Как воспитать трудолюбивого ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА ОТ БУТЫЛОЧКИ И ПУСТЫШКИ

Подготовила старший воспитатель Ушакова В.Т.

Помните, как совсем недавно вы покупали самые красивые и анатомически правильные пустышки? А теперь перед вами стоит другой вопрос – как отучить ребенка сосать соску? Этот процесс очень ответственный и ни в коем случае к нему нельзя подходить с легкомысленностью. Пустышка – лишь на первый взгляд безобидная вещь, однако, на самом деле, пустышка значит для ребенка очень многое и серьезно влияет на детское развитие и душевное спокойствие.

Как всем давно известно – сосательный рефлекс является одним из сильнейших и важнейших рефлексов у грудного ребенка. Проявляется сосательный рефлекс еще во время внутриутробного развития. Специалисты, проводящие ультразвуковое исследование беременных женщин, могут очень часто наблюдать за тем, как малыш сосет пальчик, причем на достаточно ранних сроках беременности. И малыш делает не просто так. Сосание пальчика стимулирует развитие пищеварительной системы, кроме того, оно позволяет приобрести навык сосания, который просто жизненно необходим ребенку после рождения для того, чтобы получат мамино молочко.

Кроме того, процесс сосания оказывает значительное успокаивающее действие на нервную систему малыша. Наверняка каждый из нас наблюдал за тем, как быстро успокаивается отчаянно плачущий малыш после того, как получит пустышку. Ведь после того, как соска оказалась во рту у малыша, он моментально переключается с источника раздражения на привычный для акт сосания. Пустышка помогает ребенку расслабиться и даже уснуть – поэтому очень многие дети настойчиво требуют пустышку перед сном. Соска практически всегда воспринимается малышом, как нечто очень приятное, поэтому зависимость от пустышки формируется очень и очень быстро.

Очень широко распространено мнение о том, что сосание пустышки зачастую приводит к искривлению зубов и нарушению нормального прикуса. Однако медики считают, что проблема искусственно раздута и проблемы с прикусом из- за сосания соски возникают крайне редко. А уж на рост постоянных зубов соска вообще никоим образом не может повлиять. Кроме того, сосание пустышки зачастую сменяется сосанием пальца, который влияет на прикус гораздо негативнее. Поэтому родителям стоит хорошо подумать над тем, когда отучать ребенка от пустышки.

Кроме того, если ребенок просто держит пустышку во рту, риск патологического нарушения равен практически нулю. А вот если ребенок интенсивно сосет пустышку, могут возникнуть проблемы с молочными зубами – но только в том случае, если речь идет о детях старше одного года. В таком случае вам необходимо немедленно обратиться к детскому врачу стоматологу и вместе с ним решить, когда отучать ребенка от пустышки. Более того, стоматолог также может дать весьма ценные советы, как отучить ребенка сосать соску.

Очень многие мамы уже не одно десятилетие совершают одну и ту же ошибку – окунают пустышку в сладкую воду или сироп. Помните о том, что подобная мера не только еще больше усиливает привыкание ребенка к пустышке, но и негативно влияют на состояние зубов, провоцируя возникновение кариеса.

Как уже говорилось выше, то, когда ребенка отучать от соски, каждая мама должна решать сама, существует несколько случаев, когда необходимо срочно отучать ребенка от соски:

  1. Если у малыша замечены любые проблемы со слухом или же речью.
  2. Если ребенок сосанием пустышки заменяет общение со сверстниками.
  3. Если ребенку больше, чем три года.

Методики отлучения ребенка от соски

Итак, наступает время, когда ребенка необходимо отучать от соски. У каждой мамы есть свои причины на это, но каковы бы они не были, мама должна быть готовой к тому, что этот процесс может занять значительное время и нервов.

Не стоит пытаться найти какую – то универсальную инструкцию по отучению ребенка от пустышки – только зря потратите время. Каждый ребенок индивидуален, и мама обязательно должна учитывать все психологические особенности именно своего крохи. В данной статье даны лишь общие рекомендации, призванные помочь маме сориентироваться, с чего необходимо начинать отучение ребенка от соски.

Первый вопрос, который волнует всех родителей, это то, в каком возрасте необходимо начинать отучать ребенка от пустышки. Детские психологи не рекомендуют делать это ранее, чем в полтора года. Однако некоторые детки и в три года психологически не способны безболезненно отказаться от соски и в три

годика. Не стоит ориентироваться на примеры знакомых и слушать советы более опытных мам о том, как отучить ребенка от соски – их опыт может помочь вам далеко не всегда. Как правило, внимательная мама может довольно точно определить, когда ребенка отучать от соски, наблюдая за его поведением.

Детские психологи и педиатры различают два вида методики того, как отучить ребенка от соски – постепенная и резкая. Какая методика подойдет для вашего малыша – решать только вам. Достаточно разумным решение попробовать сначала резкую методику, а если не получится – применить постепенную

методику отучения от пустышки.

Отлучение малыша от пустышки по щадящей медленной методике менее травматично, а значит, может применяться практически в любом возрасте.

