Гаджеты в детском саду.
консультация (старшая группа)

Дети  все  чаще  и  чаще  приносят  в  детский  сад  телефоны, планшеты. Для  чего  родители  дают  все  эти  гаджеты? Чтобы  ребенок  был  занят  чем -то,   снимал  на  видео  или  диктофон  какие -то  моменты? А  вот  попробу -ка  забрать  эти  игрушки!. Ребенок  обижается, нервничает, устраивает "концерты"  взрослым. Уважаемые  родители - вашим  детям  есть  чем  занятся  в  детском  саду! Другое дело - вашему  ребенку  все  это  НЕ  интересно. Он  повзрослел? Копирует  взрослых?   К  сожалению - НЕТ. Просто  вашему  ребенку  интереснее  жить  в  виртуальном  мире, легче  нажимать  кнопки клавиатуры, не  замечать  происходящего  вокруг, не  слышать  никого  и  не  общаться  со  сверстниками. Каким   в  будующем хотят  видеть  родители  своего  ребенка?   Давайте  оставим  коментарии  и  поразмыслим  на  эту  тему? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya.docx18.4 КБ
Файл vliyanie_sovremennyh_gadzhetov_plyusy_i_minusy.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ  ФЕДЕРАЛЬНОЙ  СЛУЖБЫ  ПО  НАДЗОРУ  В  СФЕРЕ  ЗАЩИТЫ  ПРАВ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ  И  БЛАГОПОЛУЧИЯ  ЧЕЛОВЕКА.

В настоящее время практически каждый взрослый в России постоянно или периодически пользуется мобильным телефоном. У подростков мобильный телефон помимо связных функций является и способом самовыражения, элементом престижа. Многие дети имеют мобильный телефон, что конечно удобно для родителей, а для детей является не столько средством связи, сколько игрушкой.

При использовании мобильного телефона происходит воздействие электромагнитного поля на головной мозг пользователя. Электромагнитное поле – важнейший биотропный фактор, изменяющий нормальное функционирование центральной нервной системы человеческого организма.

Управление Роспотребнадзора по городу Москве информирует пользователей мобильных телефонов о том, что в нашей стране действуют Санитарные нормы и правила «Гигиенические требования по размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи» (СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03), которыми введены рекомендации по ограничению использования мобильных телефонов отдельными категориями граждан. А также, требования, предназначенные защитить россиян от вредного воздействия электромагнитного поля.

Во-первых, все мобильные телефоны должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для человека. Только те модели, которые соответствуют санитарным нормам, получают санитарно-эпидемиологическое заключение на специальном бланке. Все сведения о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения заносятся в единый реестр Российской Федерации, который размещен на сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (www.rospotrebnadzor.ru).

Кроме того, в Санитарных нормах и правилах даны рекомендации по защите пользователей:максимально сокращать время пользования мобильным телефоном;ограничить возможности использования мобильного телефона лицами, не достигшими 18 лет, женщинами в период беременности, людьми, имеющими имплантированные водители ритмов.

На деле последнее требование реализуется на территории России следующим образом – мобильные телефоны продаются и регистрируются только при предъявлении паспорта, т.е. с 14 лет. Предупреждение об ограничении использования отдельными категориями граждан и в таких местах, как медицинские учреждения, вносятся, как правило, в инструкции по эксплуатации на каждую модель мобильного телефона.

Дети, используя мобильный телефон, не в состоянии осознать, что подвергают свой мозг воздействию электромагнитного поля, а здоровье – риску. Во всем мире принимаются меры по ограничению использования мобильных телефонов детьми.

Для уменьшения возможного вредного воздействия электромагнитного излучения пользователям следует иметь в виду, что мобильные телефоны, работающие в стандарте IMT-MC-450, значительно, в 10-20 раз, излучают меньше, чем работающие в стандарте GSM. Кроме того, уровни электромагнитного излучения резко падают с расстоянием. При удалении мобильного телефона от головы пользователя на расстояние, например, 30 см уровни электромагнитного излучения значительно уменьшаются. Таким образом, использование гарнитуры Hands Free является очень хорошей защитой от излучения.



Предварительный просмотр:

Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)

        Жизнь современного человека уже не представляется без таких вещей, как планшет, телефон, компьютер. Дети, наблюдая за жизнью взрослых, с пелёнок начинают интересоваться гаджетами: раз мама и папа так много внимания уделяют этим вещам, значит, они действительно интересны. Отношение родителей к внедрению гаджетов в жизнь ребёнка неоднозначное: одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить чадо от современных веяний.

Не стоит бросаться в крайности, ведь истина, как обычно, где-то между ними. Ребёнок рождается и растёт в современном мире, и современная жизнь предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Уже в начальной школе ребёнку понадобится знание компьютера, поэтому старательно не допускать знакомства ребёнка с разными электронными устройствами не очень предусмотрительно. Бесконтрольное использование гаджетов ребёнком тоже не приводит ни к чему  хорошему, поэтому гаджеты должны быть в жизни детей, но дозировано и под родительским контролем. Рассмотрим подробнее, в чём заключаются плюсы и минусы использования гаджетов.

Плюсы использования гаджетов

1.        Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях.                 Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.

2.        Развитие познавательных процессов и получение новых знаний. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать. Так же существуют познавательные мультики, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире. Подвох в том, что качественных развивающих игр и мультфильмов не так уж много, большинство только заявляют о развивающем эффекте.

Малышам в возрасте после 3-5 лет можно установить на ноутбук или планшет развивающие игры, соответствующие возрасту. Главное, чтобы родители контролировали время, проведенное ребенком с гаджетом. Детям  5-6 лет заниматься с устройствам не более получаса в день, через 15-20 минут нужно делать большой перерыв, для того чтобы отдохнули глаза. Ребенку более старшего возраста 7-9 лет время «общения» с гаджетами можно  немного увеличить до 50 мин. в день, но также необходимо совершать перерывы после 20–30 минут занятий или игр.

