Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
консультация (старшая группа)

Иванова Зоя Ильгизаровна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»

    Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.

    Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие  детей.

    Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:

  • дифференцированное восприятие;
  • аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
  • логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
  • развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

 

    Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного

созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в

процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является   источником   и   движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.

    Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными

предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.

    Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума», Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой

жизни».

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,

сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,

ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает

изобретательность и логическое мышление.

2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,

усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся

этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать,

принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит

радоваться красивым комбинациям.

4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и

выносливости сидеть за шахматной доской.

5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,

уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде

деятельности.

    За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что

подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров

мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю.Полгар и других, а также

очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с

этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.

Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим

тренажером развития логического мышления и повышения

интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников.

Консультация для воспитателей Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников....

Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...

Консультация для педагогов «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Консультация для педагогов«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников» Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он...

Консультация для родителей «Графические диктанты - средство интеллектуального развития дошкольников»

laquo;Графические диктанты – средство интеллектуального развития дошкольников»...

Консультация для родителей ."Графический диктант - средство интеллектуального развития дошкольников"

Консультация для родителей "Графический диктант -средство интеллектуального развития дошкольников"...

Консультация для родителей «Графические диктанты - средство интеллектуального развития дошкольников»

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают планомерно подготовить ребенка к школе....