Однако обязательно учитывайте тот факт, что для того, чтобы ребенок полностью отвык от пустышки, вам понадобится не менее 3 – 4 месяцев, поэтому начинайте процесс отучения заблаговременно.

Самое главное правило, на котором основывается постепенная методика – не давайте ребенку пустышку всякий раз, как только он заплачет. Постарайтесь успокоить малыша каким – либо другим способом, например, отвлечь его внимание, взять на руки или просто приласкать. Возможно, ребенок не успокоится немедленно, но не стоит сразу же сдаваться и давать ему соску. Также старайтесь, чтобы ребенок не сосал пустышку без особой на то нужды. Соска на период отучения должна даваться ребенку только в случае действительно крайней необходимости – если малыш напуган, плохо себя чувствует и прочие веские причины. И сразу же после того, как кроха прекратит плакать – отвлечется или уснет, немедленно заберите у него пустышку, так чтобы он этого не заметил. Старайтесь не хранить пустышку не только в зоне досягаемости, но и в поле зрения ребенка. Постепенно ребенок научится значительную часть времени обходиться без пустышки.

После того, как ребенок прекратит испытывать потребность в сосании пустышки в дневное время, необходимо начинать отучать ребенка засыпать с пустышкой. Как отучить ребенка от пустышки? Делается это по тому же принципу, что и отучение днем. Перед сном старайтесь успокоить ребенка другими способами – покачиванием на руках, поглаживанием спинки, песенкой.

Резкое отучение от соски предпочтительно у детей более старшего возраста, которые уже сознательно контролируют свои действия. Многие мамы просто выбрасывают пустышку, ничего не объясняя малышу, и не обращают внимания на его крики. Однако подобный метод также способен достаточно сильно травмировать хрупкую детскую психику. И даже резкое отучение от пустышки все же требует некоторой подготовки со стороны родителей.

Сначала вы должны ограничить сосание пустышки вне дома, например, в магазине или на прогулке. Просто не берите с собой пустышку, мотивируя это малышу тем, что вы забыли ее дома. Потом не давайте пустышку во время игр, просмотра мультиков или купания. Свои действия подкрепляйте пояснениями о том, что малыш уже большой и вскоре ему придется отказаться от пустышки полностью. Это поможет малышу постепенно привыкнуть к мысли о том, что с пустышкой вскоре придется проститься навсегда.

Обязательно устройте маленький праздник в честь отказа от пустышки. Купите малышу какой– либо подарок, который вы ему вручите в обмен на пустышку.

Заранее выберите дату для праздника, однако помните, что у маленьких деток совсем другое восприятие времени и даже «завтра» им кажется чем – то далеким. Вы можете придумать какую-нибудь красивую сказку, например, про сказочную белочку, которой очень нужна соска для своего маленького бельчонка.

Как правило, детки в таком возрасте очень отзывчивы и с готовностью откликаются на призыв о помощи. А вот легенда о том, что соску украла собака, может вызвать у малыша не только обиду, но и злость.

Также существует несколько рекомендаций, которые помогут вам сделать процесс отучения ребенка от пустышки наименее безболезненным:

Если вы заметили, что малыш сосет пустышку, ни в коем случае не стыдите его, и уж тем более не ругайте. Ругань при воспитании детей никогда не была эффективной, особенно в отношении маленьких детей. А вот похвала может стать вашим хорошим помощником в отучении от соски. Детки очень ценят похвалу и одобрение родителей.

  • Ни в коем случае нельзя, чтобы отучение малыша от пустышки происходило в одно время с другими значимыми для него событиями – поход в садик, переезд, выход мамы на работу и прочее. Самое главное, что просто необходимо для душевного спокойствия ребенка и его гармоничного развития – это стабильность. Поэтому не стоит возлагать на психику ребенка двойную нагрузку.

  • Никогда не пытайтесь отучить ребенка от соски во время его болезни. Это не только окажет травмирующее действие на психику ребенка, но и может реально ухудшить состояние здоровья ребенка.

  • Не перепоручайте отучение ребенка от соски родственникам – папе или

бабушке. Ребенку необходима поддержка матери в этот непростой для него период жизни.

  • Если вы приняли решение отучать ребенка от пустышки, не давайте «задний ход». Ваши действия должны быть последовательными, мягкими, но тем не менее настойчивыми. Не стоит делать ни малейшего послабления не только ребенку, но и себе. Ведь именно из – за ослабления самой себе во время бессонных ночей и детских истерик мама не выдерживает и снова дает малышу бутылочку. А ведь чем строже вы будете следовать установленным вами правилам, тем легче и быстрее пройдет отвыкание ребенка от пустышки.

  • Отучая ребенка от пустышки, помните о том, что наиболее часто дети требуют соску в том случае, если он чем – то огорчен, очень устал, или скучает. Старайтесь предупреждать возникновение подобных ситуаций. А если ее избежать все же не удалось, не оставляйте малыша один со своим душевным дискомфортом – успокойте малыша, отвлеките его от своих душевных переживаний.

