Выступление на ГМО по теме адаптации детей в ДОО
опыты и эксперименты (младшая группа)

Батаева Юлия Леонидовна

"Нетрадиционные формы работы с родителями во время адаптации детей в ДОО - интерактивные технологии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_v_doo.docx48.22 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы работы с родителями во время адаптации детей в ДОО - интерактивные технологии.

При поступлении детей 2-3 лет в группу, мы все с вами знаем , как трудно и детям, и взрослым в адаптационный период. Им  требуется особое внимание, индивидуальный  подход, и, конечно же, педагогический опыт и мастерство.

С момента поступления ребенка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что же такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.)

Адаптация – это довольно сложный период, как для ребенка, так и для его родителей.

Для того чтобы сделать  процесс адаптации плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми.  В своей работе я расскажу о влиянии современных технологий на процесс адаптации детей к условиям ДОО.

В настоящее время активно используются нетрадиционные формы работы с родителями - интерактивные технологии, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Общение через сайт ДОО, WhatsApp, группы в социальных сетях дают возможность родителям принимать активное участие в жизни ДОО, позволяют донеси до родителей любую информацию, установить с семьями партнерские отношения, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и объединение сил для развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Возникает тесная связь между участниками образовательного процесса. При правильном использовании соцсетей, родители становятся сподвижниками и помощниками воспитателя, что в свою очередь влияет на общий эмоциональный фон ребенка.

Сейчас вовремя пандемии особенно актуально использование соцсетей. Так   мы  в  своей  работе   при   помощи   мессенджера    WhatsApp   провели анкетирование    родителей    «Давайте   познакомимся !»,   целью    которого было  уточнение  особенностей,  привычек  и  поведения  детей, узнавали,  к примеру, о  том как ласково называют детей дома. Так же,  помимо общих вопросов о семье, есть  раздел сведений    о    ребенке,    например,    вопросы:    Что    уже     умеет    делать самостоятельно  ( мыть   руки,    умываться,   проситься  в  туалет,  одеваться, обуваться, просит есть и пить и др.), любимая игрушка, любимая сказка и т.д.
          При  помощи этой же программы  каждой семье  была выдана памятка «Адаптация  ребенка  к  детскому  саду:  первый   раз в детский сад». Данная памятка  нужна  для внимательного   прочтения  и  осмысления  информации дома.  В   ней   рассказывается   о  том,   что  такое  адаптация,  какая  бывает адаптация, как родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, как надо вести себя с ребенком, что необходимо приготовить для посещения детского сада (одежда, обувь).

При помощи видеосвязи было проведено первое родительское собрание – знакомство, на котором родители познакомились друг с другом, с воспитателем и младшим воспитателем, было проведено знакомство с группой и зданием детского сада (ознакомительная экскурсия).

Таким образом, родители смогли познакомиться друг с другом поближе, многие начали дружить. С воспитателем и младшим воспитателем сложились теплые, дружеские отношения еще до поступления детей в сад.

При поступлении ребенка в ДОО из бесед с родителями, а так же анализа заполненных анкет мы уже узнали  о том, какие песенки, мультфильмы предпочитает ребенок. Чтобы отвлечь детей, включаем аудиозаписи знакомых песен из мультфильмов и сказок, а также звуки природы, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.

Находясь в новой обстановке, ребенок испытывает различные эмоции. Природа подарила человеку возможность управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. У вдоха и выдоха есть своя психофизиологическая роль. Вдох возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц. Успокоительный эффект достигается за счет увеличения времени выдоха по отношению к времени вдоха.

К примеру:

Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Обучая этому дыхательному упражнению, воспитатель может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».
          С целью снижения напряжение детей необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Песок помогает расслабиться: руки зарываются в песок – это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает. 

Например: игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте кинетический песок (или даже манную крупу) на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

 Игры с водой. Упражнения с водой стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых.

Например: игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции.

Тестопластика (лепка из  теста)- занятие очень  интересное и очень полезное  особенности во время адаптации.

Что касается детей 2-3 лет, то им достаточно дать кусочек теста, для того чтобы они просто его мяли, чтобы они почувствовали, что оно мягкое, эластичное, даже если малыш попробует его на вкус, ничего страшного не случиться.

Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.

Поиграйте с ребенок используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.

Например: игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками.

Во время адаптации дети нервничают, испытывают тревогу, им на помощь может прийти также игрушка «антистресс мячик». Такая игрушка снимает мышечное напряжение, избавляет от неприятных эмоций, улучшает настроение. Разновидностей таких игрушек достаточно: это и мячики из упругого материала, который моментально восстанавливает форму; это и  лизуны «мялки» при сжимании которых мячик плющится и вылезает из отверстия в сетке; это и  «сквиши», которые могут быть в виде ягод, фруктов, зверят и т.д. Сквиши представляют собой небольшие игрушки в японском стиле. Их можно мять как угодно — все равно вернутся к своей форме. Процесс возвращения к первоначальному виду успокаивает, заинтересовывает.

Так же полезны в использовании массажные мячики. Самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Обучение простейшим приемам происходит в игре. На ладони взрослого появляется необычный шарик. Воспитатель вместе с детьми внимательно рассматривает его. Оказывается, что он похож на ёжика. Взрослый аккуратно кладет шарик на ладонь ребенка, прокатывает «ёжика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца ведущей руки, и чуть дольше задерживаясь на подушечке каждого пальчика. Действия можно сопровождать стихами:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в колючках серый ёжик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки.

Самомассаж кисти рефлекторно стимулирует соответствующие зоны коры головного мозга, помогает нормализовать состояние нервной системы, оказывая наряду с успокаивающим ещё и обще-оздоровительный эффект.

