Программа "Малышок"
рабочая программа (младшая группа)
Обязательная программа группы кратковременного пребывания от 1.5 до 3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malyshok_gkp_2020-2021.docx | 82.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»
(МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»)
Образовательная программа
группы кратковременного пребывания детей от 1,5 до 3-х лет
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Белоярского района «Детский сад комбинированного вида «Березка» г. Белоярский»
(МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский»)
Автор программы:
Воспитатель:
Бурданова Ольга Александровна
г. Белоярский, 2020 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел | 3 |
1.1. Пояснительная записка. | 3 |
1.1.2. Цель и задачи | 4 |
1.1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет) | 4 |
1.2.Ожидаемые результаты освоения Программы | 6 |
2.Содержательный раздел | 8 |
2.1.Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям | 8 |
2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания для детей от 1,5до 3-х лет. | 9 |
2.3.Взаимодействие с семьей | 11 |
3. Организационный раздел | 12 |
3.1. Организация жизнедеятельности детей в группах кратковременного пребывания от 1,5до 3-х лет. | 12 |
3.1.1. Особенности организации режима пребывания детей от 1,5 до 3-х лет в группе кратковременного содержания. | 12 |
3.1.2. Система физкультурно-оздоровительной работы | 13 |
3.2.Условия реализации рабочей образовательной программы | 14 |
3.2.1. Особенности организация предметно-пространственной среды | 14 |
4. Методическая литература | 19 |
Приложение 1 | 20 |
Приложение 2 | 26 |
Приложение 3 | 28 |
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования[1]. Отмечается тенденция увеличения спроса родителей по предоставлению услуг дошкольного образования, общедоступность которого гарантирована государством. Однако удовлетворить спрос в полной мере по ряду объективных причин не всегда возможно.
Государственная политика в области образования на современном этапе диктует освоение образовательными учреждениями вариативных форм образования, которые являются перспективным способом развития дошкольных образовательных учреждений.
Одна из вариативных организационных форм дошкольного образования – группы кратковременного пребывания в детском саду. Эти группы, с одной стороны, обеспечивают запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день; с другой стороны, - призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимые условия для развития.
Согласно данным переписи детского населения от 1,5 до 3-х лет, проживающих на закрепленной территории, в 2014 году было выявлено, 14 детей в возрасте до 3-х лет не охвачены дошкольным образованием. В ходе опроса родителей была выявлена их заинтересованность в получении педагогической помощи в вопросах развития детей, и в тоже время, отсутствие стремления оформить ребенка в детский сад на целый день.
В связи с этим возникла необходимость внедрения и развития вариативных форм дошкольного образования - современных моделей, направленных на наиболее полное удовлетворение спроса населения по предоставлению общедоступных образовательных услуг в дошкольный период.
С целью предоставления возможности получения дошкольного образования детям данной категории, в МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский» разработана программа «Малышок» группы кратковременного пребывания детей от 1,5 до 3-х лет (далее – Программа).
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049- 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (c изменениями от 27.08.2015 г. № 41) и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 г. Москва от «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038);
- Уставом МАДОУ «Детский сад «Березка» г. Белоярский», утвержденный распоряжением Комитета по образованию администрации Белоярского района от 22.08.2014 № 255.
1.1.1. Данная программа характеризует условия для получения дошкольного образования детьми раннего возраста и сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными ФГОС ДО[2].
1.1.2. Цель и задачи Программы
Цель – создание условий для успешной социализации и полноценного развития детей, не посещающих дошкольное учреждение.
Задачи:
- формировать стремление к взаимопониманию в общении со взрослыми и сверстниками;
- развивать познавательный интерес детей раннего дошкольного возраста;
- формировать обследовательские действия в первоначальном виде;
- формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира;
- формировать речевую культуру, обогащать словарь;
- формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании;
- обогащать эстетические чувства и впечатления детей;
- формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
- актуализировать потребность родителей в повышении педагогической компетентности.
1.1.3. Возрастные особенности детей раннего возраста (от 1,5 до 3-х лет)
Программа реализуются с учетом возрастных особенностей детей от 1,5 до 3-х лет.
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста.
Помимо того, что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация развития, которая отражается на результатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие - значительно раньше отмечается кризис трёх лет.
Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость). Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и как следствие - неустойчивое эмоциональное состояние.
Взаимосвязь физического и психического развития - это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит становление всех функций организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения: речевые, двигательные, социальные).
Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных различий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия - уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настроение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).