  • Очень часто ребенок начинает просить пустышку просто потому, что ему скучно. Поэтому решая, как отучить ребенка от пустышки, постарайтесь, чтобы свободное время ребенка постоянно было чем-то занято: играми, рисованием, совместным чтением. Постарайтесь больше времени проводить с ребенком, ходить на прогулки. В том случае, если ребенок все же очень настойчиво требует пустышку, постарайтесь найти альтернативную замену – яблоко, сок или молоко через трубочку.

Отучение ребенка от бутылочки

После того, как вы отучите малыша от пустышки, наступит время, когда отучать ребенка от бутылочки также станет просто необходимо. То, когда отучать ребенка от бутылочки, также мама должна решать сама – она обязательно заметит, что

малыш готов к этому. Среди педиатров нет однозначного мнения по поводу того, когда и как отучить ребенка от бутылочки. Одни дети в состоянии обойтись без

бутылочки в 10 месяцев, а другие и в два года не могут без бутылочки.

Однако уже примерно с 10 месяцев вы можете приучать ребенка к поильнику.

Кстати говоря, поильник – это самый простой способ того, как отучить ребенка от бутылочки. Купите яркий и цветной поильник, который в состоянии привлечь внимание малыша. Как правило, в этом возрасте все детки тянутся ко всему новому и неизведанному. И они с радостью будут пить из поильника.

Спустя некоторое время крышечку поильника можно снять, превратив его в чашку. Детки очень быстро привыкают пить из чашки и охотно расстаются с бутылочкой. Если же ваш малыш упрямится, вы можете пойти на небольшую хитрость – молоко в бутылочке разбавляйте водой, а в чашке оставляйте цельное. Малыш очень скоро заметит разницу и сам предпочтет пить из чашки.



Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЖЕВАТЬ КУСОЧКИ ПИЩИ.

 ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖЕВАТЕЛЬНОГО РЕФЛЕКСА

Подготовила старший воспитатель Ушакова В.Т.

Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

Причины, по которым ку малышей в возрасте 1,5-2 лет возникают проблемы с жеванием

Можно назвать несколько причин, по которым у малышей в этом возрасте слабо развит жевательный рефлекс:

  1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
  2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
  3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
  4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
  5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

Что предпринять родителям, чтобы научить ребенка жевать

Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

Почему ребенку необходимо научиться жевать к 2 годам

Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии. Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 https://img.youtube.com/vi/kpeEXhpehg8/hqdefault.jpg

Учим ребенка понимать время по часам со стрелками 

Подготовила старший воспитатель Ушакова В.Т.

Время нельзя увидеть или пощупать. Но если знать некоторые хитрости и практические приемы, можно легко научить ребенка понимать время и определять его по часам.

Что должен знать ребенок, чтобы определять время по часам?

К успешному изучению времени ребенок должен быть готов, что определяется несколькими навыками:

  • считать по порядку хотя бы до 60;
  • «читать» числа из двух цифр, то есть называть номера домов, даты на афишах и т.д.;
  • знать счет, кратный пяти: 5, 10, 15 и т.д.;
  • различать «лево» и «право» (чтобы не путать движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки»);
  • иметь общее понимание времени на уровне утро, день, вечер, ночь, вчера, завтра.

Если ориентироваться на возраст, то объяснение ребенку времени на часах можно начинать с 5-6 лет.

Чтобы научить ребенка понимать время, нужно проявить терпение и изобретательность. Чтобы объяснить ребенку время на часах, нужно пройти семь этапов. От простого к сложному. И будьте готовы к тому, что повторение – мать учения.

1. Возьмите часы с тремя стрелками. Настоящие. Желательно диаметром не менее 20 см. Объясните ребенку, что такое циферблат, часы, минуты, секунды. Пусть ребенок сам определит, какая стрелка:

  • самая быстрая;
  • практически стоит на месте;
  • самая длинная;
  • короткая.

2. Перейдите к понятиям посложнее: ровно час (например, так: «это когда часовая стрелка показывает на любую из цифр, а минутная ровно на 12»), полчаса, четверть часа. Показываем их на циферблате. Приучайте ребенка смотреть сначала на короткую стрелку, потом на длинную.

Часы на этом этапе лучше взять игрушечные, поскольку на них удобно двигать стрелки и ставить нужное время. Кроме того, обычно они без секундной стрелки, что правильно – мы не пользуемся ею, когда узнаем время.

3. Логически свяжите новые знания в единую систему:

  • сутки длятся 24 часа;
  • в каждом часе 60 минут;
  • в каждой минуте 60 секунд.

Объясните, что время идет только вперед. Покажите движение «по часовой стрелке» и «против часовой стрелки».

4. Учите понимать минутную стрелку. Объясните, что одно деление означает 5 минут. Если стрелка сдвинулась на два деления – это 10 минут (два раза по пять).

5. Закрепите полученные знания: на часах со стрелками минуты нужно высчитывать (в отличие от электронных). Остановитесь на этом подробнее. Объясняйте так: когда минутная стрелка показывает на цифру, у нее появляется второе значение: 1 – это 5 минут, 2 – 10 минут и т.д.

6. «Учимся понимать часовую стрелку». В сутках 24 часа, хотя на циферблате указаны цифры только от 1 до 12. Определите вместе с ребенком, сколько раз за сутки часовая стрелка обходит весь циферблат.

7. «Соберите» показания минутной и часовой стрелок.

Эти семь шагов проходятся, конечно, не за один день. Перед каждым следующим этапом не забывайте повторять предыдущий.

Проявите терпение и все получится. Удачи.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Электронные образовательные ресурсы для дошкольников.

Уважаемые родители, если вы хотите интересно и с пользой для ребенка провести время, эта информация для вас.

Воспользуйтесь для этого  услугами интернет ресурсов для дошкольников и вы найдете массу интересных занятий для детей. Для этого необходимо пройти по ссылке и выбрать занятие на  интернет портале для детей.

Если вы хотите поиграть в подвижные игры, вам сюда:

https://daynotes.ru/podvignie_igri_dlya_detey_v_pomeshenii/

Если вы хотите порисовать, вам сюда:

http://risuemdoma.com/video

Если вы хотите почитать интересные книжки, вам сюда:

https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/

Если вы хотите вместе послушать аудиокниги, вам сюда:

https://deti-online.com/audioskazki/

Если вы хотите устроить домашнюю дискотеку вам сюда:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLJjGmM6lHmBZc40XpBWsLYR0YYvqgu2bm

Если вы хотите поговорить «о важном», вам сюда:

  1. https://vseprorebenka.ru/vospitanie/psihologija/krizis-7-let-u-rebenka.html
  2. https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/11-sovetov-ot-mnogodetnoj-mamypsihologachemu-opytu-doveryayut-milliony-roditelej-2120815/
  3. https://www.ya-roditel.ru/parents/consultation/
  4. https://www.det-psi.ru/zadat-vopros/
  5. https://mojmalysh.ru/?p=1867
  6. https://schoolpsy.wordpress.com/2011/10/26/ответы-психолога-на-вопросы-родителе/
  7. https://преодоление35.рф/sajty/  (все для родителей детей с ОВЗ)

Если вы хотите сделать игрушку своими руками из подручных средств, вам сюда:

  1. https://www.adme.ru/svoboda-sdelaj-sam/11-klassnyh-igrushek-kotorye-vy-mozheteizgotovits-detmi-pryamo-sejchas-1411465/
  2. https://www.passion.ru/mama/obuchenie-i-razvitie-detey/sdelay-sam-7-interesnyhigrushekiz-podruchnyh-sredstv-154972.htm
  3. https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/news-44782-chem-zanyat-deteydomarazvivayuschie-igry-dlya-malyshey-svoimi-rukami/

Если вы хотите построить необычные постройки, вам сюда:

https://razvivash-ka.ru/detskij-konstruktor-svoimi-rukami/

Если вы хотите приготовить вместе что-то вкусненькое, вам сюда:

https://www.passion.ru/food/sostavlyaem-menyu/9-blyud-kotorye-legko-prigotovit-vmestesrebenkom-153812.htm

Если вы хотите, вместе заняться спортом, вам сюда:

https://youtu.be/eIqGGK3becA

Если вы хотите сделать аппликацию, вам сюда:

  1. http://rodnaya-tropinka.ru/masterim-s-detmi-svoimi-rukami/applikatsiya-s-detmi/
  2. https://tytmaster.ru/podelki-applikacii/
  3. https://tratatuk.ru/materialy/podelki-iz-bumagi/podelki-dlya-detej.html

Если вы хотите слепить что-то из пластилина, вам сюда:

  1. http://ihappymama.ru/poshagovyj-master-klass-po-lepke-lepim-milyh-zhivotnyh/

      2. https://www.colady.ru/15-luchshix-uprazhnenij-dlya-rebenka-shkolnika-7-10-let-vdomashnixusloviyax.html



Предварительный просмотр:

 Развитие ребенка в раннем возрасте.

Показатели развития ребенка в младенческом возрасте

( 0 до года)

Старший воспитатель Ушакова В.Т.

Дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки. Как показывает практика, всех родителей интересует,  как развивается ребенок: в соответствии со среднестатистической нормой, опережает ли возраст или отстает.  Мы предлагаем Вам ознакомиться с ориентировочными показателями развития детей раннего возраста, то есть детей от рождения до трех лет. В каждой из статей будут последовательно представлены показатели развития ребенка до 1 года, от 1 года до 2 лет, от 2  до 3 лет.

Как развивается Ваш ребенок, Вы сможете узнать,  проанализировав таблицу показателей развития ребенка.

Для чего еще нужна эта простая и доступная всем табличка? Обязательно отмечайте в ней, как развивается Ваш малыш. Некоторые показатели развития ребенка могут понадобиться в дальнейшем, если вдруг возникнут проблемы. Например, некоторые мамы не могут ответить на вопрос, вовремя ли появился лепет у ребенка, когда он начал ползать и другие подобные вопросы. А эти данные о развитии малыша могут сказать многое специалистам, если возникнет ситуация, когда нужно будет оказать ребенку помощь или понять причину трудностей!

