Консультация для родителей "Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка"
консультация

Нечеухина Виктория Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_risunok_rebenka.docx223.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки.

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков.

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь - таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Такие элементы рисунков как окна и двери отражают трудности социальной адаптации и отсутствие коммуникативных навыков. Чем меньше окон (или они чем-то завешены на рисунке), тем сложнее малышу открыться в отношении с другими. Отсутствие дверей напрямую указывает о трудностях установления контакта с окружающими.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет.

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий - цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Однако необходимо понимать, что существуют еще и личностные, и ситуативные факторы!

Психология детского рисунка: детали имеют значение.

Важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, все, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих

друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Сильный нажим карандаша и быстрое неаккуратное закрашивание. Это один из признаков внутренней тревоги, раздражительности. Присутствуют так называемые «тревожные линии» – это когда нарисованную деталь ребенок обводит несколько раз.

Едва заметные линии, слишком слабый нажим и маленький размер рисунка говорят о застенчивости, нерешительности и низкой самооценке. Ребенок как бы прячется, считая, что не достоин внимания.

Важно!

Родители могут осторожно поговорить с ребенком, обсудить его рисунок: кто на нем изображен? Что он делает? Что чувствует? Возможно, рассказывая о своей картинке, малыш поделится своими переживаниями. Не стоит задавать прямых вопросов «Почему ты именно это нарисовал?», так же не следует расспрашивать «А не было ли такого с тобой?» Во-первых, потому что у детей очень развито воображение, и они могут рассказать о том, чего на самом деле не происходило. Во-вторых, если ситуация была и действительно травмировала малыша, то говорить о ней будет тяжело и это может нанести дополнительный вред.

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект практикума с родителями «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка»

Привлечение внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка,особенностей восприятия им окружающего....

детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка

Цель. Привлечь внимание родителей к ценности изобразительного творчества детей как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.Проведение практикума.Предложить ...

Методическая разработка "Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают!...

консультация для родителей "Детский рисунок-ключ к внутреннему миру ребенка!"

Любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка....

Консультация для родителей: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».

Консультация для родителей: «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»....

консультация для родителей "Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка"

Все дети любят рисовать. Они рисуют то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний ...