Консультация для родителей" Игры на развитие интеллектуальных способностей детей"
консультация (старшая группа)

ТАКМАКОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Описание игр на развитие интеллектуальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_intellekta.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста

I. Мыслительные операции.

Анализ.

«Разбей на части» Цель: упражнять детей в расчленении целого на части, выявлении взаимосвязей между ними.

Ход: дети расчленяют либо изображенный на картинке, либо сам предмет на части, а части на детали. Объясняют значимость каждой части и детали, выявляют взаимосвязь между ними.

«Расскажи об игрушке (о предмете)»

Цель: упражнять детей в многостороннем, многофункциональном анализе свойств, качеств и признаков предметов, применяя при этом общественно выработанные сенсорные эталоны.

Ход: воспитатель интересуется, есть ли у ребенка в группе любимые игрушки, предметы. Предлагает ребенку поиграть с ними, называя их характеристики и признаки (цвет, форма, величина, пропорции, свойства, качества).

Синтез.

«Придумай название»

Цель: упражнять детей в объединении случайных, беспорядочных элементов в целостный образ, развивать творческое воображение.

Ход: перед детьми на столе лежат карточки, картинками вниз. Игра заключается в том, что, переворачивая по две карточки, каждый ребенок объединяет их признаки, находит созданному предмету аналогию в окружающей действительности и придумывает название, например:                             1) телевизор и магнитофон – (видеомагнитофон); 2) самокат и портфель – («самокатящийся» портфель); 3) зонт и вентилятор – (теневой «прохладитель»); 4) обувь и пружины – («дальнопрыг»); 5) боксерские перчатки и коврик – («пылевыбиватели»); 6) батарейка и ручка – («самописец») и др.

«Что это?»

Цель: упражнять детей в отнесении каждого элемента группы (подсистемы) ко всей совокупности системы.

Ход: подбирая из предложенных воспитателем серии карточек 2-3 шт., являющихся частями какой-либо одной системы, ребенок должен назвать ее, например: дерево, куст, птицы – это лес. 1) волны, берег, соль – …это море;                2) трава, цветы, поляна – …это луг; 3) книги, журналы, полки –…это библиотека; 4) колибри, дрозд, щегол, пингвин – …это птицы; 5) рожь, пшеница, овес – …это злаки; 6) домашние животные, дом, речка, картофельное поле – …это деревня и др.

Сравнение

«Найди сходства и различия»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов и явлений на основе последовательного выделения признаков сходства и различия. Ход: каждый ребенок подбирает серию карточек (3) с изображением однородных объектов, предметов и явлений. Затем находит как можно больше признаков сходства и различия по каждой выбранной серии картинок: - солнечное утро – пасмурное утро – дождливое утро; - грустные дети – играющие дети – спящие дети; - яхта с белыми парусами – корабль с алыми парусами, лодка без парусов; - персонажи из сказок: старик с золотой рыбкой – старик с репкой – старик с рукавичкой; - модели: куб – овал – призма; - насекомые: шмель – оса – пчела и т.д.

«Подумай – скажи»

Цель: упражнять детей в вычленении наиболее существенных свойств предметов.

Ход: перед детьми расположены картинки с изображением озера и реки, лука и ананаса, снеговика и льда, книжки и альбома для рисования, ткани и бумаги и т.п. Затем воспитатель предлагает детям подобрать к парным карточкам характерные свойства.

«Найди мою ошибку»

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало               2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).

«Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь;                  6) тонкая, как спичка и др.

«Сравни»

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее 4): 1) телевизор и видеомагнитофон;

 2) стул и кресло;

3) ручка и маркер;

4) чайник и кофейник;

5) ролики и коньки и др.

«Звери и норы»

Цель: упражнять детей в сравнении и соотнесении двух сериационных рядов объектов (транзитивность).

Ход: воспитатель предлагает детям 2 ряда сериационных объектов: звери и норы. Дети должны соотносить между собой картинки с изображениями зверей и нор разной величины, «поселяя» каждого зверя в подходящую ему по величине нору (медведя – в самую большую нору, лисицу – в нору поменьше, зайца – еще меньше, крота – в самую маленькую).

Классификация

«Подбери к слову», «Подумай, отыщи»

Цель: упражнять детей в классификации предметов по обобщающим словам. Ход: воспитатель предлагает детям подобрать по 5 картинок с соответствующими изображениями к опорным словам, типа: хвойные деревья – ель, сосна, пихта, кедр, можжевельник. 1) техника, необходимая в доме – …;  2) части тела – …; 3) профессии – …; 4) верхняя одежда – …; 5) башкирские народные сказки – …; 6) лекарственные растения Башкортостана – …; и т.д.

«Догадайся, почему»

Цель: упражнять детей в выделении нескольких общих признаков и свойств, характерных для ряда предметов.

Ход: воспитатель подводит детей к группе объектов. Это могут быть изготовленные из пластика и небольшого размера: - кубики красного цвета; - голубой глобус; - белый прямоугольный сундучок; - желтый овальный чайник; - рамка для портрета; - декоративная вазочка, изготовленная из пластиковой бутылки или другие предметы из другой группы материалов (деревянные, глиняные, шерстяные, стеклянные, бумажные). Далее воспитатель просит подумать и рассказать, почему эти разные предметы находятся вместе, и предлагает выделить 4 общих признака, характерных для всех этих предметов.

Обобщение

«Кого (чего) больше (меньше)?»

Цель: упражнять детей в обобщении видовых и родовых признаков объектов и предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и сказать, чего здесь больше (меньше): 1) столов или мебели; 2) детей или девочек; 3) фиалок или комнатных растений; 4) игрушек или машин (кукол);             5) гуппи или рыб в аквариуме; 6) чашек или посуды и т.д. На прогулке, в походе: чего меньше? берез или деревьев, птиц или синичек, насекомых или муравьев, травы или клевера, цветов или одуванчиков и т.п.

«Пятый  лишний»

Цель: упражнять детей в исключении понятия на основе обобщения по разным признакам (функциональные, ситуативные, категориальные).

Ход: воспитатель предлагает детям исключить из картинок с группами объектов лишний и назвать оставшиеся группы общим понятием. Например: градусник, лекарство, гвоздь, кислородная подушка, фонендоскоп – … предметы, необходимые для лечения; 1. Крючок, поплавок, удочка, мыло, ведро – … предметы, используемые в рыбной ловле; 2. Кирпич, цемент, ковер, шифер, доски – … материалы, необходимые для строительства; 3. Пылесос, стиральная машина, кухонный комбайн, арбуз, утюг – … предметы-помощники в быту; 4. Стрела, пчела, воздушный змей, обувь, спутник – … летающие объекты; 5. Краски, карандаш, светильник, книги, кирпич – … предметы, находящиеся в пространственной близости; 6. Ключи, бумажник, расческа, платочек, телевизор – … предметы, лежащие в сумочке у мамы; 7. Молоко, мука, сахар, сковорода, картошка – … продукты, необходимые для выпечки блинов на сковороде; 8. Клюшка, коньки, ледовый стадион, ворота, телефон – … средства для спортивной игры в хоккей; 9. Шкаф, бинокль, табурет, платье, плечики – … табурет необходим, чтобы встав на него, повесить в шкаф платье на плечиках. 10. Мед, крокодил, акула, ястреб, рысь – … хищники; 11. Кукла, машина, кубики, клубника, мозаика – … игрушки; 12. Самолет, поезд, автобус, теплоход, спутник – … пассажирский транспорт; 13. Фиалка, бегония, герань, кактус, колокольчик – … комнатные растения; 14. Сыроежки, лисички, подберезовики, мухомор, дорога – …грибы.

«Одним словом назови»

Цель: упражнять детей в подведении под понятие серию объектов и явлений, качеств и признаков предметов – эмпирическое обобщение.

Ход: воспитатель раскладывает перед детьми 6 групп картинок и предлагает назвать каждую группу в отдельности обобщающим понятием:                1) весна, лето, осень, зима – … времена года; 2) дождь, снег, град – … осадки; 3) укротитель, факир, эквилибрист, клоун – … циркачи; 4) арбуз, сахар, мороженое, шоколадка – … сладкое; 6) нож, ножницы, иголка, шпага, стрела – … колющие, острые предметы.

«Что это, кто это?»

Цель: упражнять детей в обобщении группы однородных понятий с определяющими словами к ним.

Ход: воспитатель, выкладывая на стол 6 групп картинок, характеризуя их, предлагает детям найти к ним общее понятие. 1) африканский жираф, индийский слон, китайская панда – … дикие животные; 2) сладкие бананы, сочные лимоны, оранжевые апельсины – … цитрусы; 3) золотая рыбка, деревянный Буратино, Железный Дровосек, сестрица Аленушка – … сказочные персонажи; 4) комната смеха, американские горки, надувной батут, электронные машинки – … аттракционы.

«Загадки – отгадки»

Цель: упражнять детей в обобщении по совокупности существенных свойств, признаков и качеств явлений, объектов, предметов. Упражнять в обобщении по описанию возможных действий с объектом.

Ход: воспитатель сообщает детям, что приготовил для них несколько сюрпризов. Но, чтобы получить их, детям необходимо узнать, о ком или о чем идет речь: 1) Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку... (Зайчик) 2) Ног нет, а ходит, рта нет, а скажет, когда спать, когда вставать, когда играть начинать…(Часы) 3) Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь поспела я... (Вишня) 4) Мигнет, моргнет, в пузырь нырнет, в пузырек под козырек, ночью в комнате – денек… (Фонарик, свет) 5) Клубок, да не пушистый, колючий да ершистый… (Ежик) 6) Белая, пушистая, легкая, волокнистая… (Вата) 7) Ни в воде не горит, ни в воде не тонет… (Лед) 8) Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу. Смирно лежать я никак не хочу… (Мяч) 9) Очень любят дети, Холодок в пакете. Холодок-холодок, Дай лизнуть тебя разок… (Мороженое) 10) За ботву, как за веревку, Можно вытащить… (морковку) 11) На два пальца надевают И, что надо, разрезают… (Ножницы)

Абстрагирование

«Назови признак»

Цель: упражнять детей в выделении существенных свойств, признаков предметов и абстрагирование их в несущественные.

Ход: воспитатель показывает детям ряд предметов и предлагает им назвать главные свойства и признаки этих предметов и перевести их в несущественные. 1)цветные карандаши – яркие, наточенные – тонкие; 2)зонт – детский и небольшой – на ремешке; 3)стакан – стеклянный и хрупкий – прозрачный; 4)конфеты – сладкие и вкусные – без фантиков; 5)ковер – теплый, красивый – круглой формы; 6)книга – интересная, красочная – тяжелая и т.д.

II. Решение элементарных интеллектуальных задач «Гимнастика ума»

Цель: упражнять детей в решении элементарных задач в абстрактной, отвлеченной форме.

Ход: воспитатель формулирует 4 задачи в абстрактной форме и предлагает детям решить их без опоры на наглядность. 1) Как ты разделишь между семью детьми 7 книг, лежащих в коробке так, чтобы каждый ребенок получил по одной книге и чтобы одна книга осталась в коробке? (Одному ребенку достанется книга вместе с коробкой.) 2) По дороге шли 3 женщины, две из них – дочери и две – мамы. Возможно ли это? (3 женщины – это бабушка, мама и дочь.) 3) Представь, что ты спортсмен. Ты и еще трое твоих друзей-спортсменов тренируетесь на стадионе. К вам присоединились еще двое спортсменов. Сколько всего спортсменов будут отдыхать на скамейке после тренировок? (6) 4) Год назад тебе было 5 лет. Сколько лет тебе тогда сейчас? А сколько тебе будет лет через год?

«Из моделей на столе переложи фигурку мне»

Цель: упражнять детей в поисковом планировании, т.е. разработке программы выполнения действий для достижения поставленной цели.

Ход: воспитатель предлагает детям решить 4 задачи на преобразование фигур: 1) переставить одну палочку так, чтобы домик был перевернут в другую сторону; 2) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получился танк  3) переложить 5 палочек таким образом, чтобы из вазы получился телевизо; 4) переложить 3 палочки, чтобы из домика получилось 4 равных треугольника и 5) задание на сбор из конструктора ЛЕГО модели ракеты, с использованием всех предложенных деталей, без зрительного образца. Воспитатель объясняет, что сначала нужно рассказать обо всех действиях и только потом к ним приступать.

III. Наглядное моделирование

«Инженеры»

Цель: упражнять детей в применении действий замещения элементов моделируемого содержания (т.е. отдельных понятий, соответствующих элементам модели замещения).

Ход: воспитатель обращает внимание детей на ближайшее окружение (расположение окон, дверей, мебели). Затем предлагает им смоделировать, выложить на фланелеграфе из заместителей: 1) групповую комнату, располагая в ней мебель таким же образом, как и наяву, с определением своего местонахождения в пространстве; 2) спортивную площадку на участке детского сада со спортивным оборудованием и с определением месторасположения какого-либо объекта (игрушки).

«Выложи модель сказки»

Цель: упражнять детей в моделировании последовательности действий.

Ход: воспитатель предлагает детям послушать сказку (рассказ, историю) с четким сюжетным действием. Затем просит выстроить модель прослушанной сказки, отбирая для понимания ее смысла эпизоды и обозначая их с помощью заместителей.

«Скачки»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели сериационных отношений между наглядно-представленными объектами.

Ход: детям представляется ряд карточек с изображением домашних животных и предлагается выстроить их по порядку в плане скорости их передвижения с одновременным подбором соответствующих их скорости полосок. Например: - быстрее всех передвигается лошадь – ей соответствует самая длинная полоска; - уступает скорости передвижения лошади коза – ей соответствует полоска чуть короче; - потом овечка – полоска еще короче; - медленнее всех передвигается корова – ей соответствует самая короткая полоска. Вариант: воспитатель убирает карточки с изображением животных и объясняет детям, что полоски – это их замещаемые модели и предлагает перечислить по полоскам животных. Далее воспитатель выкладывает на стол замещаемую модель озера и спрашивает у ребенка, какое животное быстрее всех доберется до озера и напьется воды? Дети вначале подносят к озеру самую длинную полоску, модель лошади, сообщая, что лошадь быстрее всех передвигается, поэтому она раньше остальных доберется до озера и напьется воды, затем… (Далее по аналогии.)

«Море»

Цель: упражнять детей в использовании сериационного ряда величин в качестве модели словесно обозначаемых отношений между объектами.

Ход: воспитатель предлагает детям плоскостной экран – море, и фигурки 4 морских обитателей: осьминога, медузы, морского конька, акулы. Спрашивая у детей, уточняет, что на самой поверхности моря, выше всех морских обитателей плавает медуза; немного ниже нее, в теплых слоях воды, плавает морской конек; далее, еще ниже, почти у самого дна, рыщут в поисках добычи акулы; ну а ниже всех, по самому морскому дну передвигаются осьминоги. Ребенок, ориентируясь на это описание, подбирает для каждого объекта соответствующий заместитель и отмечает его значком. Например: - медуза – маленький круг, красный значок; - морской конек – круг побольше, желтый значок; - акула – круг еще больше, голубой значок; - осьминог – самый большой круг, синий значок. Затем воспитатель убирает фигурки морских обитателей и предлагает детям расположить на экране моря, по мере глубины их обитания, замещаемые модели.

IV. Логические операции.

«Что сначала, что потом?»

Цель: упражнять детей в отражении закономерных связей и отношений предметов и явлений.