Минусы

1.        «Однобокость» развивающего эффекта. Раз уж мы заговорили о том, что гаджеты способствуют развитию ребёнка, стоит сказать и об обратной стороне медали. Для ребёнка раннего возраста, у которого образное мышление ещё только формируется, развивающий эффект от мультиков и передач стремится к нулю. Когда ребёнок активно осваивает мир предметов, важно, чтобы у него были задействованы все каналы восприятия. Чтобы понять, что кубик квадратный, а мяч круглый, ему недостаточно увидеть изображения – обязательно нужно потрогать, ощутить ручками грани и рёбра кубика, округлость мяча. В итоге развивающее видео даёт однобокий эффект: формально ребёнок что-то запоминает, но фактически не осваивает информацию глубоко и качественно.

2.        Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться. Второй аспект негативного влияния на здоровье связан с тем, что дети, проводящие много времени за играми и мультиками, гораздо меньше двигаются, а это системно сказывается на состоянии всего организма. Детки за компьютером/ ноутбуком сидят часто сутулясь, а это  провоцирует сколиозы и проблемы с осанкой в будущем.  

3.        Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует. Виртуальное пространство лишает его творчества, ведь там он может действовать только в рамках опций.

4.        Вытеснение интересов, отношений и привязанностей в виртуальное пространство. Это очень серьёзное последствие, и возникает оно только при злоупотреблении гаджетами. Ребёнок буквально выпадает из реальной жизни: все его интересы сосредоточены на виртуальном мире. В этом случае можно говорить о зависимости от гаджетов.- киберзависимость

5.        Редко, но возможно наблюдаться и психическое расстройство. Если ребенок часто играет в игры, где много крови и ужасов.

В некоторых семьях, как только ребёнок научается сидеть, его сажают перед экраном. Домашний экран  совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребёнка. Это «безобидное» занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребёнок не пристаёт, ничего не просит, не хулиганит,  не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнаёт что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеофильмы, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако, это, кажущееся безобидным, занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребёнка, но и  для его психического развития.  

Первое из них и важное - отставание в развитии речи. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Однако, при чём здесь телевидение?

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».

Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения,  и сознания себя в целом.   Именно диалог  даёт ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание, которая даёт устойчивость и независимость человеку.

Явные признаки отсутствия внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей:  неспособность к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Это особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, рассеянностью. Такие дети не задерживают внимание на каких-либо занятиях, быстро отвлекаются, переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой.  По данным исследования (Института педагогики и экологии медиасредств (Штутгарт, Германия) - это непосредственно связано с экранным воздействием.  Им необходима  постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

        Многим детям трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать  смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать - понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

        Ещё один факт, который отмечают многие педагоги - резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира.   Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. Собственная самостоятельная, содержательная активность не только блокируется, но не развивается, и даже не возникает, не появляется.

        Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются всё реже. Жестокость и насилие становится чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчёта в собственных действиях и не предвидят их последствий.

         Тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Вопрос: неужели всему виной  экран и компьютер?  Да, если речь идёт о маленьком ребёнке, не готовом  адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда домашний экран поглощает силы и внимание малыша, когда планшет подменяет для маленького ребёнка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми,  он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

        Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира,   своей личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. Дошкольный возраст - период зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека. Именно «фундаментальных» в самом прямом смысле - это то, на чём будет строиться  и держаться вся личность человека.

Просмотр мультиков для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать детям осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильма.

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок  освоил традиционные  виды детской  деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.)

Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста, когда дети  уже готовы к её использованию по назначению,  когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.(8-9лет)

Если гаджеты занимают все сознание ребёнка, можно говорить о том, что формируется зависимость. Распознать ее можно по следующим признакам:

        Ребёнок перестаёт интересоваться реальной жизнью: не играет в игрушки, не стремиться к общению со сверстниками.

        Отношения с родителями отходят для ребёнка на второй план, и вместо совместного занятия он так же предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

        Попытки ограничить время за играми и мультиками вызывает бурный протест и истерику.

Нормальное интеллектуальное и личностное развитие при таком раскладе невозможно, ведь оно может происходить только в реальных отношениях и в реальном мире. Чтобы не допустить зависимости от гаджетов и снизить их негативное влияние, важно использовать их с умом и придерживаться следующих правил.

1.        Не допускайте превышения допустимого времени нахождения за компьютером/планшетом. Возможно, ребёнок будет протестовать, но родителям стоит проявить твёрдость. Не забывайте, что вы – взрослый человек, и ответственность за жизнь и здоровье малыша лежит на вас.

2.        Придерживайтесь возрастных рекомендаций к играм и мультфильмам. Не стоит перегружать ребёнка той информацией, которую он не сможет воспринять.

3.        Не используйте гаджеты чтобы «отделаться» от ребёнка без особой надобности. В каких-то ситуациях они действительно – спасение, но если мама, к примеру, собирается готовить обед или заниматься домашними делами – лучше включить ребёнка в этот процесс, чем включить ему мультик

        Полезны игры разные. Даже "несерьезные” игры: в "больницу”, "дочки-матери”, "школу”. Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты. Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания "взрослого”.

И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение — умение представить себе, "что было бы, если бы...”. Воображение развивает чтение книг. В дошкольном возрасте это преимущественно – сказки. Как пробудить интерес к чтению книг: сначала нужно читать самим, останавливаться на самых интересных местах, прятать те книги, которые нужно прочитать детям (запретный плод сладок)

        Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять себе предметы, "рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества, самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д. Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или конструкцию. Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному поиску идей и средств их воплощения.

Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!