Для того, чтобы Вам было интереснее вести наблюдения за развитием ребенка, сделайте тетрадку или альбом «Я расту», куда каждый месяц вписывайте то, что умеет малыш. Вписывайте в альбом интересные наблюдения, забавные ситуации, то, что Вас удивило или порадовало. Это будет Ваш дневник. В дальнейшем, на основе него Вы сможете оформить портфолио ребенка.  А для ребенка, когда он вырастет – это будет неиссякаемый источник радости, силы, источник родительской любви, который он пронесет из детства через всю жизнь.

Итак, что же умеет малыш в каждый месяц своего развития? Мы предлагаем Вам классические научно-обоснованные и подтвержденные в многолетней практике и в серьезных исследованиях примерные показатели развития ребенка раннего возраста. Это база, основа,  фундамент того, что умеет малыш в каждый возрастной период. Обратите внимание, что показатели даны по разным областям развития, ведь в развитии ребенка не должно быть перекосов в одну сторону в ущерб другим сторонам.

Нужно учитывать, что данные показатели развития ребенка – это база, основа, которая может быть дополнена  в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого малыша. Ведь все  семьи разные, и все малыши разные, и все развиваются в своем индивидуальном темпе.

Давайте познакомимся с ориентировочными показателями развития детей.

Показатели развития ребенка в младенческом возрасте ( до года)

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Н.М. Щелованов, М.Ю. Кистяковская, Э.Л. Фрухт)

Информацию о показателях развития ребенка до 3 месяцев Вы найдете в статьях подрубрик:

«Новорожденный ребенок» 

«Ребенку 1 месяц»

«Ребенку 2 месяца»

Возраст 3 месяца

Слуховые ориентировочные реакции: Поворачивает голову в сторону голоса взрослого. Ищет, откуда идет звук.

Зрительные ориентировочные реакции: Зрительно сосредотачивается на лице говорящего с ним взрослого, на игрушках.

Эмоции при общении: Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним, ищет глазами того, кто издает звуки.

Движения рук и действия с предметами: Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью.

Движения общие: Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При  поддержке под мышки упирается о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

Подготовительный этап развития речи: Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Повторно произносит отдельные звуки.

Подробное пошаговое описание упражнений и игр для ребенка 3 месяцев Вы найдете в рубрике «Малышу 3 месяца»

Возраст 4 месяца.

Слуховые ориентировочные реакции: Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами; различно реагирует на спокойную и плясовую мелодию.

Зрительные ориентировочные реакции:  Узнает маму и радуется ей.

Эмоции при общении: Во время бодрствования часто и легко возникает «комплекс оживления». Ребенок громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Ищет взглядом другого ребенка, радуется, тянется к нему.

Движения рук и действия с предметами: Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящую над грудью игрушку.

Движения общие: Более выраженные показатели трех месяцев.

Подготовительный этап развития речи:   Гулит.

Игры, потешки и упражнения для детей 4 месяцев Вы найдете в статье http://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/maly-shu-4-mesyatsa/

Возраст 5 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: Узнает голос матери или близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует на них.

Зрительные ориентировочные реакции: Отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).

Эмоции при общении: Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку, гулит.

Движения рук и действия с предметами: Четко берет из рук взрослого игрушку, удерживает ее в руке.

Движения общие: Долго лежит на животе, подняв корпус, опираясь на колени, стоит на выпрямленных руках; Переворачивается со спины на живот; Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

Подготовительный этап развития речи: Подолгу, певуче гулит.

 Подробнее о развитии ребенка в 5 месяцев, играх, игрушках, упражнениях для пятимесячных детей Вы можете прочитать в статье — http://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/maly-shu-5-mesyatsev/

Возраст 6 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: По-разному реагирует на свое и чужое имя.

Зрительные ориентировочные реакции: Ярче проявляются показатели пяти месяцев.

Эмоции при общении: Ярче проявляются показатели предыдущих месяцев.

Движения рук и действия с предметами: Свободно берет игрушки из различных положений и подолгу занимается, перекладывает из одной руки в другую.

Движения общие: Переворачивается с живота на спину; передвигается, переставляя руки или немного подползая.

Подготовительный этап развития речи: Произносит отдельные слоги (начало лепета).

Подробнее об играх и упражнениях с шестимесячными детьми и показателях их развития Вы можете прочитать в статье http://rodnaya-tropinka.ru/shestimesyachny-j-rebenok/

Возраст 7 месяцев.

Движения рук и действия с предметами: Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает, бросает ее.

Движения общие: Хорошо ползает – много, быстро и в разные стороны.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит взглядом предмет, неоднократно называемый и находящийся постоянно в определенном месте. Подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги.

Игры и упражнения с малышом Вы найдете в статье «Ребенку 7 месяцев».

А также из нее Вы узнаете, чо такое «деловое общение» с самыми маленькими детьми; с какого возраста полезно слушать аудиосказки, что такое эмоциональная привязанность, хорошо это или плохо.

Возраст 8 месяцев.

Эмоции при общении: Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет.

Движения рук и действия с предметами: Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. Подражает действиям взрослого с игрушкой (например, толкает мяч, стучит, вынимает)

Движения общие: Сам садится, сидит и ложится. Придерживается руками за барьер, стоит и опускается. Перешагивает, держась за барьер.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «Где?» находит несколько предметов на постоянном месте. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (например, «пока-пока», «ладушки»)

Подробнее об особенностях развития ребенка 8 месяцев, игры и упражнения для этого возраста Вы найдете в статье «Ребенку 8 месяцев»

Возраст 9 месяцев.