Этому возрасту свойственно удовлетворение ребёнком естественных психофизиологических потребностей:
- сенсомоторной потребности;
- потребность в эмоциональном контакте,
- потребности в игровом и деловом общении.
Специфичностью проявления нервных процессов у ребенка - это:
- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
- повышенная эмоциональная утомляемость.
Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специфику, что выражается, в тесной взаимосвязи физиологических и психологических компонентов.
На третьем году жизни ребенок вырастает в среднем на 7—8 см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают разнообразными движениями. Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.
Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой, и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей, они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идёт быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
- Ожидаемые результаты освоения Программы
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий
- выделяет цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставляет предметы между собой по этим признакам, используя один предмет в качестве образца, подбирает пары, группы.
- умеет создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, аппликации, конструировании, ассоциировать изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел, предложенный взрослым, создаёт изображение по принятому замыслу.
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении
- владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им
- ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства
- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.)
С целью оптимизации эффективности образовательной программы и организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания осуществляется педагогическая диагностика, разработанная кандидатом психологических наук Н.В. Верещагиной, которая проводится два раза в год (декабрь, май, так как в начале учебного года у малышей проходит адаптационный период) в рамках мониторинга образовательного процесса и предполагает оценку эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования развития каждого ребенка. Мониторинг позволяет осуществлять сбор информации по образовательной деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения, планировать работу по преобразованию условий на основе полученных результатов, принимать эффективные решения. Основным инструментом педагогической диагностики является метод наблюдения.
Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: 1 балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает, 2 балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки, 3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого, 4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки, 5 баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год — в начале и конце учебного года, для проведения сравнительного анализа. Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций (в группах компенсирующей направленности — для подготовки к групповому медика- психолого-педагогическому совещанию), а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/ данной образовательной области (приложение 1).
2. Содержательный раздел
2.1. Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям
Общий объем Программы рассчитан с учетом основных направлений развития ребенка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), которые, проходят интегрировано во время всего образовательно-воспитательного процесса.
Воспитатель организует образовательную деятельность по следующим образовательным областям:
«Познавательное развитие» - знакомит детей с предметами ближайшего окружения; формирует представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ним; развивает сенсорное и математическое навыки через развивающие игры.
«Социально-коммуникативное развитие» - формирует у детей опыт поведения в среде сверстников; накапливает опыт доброжелательных взаимоотношений со сверстниками привитие навыков поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам; формирует представления о правилах безопасного поведения.
«Речевое развитие» направление «Художественная литература» - воспитатель знакомит детей с устным народным творчеством и приучает слушать народные песенки, сказки, авторские произведения.
«Художественно-эстетическое развитие» - деятельность воспитателя направлена на развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов. Показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, соленое и сдобное тесто, снег, манная каша). Познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал.
«Физическое развитие» по направлению «Физическая культура» воспитатель организует подвижные игры с целью формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.
По воспитанию интереса к музыке, желания слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения воспитатель организует музыкально-творческие часы по направлению «Художественно-эстетическое развитие».
2.2. Особенности организации образовательного процесса в группе кратковременного пребывания для детей от 1,5до 3-х лет.
В соответствии с ФГОС ДО в основу организации образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется через различные виды детской деятельности. (Приложение к программе)
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 1,5 до 3-х лет - не более 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные паузы. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности составляет 15 минут для организации двигательной активности. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки в ГКП составляет: для детей от 1,5 до 3-х лет - 40 минут.
Организация образовательного процесса в ГКП осуществляется в соответствии учебным планом (таблица 1), расписанием непрерывной образовательной деятельности (таблица 2).
Образовательный процесс основан на добровольности, доступности и свободном выборе детьми и родителями видов занятий.
Воспитательно -образовательную деятельность с детьми осуществляют:
- воспитатели;
Физкультурно-оздоровительный процесс осуществляет:
- инструктор по физической культуре;
Воспитание интереса к музыке осуществляет:
- Музыкальный руководитель
Психолого-педагогическое сопровождение организует:
- педагог-психолог.
