Консультация для родителей "Влияние шахматной игры на способность действовать «в уме»."
консультация (подготовительная группа)

Нечеухина Виктория Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deystvie_v_ume.docx50.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Подготовила Нечеухина В.А.

Для значительного числа детей, приходящих в школу, характерна возрастная несформированность школьнозначимых функций: организации деятельности, внимания, памяти, мышления, речи.

Установлено, что возможности дошкольного возраста огромны и задействованы лишь в очень малой степени, однако их рациональное использование представляет очень сложную задачу.

Специалисты считают, что следует не ускорять развитие дошкольников, а обогащать его, используя ведущую в этом возрасте игровую деятельность. И использовать для этой цели не только сюжетно-ролевую игру, но и игру с правилами, а именно шахматы.

Система дидактических шахматных заданий, предложенных И.Г. Сухиным, включает в себя пять видов постепенно усложняющихся заданий: ознакомительные, пошаговые, лабиринтные, полилабиринтные и динамические. Такая система формирует способность дошкольника репродуктивно освоить правила игры и достичь высокого этапа развития способности действовать "в уме" у дошкольников.

Способность действовать «в уме» обозначена как одна из универсальных характеристик человеческого сознания, одним из важнейших показателей общего развития психики человека, который не относится ни к одному из традиционно выделяемых психических процессов, а представляет собой нерасторжимое единство воображения, внимания, памяти и мышления.

Выделяют пять этапов развития способности действовать "в уме".

1. Этап фона, на котором словесно поставленная задача не может быть решена не только "в уме", но и путем манипуляций.

2. Этап репродуцирования, на котором задача может быть решена только путем манипуляции с предметами.

3. Этап манипулирования, на котором ребенок способен случайно решить задачу "в уме".

4. Этап транспонирования, на котором в итоге проб ребенок приходит к решению и кладет его в основу повторных действий.

5. Этап программирования, на котором ребенок анализирует задачу и подчиняет свои последующие действия плану (Я.А.Пономарев).

Доказано, что способность действовать "в уме" необходимо специально "вытягивать", причем ее развитие – процесс медленный, предполагающий длительное умственное воспитание ребенка.

Отмечу, что со временем, от первого этапа к пятому происходит смена приоритета в задачах. Если на 1-2 этапе мы занимаемся развитием памяти, логики, мышления, на 3 этапе воспитываем самостоятельность, принятие правил, то к заключительным этапам обучения 4-5, мы уже обучаем конкретным тактическим приемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: "Играем с малышом: игры, развивающие первые предметные действия".

Консультация адресована родителям детей раннего возраста. В консультации описана серия весёлых игр, которые помогут родителям научить малыша первым предметным действиям. Игра разделены по возрасту (с ...

ШАХМАТНАЯ ИГРА, ЕЕ ПРАВИЛА, ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Шахматы - настольная логическая игра специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух противников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название бер...

Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.

Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....

Консультации для родителей «Шахматная игра»!

Мы, взрослые, отлично понимаем, как много даёт умение играть в шахматы. Но объяснить это ребёнку невозможно, он не поймёт. Малыша нужно, прежде всего увлечь. Впрочем, если у родителей нет времени этим...

Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности» Цель: создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации.

создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации....

Консультация для воспитателей " Использование элементов шахматной игры как принципа интеграции в образовательной деятельности работы с детьми" .

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития...

Консультация для родителей "Обучение ребенка шахматной игре дома"

Консультация для родителей "Обучение ребенка шахматной игре дома"...