Тестопластика (лепка из  теста)- занятие очень  интересное и очень полезное  особенности во время адаптации.

Что касается детей 2-3 лет, то им достаточно дать кусочек теста, для того чтобы они просто его мяли, чтобы они почувствовали, что оно мягкое, эластичное, даже если малыш попробует его на вкус, ничего страшного не случиться.

Во время работы с этим материалом ребенок испытывает радость и наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки, от результатов своего труда.

Не стоит забывать проводить консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации. С этой целью во время карантина очень удобно использовать не только WhatsApp и группы в социальных сетях, но и сайт ДОО, где родители смогут найти много нового и интересного для себя по вопросам облегчения прохождения адаптации детей.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка. Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Опираясь на полученный опыт, были выработаны следующие рекомендации по организации и проведению успешной адаптации к детскому саду:

-Постараться наладить контакт, выстроить доверительные партнерские отношения с ребенком и его родителями еще в доадаптационный период.

-Проведение не только фронтальных, но и индивидуальных консультаций для родителей. Использование мессенджера, видеосвязи, сайт ДОО.

-Привлекать родителей к участию в жизни группы и детского сада, сделать их своими союзниками, партнерами.

-Обеспечить двухсторонний открытый обмен информацией с родителями о ребенке, его проблемах, радостях, достижениях (фотовыставки, видеофильмы, беседы).

- -Необходимо построить работу так, чтобы ребенок больше двигался, играл, смеялся, пел и танцевал, то есть необходимо сделать жизнь ребенка в период адаптации насыщенной, яркой, полной новых впечатлений.

-Вооружить родителей необходимой теоретической информацией об адаптации.

-В группе окружить ребенка любовью и лаской со стороны воспитателя и младшего воспитателя, создать домашнюю атмосферу.

Семья – социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка. При жизни в определенных, устойчивых условиях ребенок постепенно приспосабливается к влияниям окружающей среды: к определенной температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

    Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

    Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.



Рекомендации для родителей перед посещением ДОУ

Поступая в детский сад, ребенок переживает стресс. Любой стресс, особенно длительный, приводит к снижению иммунных резервов организма, повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Немаловажно и то, что организм ребенка в детском коллективе сталкивается с чужеродной для него микрофлорой, к большинству он не имеет иммунитета. Именно с этим связано увеличение случаев заболеваний в первый год посещения ребенком детского сада. Для повышения иммунитета применяются лекарственные средства, проконсультируйтесь со своим врачом.

Так же ребенку необходимы мероприятия по профилактике нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – дисбактериоза кишечника. Дисбактериоз – качественные и количественные изменения в видовом составе микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник. Нарушение нормального состава микрофлоры кишечника приводит не только к неполному усвоению питательных веществ, но и разнообразным нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Профилактику дисбактериоза у детей необходимо проводить не только после острых кишечных инфекций, но и при резких изменениях бытовых условий, при поступлении в детский сад. Обычно такие препараты надо давать длительно, а родителям всегда хочется дать волшебную таблетку, после которой ребенок не будет болеть никогда. Таких чудес не бывает. Каждый родитель должен помнить, что поддержание здоровья на хорошем уровне – это кропотливый, напряженный и обязательно регулярный труд. 

Нужно помнить, что питание в детском саду может отличать от предпочтений ребенка и к этому ему тоже придется привыкнуть. А родителям лучше перед поступлением ребенка в детский сад скорректировать его питание.

Советы, как укрепить здоровье вашего ребенка:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/06/s_5c5ac62e242a1/1078276_7.jpeg

  • соблюдение строго режима;
  • здоровое, сбалансированное питание;
  • пребывание на улице не менее 2-3 часов ежедневно;
  • занятия спортом в соответствии с возрастными возможностями ребенка;
  • благоприятный микроклимат в семье – любовь обоих родителей.

Прежде всего, ребенку нужно создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям детского сада. 

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.

• Играет.

Литература:

  1. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия / И.В. Лапина. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012.
  2. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. Современные формы работы с детьми и родителями, коммуникативные игры, игры на освоение окружающей среды, совместные игры / автор-составитель Е.А. Долженко [и др.]; под общ. ред. Е.А. Долженко. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель А.С. Русаков. – СПб.: Образовательные проекты,2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании по теме: "Адаптация детей к условиям ДОУ"

Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учр...

Выступление на родительском собрании. Тема "Адаптация"

Материал подобран для родителей детей второй младшей группы. В выступлении даны рекомендации тем, чьи дети тяжело переносят адапционный период....

Выступление на родительском собрании в группе раннего возраста по теме «Адаптация детей к детскому саду»

Ваш ребёнок поступает в детский сад и тем самым ему предстоит приспосабливаться к новым для него условиям, условиям жизнедеятельности в детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый...

Выступление на родительском собрании на тему: «Адаптация детей в группе раннего возраста»

Адаптация к детскому саду – это тяжёлое время для каждого ребёнка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков....

Выступление на вебинаре по теме «Адаптация и освоение детьми пространства развивающей среды в условиях работы группы компенсирующей направленности с дошкольниками с ЗПР»

В выступлении раскрываются принципы создание пространственно-развивающей среды в условиях работы группы компенсирующей направленности с детьми с ЗПР в период адаптации и после нее. Целью моей работы я...

Доклад выступление на педсовете. Тема:Тема: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Каждый возраст в жизни ребёнка ставит перед собой свои задачи. Приходит время, когда малышу становится тесно в стенах родного дома, для расширения своего опыта и навыков коммуникации ему нео...