Таблица 1
Учебный план в группе кратковременного пребывания
Виды деятельности/наименование образовательных ситуаций | Количество образовательных ситуаций | |
неделю | год | |
Социально-коммуникативное развитие (игровая деятельность) | Программа предполагает организацию данной деятельности ежедневно через интеграцию с другими видами деятельности | |
Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность): | ||
Математическое и сенсорное развитие | 1 | 24 |
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование | 0,5 | 12 |
Познание предметного и социального мира | 0,5 | 12 |
Речевое развитие (коммуникативная деятельность): | ||
Речевое развитие | 0,5 | 12 |
Чтение художественной литературы | 0,5 | 12 |
Физическое развитие (двигательная деятельность): | ||
Физическая культура | 2 | 48 |
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная, музыкальная деятельность и конструирование): | ||
Рисование | 0,5 | 12 |
Лепка | 0,5 | 12 |
Конструирование | 0,5 | 12 |
Аппликация | 0,5 | 12 |
Музыка | 1 | 24 |
итого | 8 | 192 |
Таблица 2
Расписание непрерывной образовательной деятельности в группе кратковременного пребывания
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг |
10.10 - 10.20 | Физическая культура | Сенсорное развитие | Физическая культура | Развитие речи (1,3 недели)/ ЧХЛ (2,4 недели) |
10.35 – 10.45 | Познание предметного и социального мира (1,3 недели)/ Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование (2,4 недели) | Аппликация (1,3 недели)/ Конструирование (2,4 недели) | Лепка (1,3 недели)/ Рисование (2,4 недели) | |
11.05 – 11.15 | Музыка |
2.3. Взаимодействие с семьей
Режим кратковременного пребывания ребенка в образовательном учреждении и деятельность педагога требуют особого подхода к отбору содержания и организации работы, как с детьми, так и с их родителями. При этом очевидно, что в отведенное для этого время – 2 часа – педагог не может существенно повлиять на развитие детей. Следовательно, основной упор делается на педагогическую поддержку, образование родителей и вооружение их соответствующей мотивацией, знаниями форм и методов систематической работы с детьми раннего возраста в условиях семьи.
Следует помочь родителям осознать значение процессов, происходящих с ребенком, понять содержание, актуальность и необходимость вмешательства в эти процессы, что позволит решить многие проблемы, связанные с укреплением его здоровья, а также, вовремя заняться профилактикой возможных отклонений в развитии. С этой целью мы объединили усилия ГКП и КЦ для детей от 1 до 3-х лет. Во время проведения занятий родители могут посетить консультационный центр и получить квалифицированную консультативную помощь педагогов (в какие дидактические игры поиграть с ребенком в домашних условиях, объясняя значение той или иной игры или игрового упражнения). Вместе с тем развивающий характер образования в группе кратковременного пребывания и его эффективность совершенствуются на основе систематического обсуждения с родителями успехов и проблем их ребенка. Результаты педагогических наблюдений являются фундаментом всей последующей консультативной и методической помощи, при этом особую ценность имеет совместное (педагоги + родители) наблюдение за ребенком.
Деятельность по этим видам вариативности ведется параллельно. Группу кратковременного пребывания дети посещают 4 раза в неделю понедельник, вторник, среда, четверг по два часа.
Основными целями взаимодействия педагога и родителей в таких группах являются:
- осуществление перехода от воспитания детей в семье к воспитанию в условиях образовательного учреждения;
- способствование ранней социализации детей, содействующей дальнейшей адаптации ребенка к ДОУ;
- педагогическое просвещение родителей в соответствии с идеями личностно-ориентированной педагогики;
- всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
- формирование предпосылок к учебной деятельности.
Чтобы достичь этой цели, детское образовательное учреждение полностью открыто для семьи. Родители осведомлены о предоставляемых в детском учреждении образовательных услугах, об условиях пребывания ребенка в ДОУ, о реализуемых в нем программах воспитания. В свою очередь, сотрудники детского учреждения имеют представление о запросах родителей, об условиях жизни ребенка в семье, о его индивидуальных особенностях. С этой целью была разработана «Анкета для изучения запросов и образовательных потребностей родителей и детей от 1,5 до 3-х лет в группе кратковременного пребывания в детском саду» (приложение 2,3).
Полученные данные о социальной ситуации развития каждого из воспитанников помогают педагогу спрогнозировать перспективы индивидуального развития воспитанника и группы в целом (приложение 4).
3. Организационный раздел
3.1. Организация жизнедеятельности детей в группах кратковременного пребывания от 1,5 до 3-х лет.
Организация жизнедеятельности детей в МАДОУ строится в соответствии с требованиями СанПиН и предусматривает систему мер по охране и укреплению их здоровья.
Исходя из анализа всех ресурсов, определения нагрузки штатных специалистов по гибкому графику, определения свободных специализированных помещений детского сада в утреннее время с 10.00 до 12.00 часов Группа комплектуется по разновозрастному принципу: от 1,5 до 3-х лет. Наполняемость группы не более15 детей.