Слуховые ориентировочные реакции: совершает плясовые движения под плясовую музыку.

Эмоции при общении: Ползет навстречу другому ребенку. Подражает действиям и движениям другого человека.

Движения рук и действия с предметами: С игрушками действует по –разному, в соответствии с их свойствами (катает, открывает и закрывает, вынимает и вкладывает и так далее).

Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.

Подготовительный этап развития речи: На вопрос «где?» показывает несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их расположения. Знает свое имя, оборачивается на зов. Подражает взрослым, повторяя за ними слоги.

Возраст 10 месяцев.

Эмоции при общении: действует рядом с ребенком, одной игрушкой с ним.

Движения рук и действия с предметами: Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные с игрушкой действия: вынимает, вкладывает, открывает, снимает. Действия с предметами принимают устойчивый характер.

Движения общие: Всходит на невысокую поверхность или на детскую деревянную горку. Держась за перила, сходит с горки.

Подготовительный этап развития речи: По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы. Выполняет по заказу и напоминанию разученные действия и движения: «догоню-догоню», «сорока-ворона» и другие. Подражает взрослому и повторяет за ним новые слоги.

Возраст 11 месяцев.

Эмоции при общении: радуется приходу детей, избирательно относится к ним.

Движения рук и действия с предметами: Овладевает новыми действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого – накладывает кубик на кубик, снимает и нанизывает кольца с большими отверстиями на стержень.

Движения общие: Стоит самостоятельно. Делает первые самостоятельные шаги.

Подготовительный этап развития речи: По словесной просьбе выполняет разные действия с игрушками (водит куклу, кормит собачку и т.п.) Появляются первые обобщения в понимаемой речи – например,  по просьбе дать мяч дает любой мяч, а не один конкретный.  Или по просьбе «дай лялю» дает любую куклу, а не одну конкретную. Произносит первые слова: «дай», «ав-ав», «бах» и другие.

Возраст 12 месяцев (1 год).

Слуховые ориентировочные реакции: По слову взрослого отличает кирпичик от кубика.

Зрительные ориентировочные реакции: Узнает знакомого взрослого на фотографии.

Эмоции при общении: Протягивает и отдает игрушку другому ребенку, сопровождая это словами или лепетом. Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.

Движения рук и действия с предметами: Различает предметы по форме (кубик от кирпичика). Выполняет самостоятельные разученные действия с игрушкой. Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой:  кормит мишку, куклу, лошадку, собачку и т.д.; водит киску, куклу, мишку, зайку  и так далее.

Движения общие: Ходит самостоятельно, без опоры.

Подготовительный этап развития речи: Понимает без показа названия нескольких предметов,  действий, имен детей и взрослых, отдельные поручения («найди», «принеси», «покажи» и т.п.). Понимает слово «нельзя». По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушкой. Легко подражает новым слогам, облегченным словам.

 Приглашаем Вас также  почитать наиболее популярные статьи  о развитии детей раннего возраста:

Стихи для  новорожденных и самых маленьких: стихи для кормления, купания ,укладывания спать, одевания, пробуждения.

Рассказы для самых маленьких: 42 рассказа для малышей, как их читать, как учить малышей понимать рассказы без картинок.

16 развивающих игр-занятий  с матрешками для малышей.

Детская развивающая книжка своими руками.

Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения.

Игры-потешки для самых маленьких

Источник: 

Использован материал портала Родная тропинка  http://rodnaya-tropinka.ru  



Предварительный просмотр:

Развитие ребенка в раннем возрасте.

Показатели развития ребенка от  одного года до двух лет.

Старший воспитатель Ушакова В.Т.

Уважаемые родители, мы продолжаем знакомить Вас с  ориентировочными показателями развития детей раннего возраста. В данной статье вы можете ознакомиться с показателями развития детей от  одного года  до двух лет.

Мы предлагаем Вам классические научно-обоснованные и подтвержденные в многолетней практике и в серьезных исследованиях примерные показатели развития ребенка.  Обратите внимание, что показатели даны по разным областям развития, ведь в развитии ребенка не должно быть перекосов в одну сторону в ущерб другим сторонам.

Нужно учитывать, что данные показатели развития ребенка – это база, основа, которая может быть дополнена  в соответствии с индивидуальными особенностями развития каждого малыша. Ведь все  семьи разные, и все малыши разные, и все развиваются в своем индивидуальном темпе.

Показатели развития ребенка от одного года до двух лет  представлены по разделам: развитие речи, сенсорное развитие, физическое  развитие, развитие действий с предметами, социальное развитие и др.

Разные умения формируются в разные периоды развития малыша с разной интенсивностью. Поэтому при оценке особенностей развития ребенка выявляются показатели в эпикризные сроки. Это 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года. Именно в данном возрасте оцениваются достижения ребенка в развитии.

 Как развивается Ваш ребенок, Вы сможете узнать,  проанализировав ниже представленные показатели.

