игру быстро и ощутить триумф от достижения цели. Например, выберите простой паззл или пирамидку.
- Параллельные игры
Дети на этой стадии начинают играть, будучи окружены другими детьми, и могут использовать такие же или похожие игрушки, что и у других детей.
Вы можете содействовать развитию навыков игры на этой стадии, поощряя ребенка играть в какую-то игру – например, поезда – самому по себе, но будучи рядом с другими детьми. Вы можете поощрять ребенка имитировать игру других детей, когда он играет сам по себе.
- Игры и разделение предметов с другими (ассоциативная игра)
На этой стадии дети взаимодействуют с другими детьми – они дают, берут и совместно используют игровой материал. Для нейротипичных детей эта стадия начинается в возрасте примерно трех лет.
Вы можете помочь своему ребенку с РАС научиться навыкам ассоциативной игры, поощряя его меняться предметами, пока он все еще играет сам по себе – например, меняться велосипедами или самокатами, когда он катается вместе с другими детьми.
- Игры со взаимодействием с другими (кооперативная игра)
Совместные игры с другими требуют умений играть в игры с установленными правилами, самому придумывать правила, а также вместе работать над какой-то большой задачей, например, строительством башни из песка или шалаша. Кооперативные игры могут быть очень сложными, они требуют развитых навыков коммуникации.
Детям с РАС бывает трудно понять многие социальные правила, которые нужно знать на этой стадии игры. Вы можете помочь своему ребенку, используя четкие инструкции, чтобы облегчить восприятие правил игры. Например, опишите ему игру в прятки так: «Сначала ты прячешься где-то в комнате, а Ваня считает до десяти. Потом Ваня тебя ищет. Потом он тебя находит, и уже твоя очередь считать до десяти, пока Ваня прячется».
Также можно объяснить правила игры при помощи картинок или социальных историй. Еще один прием – это сделать игры более визуальными. Например, наденьте на ведущего в игре специальную шапку.
Помощь в играх с другими детьми для детей с РАС
Когда ваш ребенок с РАС освоил достаточно широкий спектр навыков, необходимых для совместных игр, или же он уже начинает играть с другими детьми и обращать на них внимание, нужно помочь ему обучиться взаимодействию и игре с другими.
Простые игры – это отличный способ развить социальное взаимодействие и навыки делать что-то по очереди. Например, игры в «ладушки» и «куку» — это простые социальные игры.
Вот еще несколько приемов, чтобы научить вашего ребенка взаимодействовать и играть с другими:
- Используйте встречи по расписанию или заранее оговоренные походы в гости к друзьям или родственникам, дети которых примерно того же возраста, что и ваш ребенок. Вы также можете попросить братьев или сестер вашего ребенка, а также кузенов, помочь вам научить его, как играть в игры, делать что-то по очереди и другим подобным вещам.
- Научите своего ребенка присоединяться к играм других детей. И снова братья и сестры, друзья и кузены могут выступить примером для вашего ребенка.
- Если другие дети игнорируют вашего ребенка, последите внимательно за ситуацией и постарайтесь определить, почему это происходит. Нужен ли ему еще какой-то навык, которым он сейчас не владеет? Пообщайтесь с воспитателями, психологами и учителями, если вы не уверены, что вам нужно делать. Специалисты-дефектологи, как правило, обладают богатым опытом в отношении того, как помочь детям научиться играть вместе.
Как и нейротипичные дети, дети с РАС также имеют сильные и слабые стороны в том, что касается обучения. Постарайтесь максимально использовать то, что у ребенка хорошо получается – например, если ваш ребенок лучше воспринимает визуальную информацию, максимально много используйте картинки и фотографии (можно снимать и его самого, участвующего в игре).
Максимальное использование игр для развития ребенка с РАС
Когда ваш ребенок с РАС может играть с вами и умеет играть с игрушками, используйте игру чтобы развить навыки, которые могут потребоваться в других сферах. Например, вы можете сосредоточить свое внимание на том, чтобы научить его делать что-то по очереди, играть более продолжительное время или же расширить количество игрушек, с которыми ваш ребенок умеет играть.
Вот несколько советов, которые помогут облегчить вам усилия. Эти советы применимы ко всем видам игр – с игрушками, с другими детьми и ролевым играм.
- Вы можете помочь ребенку улучшить навыки понимания языка, говоря с ним во время игры. Если вы играете в ролевые игры, наподобие чаепития, научите ребенка таким словам, как «чашка», «ложка» и «тарелка». Также давайте названия действиям, которые вы делаете с ребенком – говорите ему: «наливаем воду» и «кормим медведя».
- Если ваш ребенок произносит только единичные слова, то используйте предложения из двух слов. Если он говорит фразами из двух слов, то используйте конструкции из трех и т.д. Поступая так, вы не только не переусложняете язык, с которым приходится сталкиваться ребенку, но, напротив, помогаете ему скорее расширить свой словарный запас.
- Поощряйте навыки игры в разных окружениях. Вознаграждайте ребенка за то, что он использует свои навыки для игр с разными людьми в разных местах.
- Используйте бытовые ситуации как возможности, чтобы вовлечь ребенка в игру. Не пропускайте потенциальные игровые моменты, вовремя отслеживайте ситуации, когда возникает возможность совместных действий вашего ребенка и другого человека. Внедряйте игры в рутинные действия – например, играйте с ребенком, когда моете его в ванной.
- По мере того, как развиваются игровые навыки вашего ребенка, используйте игру, чтобы научить его социальному взаимодействию. Научите ребенка совместному использованию предмета с другими, умению найти компромисс, договориться о чем-то и выполнять действия по очереди. Игру в чаепитие можно использовать, чтобы научить ребенка, что можно делиться едой и наливать чай из чайника по очереди.
- Игры также помогают детям с РАС развить бытовые навыки. Например, одевание куклы помогает научиться, как одеваться самому.
Наблюдайте за ребенком в течение дня и старайтесь поймать те моменты, когда он проявляет интерес к какой-то деятельности, какой бы заурядной она вам не показалась. Эти моменты идеальны для обучения и внедрения новых игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Для Вас!...
Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
Для Вас!...
Представление опыта работы «Совершенствование методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, в соответствии с темой самообразования»
В соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности в своей практике я применяю различные инновационные технологии. Наиболее эффективными...
1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся
ЖИТЬ -ЗНАЧИТ РАБОТАТЬ. ТРУД ЕСТЬ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА....
Дополнительная общеразвивающая программа творчески-познавательный, информационный «Волшебный пластилин» (пластилинография) (стартовый уровень) Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 го
АктуальностьВ последнее время родители очень часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?...