Программа предусматривает пребывание детей четыре раза в неделю (без организации питания, прогулки и сна) по два часа в день и осуществляется на основе сочетания игровой деятельности, непрерывной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
3.1.1. Особенности организации режима пребывания детей от 1,5 до 3-х лет в группе кратковременного содержания.
В режиме дня педагогами создаются условия для самостоятельной игровой деятельности детей: сюжетно – ролевых, подвижных игр, др. Предусматривается оптимальное чередование совместной деятельности детей и взрослого, самостоятельной детской деятельности и непрерывной образовательной деятельности, коллективных и индивидуальных игр, умственных и физических нагрузок, разнообразной детской деятельности и отдыха.
Примерный режим дня детей в ГКП представлен в таблице 3.
Таблица 3
Режимные моменты | Время |
Прием, игры, самостоятельная деятельность, индивидуальное общение воспитателя с детьми | 10.00 – 10.10 10 |
Образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе (НОД) | 10.-10 – 10.20 10 |
Игры, самостоятельная деятельность по выбору детей (перерыв между НОД) | 10.20 – 10.35 15 |
Образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе (НОД) | 10.35 – 10.45 10 |
Образовательная деятельность, развивающие образовательные ситуации на игровой основе (НОД) | 11.05 – 11.15 10 каждый вторник |
Игры, индивидуальное общение педагога-психолога с детьми, самостоятельная игровая деятельность по интересам | 10.45 – 11.10 25 10.20. – 11.05 45 каждый вторник |
Игры, досуги, совместная деятельность с детьми, самостоятельная игровая деятельность по интересам, взаимодействие с семьями воспитанников. Уход детей домой. | 11.10 – 12.00 50 |
НОД (минут в день) | 20 мин. |
Самостоятельная деятельность (минут в день) | 100 мин. |
Итого (минут) | 120 мин. |
3.1.2. Система физкультурно-оздоровительной работы
Для достижения оздоровительного эффекта детей в ГПК для детей от 1,5 до 3-х лет в режиме дня предусматривается организация двигательного режима.
Двигательный режим включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов детской деятельности. Двигательная активность детей в различных формах деятельности составляет не менее 50% объема двигательной активности от всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. Втрое место - активному отдыху. К ним относятся:
- подвижные игры и физические упражнения;
- дыхательная гимнастика;
- динамические паузы;
- физкультминутки.
Модель двигательного режима представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Модель двигательного режима
в группе кратковременного пребывания
Формы работы | Периодичность | Всего в день/в неделю (в минутах) |
Непрерывная образовательная деятельность по физической культуре (подвижные игры малой и большой подвижности) | 2 раза в неделю | 10/20 |
Физкультминутки | 4 раза в неделю | 5/20 |
Динамические паузы | 4 раза в неделю | 20/80 |
Самостоятельная игровая деятельность детей | 4 раза в неделю | 85/340 |
Итого | 120/500 |
3.2. Условия реализации программы
Важным условием создания и функционирования ГКП является подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с детьми и родителями:
- воспитатели
- педагог-психолог
- музыкальный руководитель
- инструктор по физкультуре
Каждый педагог умеет:
- определять конкретные образовательно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольного возраста;
- осуществлять текущее и перспективное планирование;
- методически грамотно выстраивать педагогический процесс, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и развития в соответствии с поставленными конкретными задачами;
- обеспечивать создание благоприятной педагогической среды для развития и образования детей;
- организовывать игры детей и осуществлять руководство игровой деятельностью;
- участвовать в играх детей в качестве партнера по совместной деятельности;
- осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования, проводить в необходимых случаях просветительно-педагогическую работу с родителями;
- повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.
3.2.1. Особенности организация развивающей предметно-пространственной среды
Основой реализации Программы является развивающая предметно – пространственная среда, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории, прилегающей к ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей детей, занятия проводятся в специально оборудованных помещениях:
- Кабинет педагога-психолога
- Спортивный зал
- Музыкальный зал
Необходимые материалы и оборудование в группе:
Центры активности | Оснащение |
Центр речевого развития |
|
Центр сенсорного развития |
«Разноцветные домики», «Волшебные бусы», «Веселые бабочки», «Пазлы», «Разноцветные крышки», «Подбери по размеру», «Окошечки», «Лабиринт», «Рыбки»
|
Центр конструирования |
|
Центр воды и песка |
|
Центр творчества |
|
Центр игр |
полицейских и ДПС, жезл.
|
Центр физического развития |
платочки, ленточки, маски, обручи, скакалки, вожжи и др.