Ориентировочные показатели нервно-психического развития детей второго года жизни ( Н.М. Аксарина, К.Л. Печора)

Возраст 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца

Развитие речи:

Ребенок легко отвечает на инициативу взрослого в общении, иногда сам проявляет инициативу.

А) Понимание речи: Запас понимаемых ребенком слов быстро растет.

Б) Активная речь:  Лепечет, произносит отдельные облегченные слова в момент радости и двигательной активности.

Как определить?

  1. Понаблюдайте за ребенком во время игр и в быту.
  2. Попросите найти игрушку (например, часы, машину, мишку, собачку). Находит предметы обуви, одежды.
  3. Дайте игрушку и попросите поиграть с куклой Лялей, поплясать, положить спать. Малыш выполняет действия с куклой по Вашему слову, демонстрируя понимание Вашей речи.
  4. Спросите малыша, где кроватка, где стол, где мы кушаем, где мы моем ручки. Понимает ли он Вашу речь? Ориентируется ли дома по Вашему слову?

Сенсорное развитие: Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (может показать большой и маленький предмет  из двух предложенных, разница в размере 3 см).

Как определить: Возьмите два вкладыша – куба. Один размером грани 10 см, другой – 7 см. Выложите из большого куба маленький и положите рядом. Попросите ребенка вложить маленький куб в большой. Дайте ему возможность попробовать 2-3 раза. Не помогайте и не подсказывайте! Малыш делает задание сам.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит в игре действия с предметами,  ранее разученные со взрослым (кормит куклу, нанизывает кольца на стержни).

В игре со строительным материалом ставит один кубик на другой (башенка), кладет кирпичики плашмя (дорожка), воспроизводит действия взрослых.

Как определить?

  1. Поставьте перед малышом куклу и игрушечную тарелочку или мисочку и предложите ему покормить куклу.
  2. Покажите, как построить из кубиков и кирпичиков простейшие постройки (дом, машинка»  и предложите построить самому.
  3. Дайте малышу пирамидку с 4-5 кольцами и предложите нанизать колечки на стержень пирамидки (кольца одинаковой величины, их размер не учитывается). Ребенок должен выполнить все три действия.

Движения: ходит длительно, не присаживаясь (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игр и прогулки.

Навыки: самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте, как ест ребенок — во время кормления ребенок должен самостоятельно съесть густую пищу из глубокой тарелки. Часть пищи он может съесть с помощью взрослого.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге.

 

Возраст 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев

Развитие речи:

Проявляет инициативу во взаимодействии со взрослыми по разным поводам.

А) Понимание речи: Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (например, по просьбе «дай собачку» может  дать разные игрушки-собачки из предложенных, так как выделяет главные, отличительные признаки собаки в отличие от других зверюшек)

Как определить? Поставьте перед ребенком на столике предметы в такой последовательности: собака черная, кошка черная, кошка черная, собака (кошка) белая, кукла. Попросите малыша найти собачку (можно дать другое задание – найти кошку). Затем поменяйте игрушки местами и еще раз скажите: «Где собачка? А где другая собачка?». Для задания лучше взять незнакомые игрушки.

Б) Активная речь: Произносит облегченные слова (би-би, кис-кис и другие) правильно. Произносит название предмета полностью в момент сильной заинтересованности (киса, утя)

Как определить? Возьмите красивую коробку или мешочек. Сюрпризный момент – Вы неожиданно показываете малышу игрушки, которые достаете из коробки или мешочка – например, куклу, зайчика, котенка, петушка или машинку. Спрашиваете при этом «Кто это?» Или «Что это?». Ребенок называет предметы облегченными словами или правильно (ляля, кукла).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4- контрастных формах предметов (отличает шар, куб, призму, кирпичик).

Как определить? Положите перед ребенком 3 кирпичика, 3 кубика, 3 шарика, 3 призмы. Прокатите шарик по горке (сделайте горку с желобком из подручных материалов). Попросите малыша найти еще шарики и скатить их. После этого возьмите один кубик, поставьте его. Попросите ребенка найти еще кубики и построить дом.

Игра и действия с предметами: Отображает в игре отдельные наблюдаемые жизненные и бытовые действия

Воспроизводит действия взрослых, ставит кирпичик на узкую грань (строит забор).

Как определить? Положите перед малышом предметы: куклу и расческу или куклу и носовой платочек. Скажите либо «Кукла не причесана», либо «У куклы грязный нос». Малыш причесывает куклу, вытирает ей нос.

Ребенок причесывает куклу и вытирает нос.

Движения: Перешагивает через препятствия приставным шагом.

Как определить? Положите на пол брусочки или палку. Покажите, как перешагнуть через них приставным шагом. Попросите малыша перешагнуть. 

Навыки: Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время кормления. Малыш в 1 год 6 месяцев съедает ¾ жидкой пищи (суп) из глубокой тарелки. При этом он держи черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Изобразительные умения: Действуя карандашом, пытается целенаправленно оставить след на бумаге.

Возраст 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев.

Развитие речи:

Контактирует не  только со взрослыми, но и со сверстниками, эмоционально отзывается на общение.

