Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_shahmaty_kak_sredstvo_intellektualnogo_razvitiya.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие детей.
Интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает:
- дифференцированное восприятие;
- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
- логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Интеллектуальное развитие определяется не только степенью возрастного
созревания структур головного мозга, но и познавательной деятельностью в
процессе обучения и воспитания. Поскольку обучение является источником и движущей силой умственного развития и существует жизненно важная способность, не сводимая к простому накоплению знаний и умений, которая развивается в ходе обучения, то следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей. Одним из таких средств могут быть шахматы. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в этой игре.
Отечественными и зарубежными учеными не раз подчеркивались их достоинства как школьного учебного предмета. Отмечалась важная роль шахмат для: формирования творческих качеств личности учащегося (Б.С.Гершунский); развития планирующей функции мышления, тренинга гибкости мышления (Д.Б.Богоявленская ); повышения уровня логического мышления детей, и тем самым их успехами в овладении учебными
предметами (Н.Ф.Талызина ), развития интеллектуальных способностей (Н.Г.Алексеев); полноценного воспитания умственных способностей и памяти (В.А.Сухомлинский ); формирования образного мышления (Л.А.Венгер). А Ш.А.Амонашвили, отвечая на наш вопрос, указал, что шахматы - это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать в школе как обязательный образовательный курс.
Определений, что такое шахматы, шахматная игра много приведем лишь некоторые из них. И. Гете: «Шахматы - это пробный камень человеческого ума», Г. Клаус: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления», Бенджамин Франклин: «Шахматная игра – не просто праздное развлечение. С ее помощью можно приобрести или укрепить в себе ряд очень ценных качеств ума, полезных в человеческой
жизни».
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать,
сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности,
ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает
изобретательность и логическое мышление.
2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю,
усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся
этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать,
принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит
радоваться красивым комбинациям.
4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и
выносливости сидеть за шахматной доской.
5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее,
уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде
деятельности.
За последние десятилетия шахматная игра значительно помолодела, что
подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров
мира: А. Костенюк, Р. Понамарев, Г. Каспарова, Ю.Полгар и других, а также
очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с
этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.
Из вышесказанного следует, что шахматы могут служить хорошим
тренажером развития логического мышления и повышения
интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников"
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и...
Консультация для родителей «Шахматы как средство интеллектуального развития дошкольников»
Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить понятие интеллектуальное развитие ...
Консультация для педагогов «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Консультация для педагогов«ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников» Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он...
Консультация для родителей «Графические диктанты - средство интеллектуального развития дошкольников»
laquo;Графические диктанты – средство интеллектуального развития дошкольников»...
Консультация для родителей ."Графический диктант - средство интеллектуального развития дошкольников"
Консультация для родителей "Графический диктант -средство интеллектуального развития дошкольников"...
Консультация для родителей «Графические диктанты - средство интеллектуального развития дошкольников»
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают планомерно подготовить ребенка к школе....