Папка - передвижка "Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста".
материал (подготовительная группа)

Коктомова Ольга Николаевна

Информация для родителей о системе ТРИЗ, как средстве развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papka-peredvi.docx199.29 КБ

Предварительный просмотр:

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

 Дошкольный период — время активного становления личности, для которого характерно формирование целостности сознания человека, его эмоциональной и интеллектуальной сфер, образование основ самостоятельности и индивидуальности. Уровень развития личности дошкольника во многом зависит от уровня развития его речи.

 Современное школьное обучение требует, чтобы ребенок умел безошибочно и связно выразить свои мысли, полноценно и планомерно передавать суть читаемого или воспринимаемого на слух литературного произведения, чётко отвечать на поставленные вопросы, т. е. владеть речью на достаточно высоком уровне. Из этого можно сделать вывод, что развитие речи в период дошкольного детства, является одной из важнейших задач интеллектуального развития и подготовки детей к школьному обучению.

 Понятие «связная речь» обозначает развернутое высказывание, имеющее смысловую нагрузку. Это цепочка логически сочетающихся предложений, обеспечивающая коммуникацию и взаимопонимание. Психологи пишут, что связность речи — это ее адекватность относительно речевого оформления мысли человека, это ее внятность для окружающих.                                          Связная речь отражает все важнейшие компоненты своего смыслового содержания. Несвязность речи может возникнуть, если суть речи не осознана, либо эта суть не отражена надлежащим образом в речи человека. Основное значение связной речи для человека — это ее коммуникативная функция. Коммуникация может осуществляться в форме диалога и монолога. И, в зависимости от этой формы, определяется основные аспекты методики. Диалог и монолог имеют разную коммуникативную направленность. Они противопоставляются друг другу.                                                                     Монолог и диалог, как формы речи, имеют  разные мотивы. Диалог, как речевая форма, активизируется внешними мотивами, которыми могут являться ситуация, в которой происходит диалог, высказывания участников коммуникации, тогда как монолог обычно стимулируется внутренними мотивами (стремление говорящего высказать именно эту мысль, быть понятым, услышанным и т. д.). Наиболее сложным, произвольным, т. е. наиболее сознательно регулированным видом речи, конечно же, является монолог.                                                                                                              Развитие речи дошкольников происходит в тесной связи с развитием мышления детей, от наглядно-действенного к наглядно - образному  и от них, к словесно логическому. А также, связано с усложнением детской деятельности, и общения с окружающими, как одной из форм этой деятельности.                                                                                                                  

К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают способностью связно, последовательно излагать свои мысли.                                                                 Наряду с прямой речью, появляется косвенная речь. Дошкольник умеет рассказывать, самостоятельно анализировать, давать оценку и обобщать.                       В развитии связной речи важнейшую роль играет содержание общения взрослого с ребенком, и управление взрослым детской деятельностью.             Обучение полноценным рассуждениям, которые включают в себя тезис, доказательства и выводы, формирование умения выявлять существенное, что необходимо для умения доказывать свою точку зрения, свои тезисы, а также формирование умения использовать различные языковые средства, вот основные направления работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.                                                                             Содержание общения «педагог-ребенок» и «ребенок- ребенок», которое должно быть проблемным, должно побуждать ребенка объяснять, доказывать, рассуждать, является главнейшим условием формирования умения связно высказывать свои мысли.

 Использование элементов проблемного обучения, что соответствует тенденции преобразования системы дошкольного образования, является необходимой составляющей методики развития связной речи.                  Получение новых знаний детьми, путем решения проблемных ситуаций, задач, которые предполагают эти проблемные ситуации, являются основой проблемного обучения.                                                                                                                Г. С. Альтшулллер, отечественный исследователь, разработал систему ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач, которую возможно использовать в рамках проблемного обучения.                                                                     Различные методы и приемы системы ТРИЗ можно использовать в работе по развитию связной речи дошкольников. Рассмотрим несколько методов, которые предлагает нам теория решения изобретательских задач.                  Метод аналогии, который в системе ТРИЗ, имеет три разновидности: личностная аналогия или эмпатия, метод прямой аналогии, и метод фантастической аналогии.                                                                            Личностная аналогия предполагает представление ребенком себя в виде, какого-то предмета, явления, героя. Поиск похожих процессов, явлений в разных областях предполагает метод прямой аналогии (например, дорожка на карте как змея), и метод фантастической аналогии включает в себя решение проблем как в сказке, независимо от законов природы.            Известный многим метод — метод мозгового штурма. Он предполагает постановку задачи и поиск путей ее решения. Проблемные ситуации могут быть разными, из любой сферы нашей действительности (например, проблемная ситуация — как остаться сухим, в дождливую погоду).         Метод мозгового штурма способствует развитию у детей способности к анализу, синтезу, логического мышления, способности рассуждать, доказывать свою точку зрения, связно высказываться, объяснять свой вариант выхода из ситуации.