резиновый; дорожка с пуговицами, с мягкими губками.
|
Центр музыки |
|
Уголок уединения |
|
Центр ряженья |
|
Центр безопасности |
|
4. Методическая литература
Речевое развитие |
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1-3 года. -2-е изд., испр. И допол.- М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016.-128 с. |
Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч.1.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с. |
Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Восприятие художественной литературы. Конспекты занятий. Ч.2.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-144 с. |
Литвинова О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения. Конспекты занятий. Ч.3.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с. |
Художественно- эстетическое развитие |
Григорьева Г.Г Малыш в стране Акварелий: метод. пособие для воспитателей и родителей.- М: Просвещение, 2006.- 111 с. |
Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с. |
Литвинова О.Э. Конструирование с детьми раннего возраста. Конспекты совместной деятельности с детьми 2-3 лет: учеб. - метод. пособие.- СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-160 с. |
Лыкова И.А Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М:ИД «Цветная мир», 2012.- 144с. |
Познавательное развитие |
Литвинова О.Э Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательное деятельности. - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-256 с. |
Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-ех лет) - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-176 с. |
Хомякова Е.Е Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с. |
Социальное - коммуникативное развития |
Комплексные занятия в ДОУ (компакт-диск) - издательство «Учитель», 2008 |
Стефанко А.В Организация воспитательно-образовательного процесса для детей раннего возраста - СПб.: ООО « Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.-276 с. |
Физическое развитие |
Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей. Пособие для воспитателя дет. сада. Пресс, 2005. - 158 с. |
Деркунская В.А. Образовательная область «Физическая культура», - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 170 с. |
Приложение 1
Мониторинг освоения программы детьми от 1,5 до 3-х лет
Образовательная область «Физическое развитие»
№ п/п | Ф.И. | Проявляет навыки опрятности, пользуется индивидуальными предметами гигиена (носовым платком, полотенце, расческой, горшком | Умеет принимать жидкую и твердую пищу. Правильно использует ложку, чашку, салфетку | Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей. Проявляет желание играть в подвижные игры. | Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч. | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
ребенка | |||||||||||||||
| декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | |
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
| Итоговый показатель по группе(среднее значение) |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
№ п/п | Ф.И. | Различает основные формы конструктора. Со взрослым сооружает постройки | Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина | Создает простые предметы из разных материалов, обыгрывает совместно со взрослыми | Узнает знакомые мелодии, вместе с взрослым подпевает в песне музыкальные фразы | Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений | Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов: погремушки, бубен. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
ребенка | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | |
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. | |||||||||||||||
10. | |||||||||||||||
11. | |||||||||||||||
12. | |||||||||||||||
13. | |||||||||||||||
14. | |||||||||||||||
15. | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/п | Ф.И. | Сопровождает речью игровые и бытовые действия | По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы | Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?» | Может рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
ребенка | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | |
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. | |||||||||||
9. | |||||||||||
10. | |||||||||||
11. | |||||||||||
12. | |||||||||||
13. | |||||||||||
14. | |||||||||||
15. | |||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Познавательное развитие»
№ п/п | Ф.И. | Знает свое имя. Называет предметы ближайшего окружения, имена членов своей семьи и воспитателей | Осуществляет перенос действий с объекта на объект, использует предметы - заместители | Узнает и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты | Имеет элементарные представления о сезонных явлениях, смене дня и ночи | Узнает шар и куб, называет размер (большой – маленький | Группирует однородные предметы, выделяет один и много | Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, размеру | Проявляет интерес к рассматриванию иллюстраций | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||||
ребенка | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | |
1. | |||||||||||||||||||
2. | |||||||||||||||||||
3. | |||||||||||||||||||
4. | |||||||||||||||||||
5. | |||||||||||||||||||
6. | |||||||||||||||||||
7. | |||||||||||||||||||
8. | |||||||||||||||||||
9. | |||||||||||||||||||
10. | |||||||||||||||||||
11. | |||||||||||||||||||
12. | |||||||||||||||||||
13. | |||||||||||||||||||
14. | |||||||||||||||||||
15. | |||||||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
№ п/п | Ф.И. | Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослыми | Общается в диалоге с воспитателем. Может поделиться информацией, пожаловаться на неудобство и действия сверстника. Обращается с речью к сверстнику | Следит за действиями героев кукольного театра. Рассматривает иллюстрации в знакомых книжках | Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения | Наблюдает за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы. Выполняет простейшие трудовые действия | Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила вежливости | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
ребенка
| |||||||||||||||
декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | декабрь | май | ||
1. | |||||||||||||||
2. | |||||||||||||||
3. | |||||||||||||||
4. | |||||||||||||||
5. | |||||||||||||||
6. | |||||||||||||||
7. | |||||||||||||||
8. | |||||||||||||||
9. | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 | |||||||||||||||
15 | |||||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Приложение 2
Анкета
для изучения запросов и образовательных потребностей родителей и детей от 1,5 до 3- х лет группы кратковременного пребывания
Уважаемый родитель!
Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты. Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для планирования деятельности группы кратковременного пребывания.
Пожалуйста, укажите некоторые данные о себе:
Ваши ФИО __________________________________________________________________
Ваш возраст ______
Образование (Среднее, Начальное профессиональное, Среднее специальное, Высшее, Кандидатская и/или докторская степень) __________________________________________
ФИО второго родителя _________________________________________________________
Возраст, Образование второго родителя___________________________________________
Состав семьи (полная семья, неполная семья, многодетная, с опекуном) ________________
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________
Возраст ребенка_______
Условия проживания ребенка ___________________________________________________
Количество детей в семье ________
1. Что Вы понимаете под качеством образования? ______________________
2. Укажите, пожалуйста, самое важное, по-вашему мнению, направление деятельности ДОУ (от 1 до 5, где 1 – самое важное):
Художественно-эстетическое развитие ______
Познавательное развитие ________
Социально-коммуникативное развитие ________
Речевое развитие __________
Физическое развитие _________
3. Чем интересуется Ваш ребенок? Постоянны ли его интересы? ____________________
4. Считаете ли Вы, что у Вашего ребенка есть особые таланты, способности?
а) Да (какие)_______________________________________________________
б) Нет
в) Затрудняюсь ответить
6. В какой информации, связанной с образованием и развитием вашего ребенка, Вы нуждаетесь больше всего (от 1 до 6, где 1 – самое важное)?
- Здоровье (гигиенические процедуры, психофизиологическое здоровье) и физическая культура ________
- Развитие индивидуальных и специальных способностей:
развитие умственных способностей ________
развитие художественных способностей ________
развитие музыкальных способностей __________
- Приобщение к культурным ценностям _________
- Организация жизни ребенка в семье, его досуга, семейных праздников _____________
- Другое (что именно) __________________________________________________________
7. Какую дополнительную информацию об организации образовательного процесса Вы хотели бы получить?
а) от администрации ___________________________________________________________
б) от воспитателя ______________________________________________________________
в) от медицинского работника_____________________________________________________________________
г) от педагога-психолога ________________________________________________________
8. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского сада?
- Информационную помощь;
- диагностическую;
- консультативную;
- другую помощь (какую именно) ________________________________________________
9. Какие формы работы воспитателя с родителями Вы считаете наиболее эффективными?
- Родительские собрания, конференции, лекции, групповые дискуссии, тематические консультации, семинары-практикумы;
- индивидуальные беседы и консультации;
- информационные листки, газеты, буклеты, книги;
- тематические выставки, папки;
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные;
- посещение педагогом семьи;
- совместные праздники и развлечения
- другое (что именно) ________________________________________________________
10. В какой роли Вы могли бы выступить, принимая участие в организации образовательной деятельности в детском саду?
- Советник (помощь воспитателю в определении интересов, увлечений ребенка, предпочтительных для него воспитательных приемов);
- наставник (организация занятий с детьми определенным видом деятельности: обучение их танцами, музыке, театрализации, другое);
- помощник в разработке теоретических аспектов развития детей;
-другое (что именно) __________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
Итоговый лист по анкетированию родителей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида второй категории «Березка», г. Белоярский
год
(название учреждения)
Критерии | Удовлетворен полностью | Скорее удовлетворен | Затрудняюсь ответить | Скорее не удовлетворен | Неудовлетворен |
Количество предлагаемых образовательных услуг в учреждении | |||||
Качество предлагаемых образовательных услуг в учреждении | |||||
Формы работы с родителями | |||||
Взаимоотношения с педагогическим коллективом | |||||
Взаимоотношения с администрацией учреждения | |||||
Степень вовлеченности в деятельность учреждения | |||||
Итого: |
[1] пункт 4 статья 10 глава 2 «Закон об образовании Российской Федерации»
[2] ФГОС ДО пункта 1.4 стр. 6.