Ход: воспитатель предлагает детям серии карточек, на которых изображены предметы, явления и события в разные периоды. Задача детей - разложить карточки в последовательности, например: ветер - тучи - гроза - дождь; 1) семя – стебель – бутон – плод; 2) фундамент – стены – крыша – окна – двери; 3) гнездо – яйцо – птенец – птица; 4) стирать – сушить – гладить – одеть; 5) утро – день – вечер – ночь; 6) завтрак – обед – полдник – ужин и т.д.

«Все наоборот, так, как не бывает»

Цель: упражнять детей в вычленении причинно-следственных связей в предложении и замене их на противоположные.

Ход: воспитатель называет фразу, а детям предлагает ее закончить, чтобы получилось наоборот, так, как не может быть по смыслу, например: 1) Алина ест смородину, потому что – не любит ее. 2) Дети играют во дворе, потому что – не хотят там играть. 3) Максим не хочет идти в детский сад, потому что – он любит детский сад. 4) Ребята не смогли вылепить снеговика, потому что – снег был липкий и мягкий. 5) Мой старший брат обижает кошек, потому что – он любит их. 6) Я трусишка, потому что – ничего на свете не боюсь и т.д.

«Дополни фразу»

Цель: упражнять детей в логическом оперировании в вербальном плане.

Ход: воспитатель последовательно называет фразы и предлагает детям завершить предложение. 1) Миша задумался, потому что… 2) Мы пойдем в поликлинику, чтобы… 3) Настанет лето, и тогда… 4) Когда я был(а) на даче (море, поле и т.д.), я понял, что… 5) Воду в вазе с цветами надо менять ежедневно, тогда… 6) Мы бы приступили к сбору картофеля, если бы…и т.д.

«Подумай, ответь»

Цель: упражнять детей в понимании относительности понятий (переход от непосредственной, фактической позиции ребенка на условную).

Ход А: воспитатель предлагает детям представить себя на время кем- нибудь или чем-нибудь, например, обезьянкой или книжкой и составить рассказ от имени выбранного объекта «Мои приключения за день». Если дети затрудняются, предложить им ряд вопросов, отвечая на которые они и составят рассказ «Воздушный шарик»: - как я появился (ась) в определенном месте? - как ко мне отнеслись окружающие? - кто (что) мне больше понравился (лось)? - мои действия; - мои перемещения, приключения.

Ход Б. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы: 1) У мальчика Саши 2 сестры, есть ли у его сестер братья? 2) В купе поезда ехали 4 брата, и у каждого из них была мама. Сколько в купе ехало мам? 3) Трава на лужайке для детей высокая? А для муравьишки? 5) Что дольше, 5 минут занятий или 5 минут игр?

«Я начну, а ты продолжи»

Цель: упражнять детей в выделении собственно логических отношений между понятиями.

Ход: воспитатель показывает детям 12 карточек, половину из которых называет и подбирает к ним отношение. Дети должны подобрать такую же связь ко второй паре слов. 1) Школа – обучение, больница … (лечение); 2) вилка – серебро, табурет … (дерево); 3) аэропорт – самолет, железнодорожный вокзал … (поезд); 4) акула – пасть, человек … (рот); 5) грусть – слезы, веселье … (улыбка); 6) сок – питье, пирожное … (еда) и т.д.

«Что в итоге?»

Цель: упражнять детей в мысленном предвосхищении результата определенного действия.

Ход: воспитатель предлагает детям подумать и сказать, что произойдет, если: 1) попасть мячом в окно? 2) налить в аквариум чернил? 3) посадить луковицы тюльпанов на картофельное поле? 4) высыпать в миску муки, сахара, соли, добавить молока и одно яйцо? 5) сочинить для мамы стихотворение? 6) научить сестренку волшебному слову? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра в шахматы – как средство развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Через шахматы воспитатели могут ознакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления:умение сосредоточиться и принять решение, умение решать задачи, развивается пространств...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей Детей дошкольного возраста с помощью лего-конструирования».

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование ...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы».

Консультация для воспитателей«Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через организацию игр в шахматы». Знаменитый советский педагог В. А. Сухо...

Консультация для родителей на тему: «Развивающие игры как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. Необходимо компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний. На первый план выдвигае...