 

Известны также приемы ТРИЗ, которые способствуют обучению творческому рассказыванию, как одной из форм связной речи. Эти приемы предполагают работу со сказкой.                                                                                  Прием «сказка наизнанку», предполагает ситуацию, в которой детям предлагают вспомнить знакомую сказку, и что-то поменять в ней.               Прием «коллаж из сказок», предполагает придумывание новой сказки на основе известных детям произведений совместно с педагогом.         Способствует развитию фантазии прием «знакомые герои в новых обстоятельствах».                                                                                            Развивает умение сочинять, находить выход из проблемных ситуаций прием «спасательные ситуации в сказках» (например, помогите колобку обхитрить лису).                                                                                                                   Система игр, которую предлагает ТРИЗ - педагогика, способствует развитию связной речи детей дошкольного возраста.                                                                          

Игра «Объяснялки» -  формирование умений у детей  способствовать развитию    составления  объяснений,  рассказов, рассуждений.  

Пример.

Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.

Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

Игра «Хорошо - плохо» -  формирование  умений у детей  выявлять положительные  и отрицательные  стороны  явлений природы, ситуаций, героев, персонажей.                                                                                                    Пример.                                                                                                                   Для проведения игры выбирается объект, не вызывающий у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций (карандаш, настольная лампа, шкаф, книга и т.п.). Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте хорошо, что плохо, что нравится, что не нравится. Обычно один ребенок (или одна команда) называет что-то хорошее, а другой участник (команда) – называет наоборот отрицательные стороны объекта. Во втором варианте игры объект

обсуждения может вызвать стойкие отрицательные ассоциации (лекарство, уколы) или положительные (кукла, праздник, телевизор). В данном случае диалог строится также, только задача взрослого – помочь увидеть другую – хорошую или плохую – сторону объекта.

Игра  «Теремок » - развитие  умений у детей видеть   функцию предмета «что умеет делать?», находить сходство в действиях объектов живой природы: растет, дышит, размножается.

Пример. Раздать  детям картинки и дать задание: найти сходство действий своего предмета с действиями  заданного предмета.   Ключевыми словами являются слова: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, что ты умеешь делать, как я » «Тук – тук. Кто в теремочке живет?».

Ход игры.

Ведущий:  «Я – дерево. Пущу   в теремок того, кто скажет, что он умеет делать, как я»

Дети. Я цветок,   цвету как ты.   Я куст, я отдыхаю зимой как ты. Я гриб,  расту из земли, как ты.  Я трава, дышу листочками как ты.   Я подсолнух, размножаюсь семечком, как ты»

 Игра «Да - нетка»

Пример. Предложить  детям  среди 9 картинок угадать объект, который находится в сундучке. Напоминает, что вопросы задаются такие, на которые можно ответить либо «нет», либо «да».

— Это живое? – Да.
— Живет в воде? – Нет.
— Живет на земле? – Да.
— Живет в лесу? – Нет.
— Живет дома? – Да.
— Это мама? – Нет.
— Это мальчик? – Да.

(Из коробки на наборное полотно выставляется графический рисунок мальчика).  

Игра «Неумейка» - по правилам этой игры педагог называет предмет и несвойственную ему функцию, дети называют тот предмет, который эту функцию выполняет, а затем называют новую, несвойственную уже второму предмету функцию.                                                                                                     Пример. Игрок 1: "Я воробей, я умею летать, но не умею плавать".         Игрок 2: А я - утка, я умею плавать, но не умею танцевать. Игрок 1: А я - балерина, я умею танцевать, но я не могу перевозить тяжелые грузы. Игрок 2: А я - грузовик, я умею перевозить тяжелые грузы, но не умею ползать. И так далее.

Игра «Аукцион»

Задание детям, назвать сказки, в которых (например, волк) является главным

героем.

Варианты ответов детей:

• «Лисичка и Волк»

• Иван царевич и серый волк

• Волк и семеро козлят

• Три поросенка

• Красная Шапочка

Игра «Подбери слова» - формирование  у детей умений подбирать слова логически связанные между собой.                                                                            Ведущий называет слово, дети подбирают слова, связанные с ним (например, лес — деревья, волк, охотник).

Игра «Рифмы» -  развитие  умений у детей подбирать рифмы.

Дети придумывают слова -рифмы к слову, например «лягушка».

Лягушка – подушка

Лягушка - подружка и др

Еще один прием, способствующий развитию связной речи дошкольников — составление загадок — отрицания, используя признаки предмета. Загадки составляются с использованием «волшебных слов» «но» и «не» (круглое, но не мяч и т. д.)

Все методы и приемы, предлагаемые системой ТРИЗ, все игры, которые предлагает теория решения изобретательских задач, способствуют развитию воображения детей, творческого мышления, формированию способности нестандартно мыслить и рассуждать.

Все дети по своей природе обладают стремлением к познанию окружающего мира, что является основой развития их диалектического мышления, а значит и связной речи, как формы проявления этого мышления. Дети учатся изобретательски выражать свои мысли, избегая привычных шаблонов.

Игры системы ТРИЗ учат детей фантазировать, сочинять сказки, формируют важнейшее качество современного творческого человека — любознательность. Ребенок учится не просто быть слушателем сказок, а становится активным составителем новых сюжетов, является творцом.Photo from album "Дети читают, библиотека" on | Детское чтение ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Консультация для родителей Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Консультация для родителейНародный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...