Мастер-класс для родителей
материал (подготовительная группа)

Ширинова Анжела Рахмановна

"Игровые методы взаимодействия с ребенком при подготовке к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей подготовительной группы на тему:     «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»

Цель: Создать условия для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.

Задачи:

Образовательные: Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю.

Развивающие: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником.

Воспитательные: Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.

Активизация словаря: Саморегуляция, когнитивные способности, замысел игры, творческий потенциал.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Предварительная работа: Консультация для родителей «Обучение решению задач на смекалку», «Развиваем в игре математические способности».

Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, интеллектуально-познавательная, конструирование.

Планируемый результат: У родителей сформированы знания к играм развивающие у детей познавательные процессы, проявляют интерес к данной проблеме. У родителей  сформирована мотивация готовности детей к школе.

                                       

                                   Мастер -  класс

Вводная часть

Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу.

В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.

Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением.

К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.

                                Основная часть

Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.

-Что такое замысел игры?

В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.

-Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?

 Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.

Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.

Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. 
         

Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе. 
Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.

Упражнение на развитие произвольного внимания: 

Еще до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания – интересного и неинтересного.

 «Корректурная проба».(см.Картотеку)

Ребенок просматривает строчки и как можно быстрее зачёркивает разными способами три разных элемента: квадрат поперечной чертой, круг – вертикальной, звездочку – крестиком. Фиксируется время выполнения задания. Дети 6-7 лет должны справиться с заданием за 2-3 минуты.

«Графический диктант»(см.Картотеку,  выявляет уровень произвольности)

Важным показателем сформированности восприятия ребёнка является умение ориентироваться в пространстве. Пространственная ориентировка важна как при обучении письму, чтению, так и математики, поскольку умение считать предполагает ориентировку в числовом ряду.

 «Пространство».

Приготовьте заранее 5 игрушек (например, куклу, зайчика, мишку, уточку, лису), лист бумаги в клеточку.

  1. (выполняют все) Покажи правую, левую руку, ногу, правое, левое ухо.
  2. (выполняют 1-2 добровольца): на столе расположите игрушки следующим образом: в центре – мишка, справа – уточку, слева – заяц, впереди – кукла, сзади – лиса, и просят ответить на вопросы: Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед мишкой? Какая игрушка стоит позади мишки? Какая игрушка стоит слева от мишки? Какая игрушка справа от мишки?
  3. (выполняют все). Нарисуйте на листе бумаги в клетку в центре  - круг, слева – квадрат, выше круга – треугольник, ниже – прямоугольник, над треугольником – два маленьких кружка, под прямоугольником – маленький кружок.

"Классификации предметов" 
У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим один.
Цель: Расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне, речи.  

 Игра с мячом. "По команде "Начали!" необходимо последовательно называть предметы на заданную тему. По команде "Стоп!" ответы прекращаются".

Темы

Цветы,
Деревья,
Одежда, 
Растения 
Мебель,
Времена года,

Дни недели,
Месяца,
Посуда,
Игрушки,
Овощи,
Фрукты,

Транспорт,
Продукты питания,
Домашние животные,
Дикие животные,
Школьные принадлежности


К 6-7 годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Оно не является ведущим у дошкольника, однако определенного уровня развития должно достичь к концу дошкольного возраста. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у малыша такое мыслительные операции как обобщение, сравнение, классификация, способность рассуждать.

      «Логика».

Ребёнок отвечает на вопросы:

  1. Какое из животных больше – лошадь или собака?
  2. Утром люди завтракают, а вечером?
  3. Днем на улице светло, а ночью?
  4. Небо голубое, а трава?
  5. Почему когда идёт поезд, опускают шлагбаум?
  6. Маленькая корова – это теленок. Маленькая собака – это?
  7. Для чего автомобилю нужны тормоза?
  8. Для чего люди занимаются спортом?

Ребенок 6-7 лет должен правильно ответить примерно на 15 из 20 подобных вопросов. 

«Правая - левая» (см.Картотеку)

Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.

- Давайте поиграем, будьте внимательны!

 "Последовательные картинки".
Одно из наиболее сложных для ребят упражнение, т.к. здесь необходимо не только разложить картинки последовательно, но и составить связный, логически последовательный, завершённый рассказ.
Цель: умение устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие монологической речи.

Представлена серия из 4 последовательных картинок. Попробуем разложить их. Составим рассказ.


                                   Заключительная часть.

Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».


Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. 

• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…

Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.


IV. Рефлексия.

- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники мастер-класса отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

 

                                     

                                       

                                          Бланки обратной связи.

• Полезной ли была сегодняшняя  встреча?______________________________


• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?____________________________________________________________


• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки

ребенка к школе?___________________________________________________




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...