А) Понимание речи: Понимает несложные рассказ по сюжетным картинкам, отвечает на вопросы взрослого. Отыскивает на картинках изображения знакомых действий.

Как определить? Покажите малышу одну за другой картинки с изображением знакомых сюжетов (4-5 картинок, например: «Мальчик поит лошадку», «Дети умываются», «Мальчик кормит собаку», «Мама купает малыша», «Дети обедают»). По каждой картинке задайте вопросы ребенку: «Кто на картинке?», «Что делает?». Ребенок может ответить одним словом (не обязательно предложением).

Б) Активная речь: Пользуется предложениями из двух слов. Обозначает свои действия во время игры словами и двухсловными предложениями. Облегченные слова заменяет правильными.

Как определить? Понаблюдайте за ребенком во время игры и  в быту. Ребенок в 1 год 9 месяцев сопровождает свои действия двухсловным предложением (пример — «Кукла спать»).

Сенсорное развитие: Ориентируется в 3-4 контрастных величинах предметов (типа кубиков, колец пирамидки) с разницей в 3-4-см.

Как определить? Вам понадобятся кубы-вкладыши (4 см, 7 см, 10 см). Достаньте кубы один из другого и поставьте их на столе вразнобой. Предложите малышу их собрать. Малыш в 1 год 9 месяцев собирает вкладыши – кубы в соответствии с их величиной.

Игра и действия с предметами: Воспроизводит несложные сюжетные постройки типа «Ворота», «Самолетик», «Дом», «Скамейка».

Как определить? Покажите малышу, как строить (поставить два кирпичика вертикально, положить один кирпичик на них сверху горизонтально). Предложите построить ворота.

Движения: Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см (доска, скамейка) и приподнятой над полом на 15-20 см)

Как определить? Малыш в 1 год 9 месяцев должен пройти по доске данного размера без Вашей помощи (войти на доску и сойти с нее может при помощи взрослого).

Навыки: Частично раздевается с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Во время раздевания ребенок снимает ботинки (с развязанными шнурками), туфли (расстегнутые). Взрослый может немного помогать.

Изобразительные умения: Оставляет карандашом след на бумаге, не выходя за пределы листа.

Возраст 1 год 10 месяцев – 2 года.

Развитие речи:

А) Понимание речи: Понимает рассказ без показа, особенно бывший в опыте ребенка.

Как проверить: Расскажите малышу рассказ о хорошо знакомых ему событиях ( как на прогулке видели собачку или кошку, как кормили голубей и т.п.). Не используйте картинок или игрушек при рассказывании. После рассказа задайте вопросы по его содержанию (3-4 вопроса). Ребенок отвечает на них словом или коротким предложением, демонстрируя понимание содержания Вашего рассказа.

 Б) Активная речь: При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляет прилагательные и местоимения.

Как определить: Во время игр, прогулки, общения малыш обращается к взрослым с речью, говоря трехсловными предложениями (т.е. предложениями из трех слов).

Сенсорное развитие: Подбирает по образцу и по слову 3-4 контрастных цвета. Подбирает пары предметов по цвету (найди такого же цвета).

Как определить? Вырежете из цветного картона три пары носков или варежек (силуэты). Они должны быть трех цветов: красные, зеленые, синие. Разложите перед ребенком получившиеся картинки в следующей последовательности: красная, зеленая, синяя, красная, синяя, зеленая. Малыш подбирает к каждой варежке ( или к каждому носку) пару по цвету.

Игра и действия с предметами: В игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетных игр). Например, куклу сначала купает, затем вытирает полотенцем. Или мишке сначала моет лапки, потом завязывает нагрудник, потом кормит. Строит несложные постройки (стол, стул, кровать). Играет рядом со сверстниками (как другие дети кормит куклу, вставляет фигурки в отверстия и др.), проявляет интерес к играм сверстников.

Как определить: Положите перед малышом предметы и игрушки: куклу – голыша, кубик (вместо мыла), губку, полотенце, ванночку. Создайте игровую ситуацию, скажите «Кукла грязная, испачкалась». Ребенок сначала сажает куклу в ванночку, намыливает, трет губкой, моет, вытирает. Взрослый не подсказывает последовательность действий.

Движения: Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Как определить? Разложите на полу 4 брусочка на расстоянии 20 см друг от друга. Покажите, как перешагивать через них чередующимся шагом (не приставляя одну ногу к другой во время перешагивания). Попросите малыша пройти так же.

Навыки: Частично надевает на себя одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого.

Как определить? Понаблюдайте, может ли ребенок сам надеть шапку, ботинки, носки. Допустима небольшая помощь взрослого.

 Изобразительные умения: Рисует горизонтальные и вертикальные линии, подражая взрослому («дождик», «травка», «салют», «дорожка» и т.д.).

Приглашаем Вас также  почитать наиболее популярные статьи  о развитии детей раннего возраста:

Стихи для  новорожденных и самых маленьких: стихи для кормления, купания ,укладывания спать, одевания, пробуждения.

Рассказы для самых маленьких: 42 рассказа для малышей, как их читать, как учить малышей понимать рассказы без картинок.

16 развивающих игр-занятий  с матрешками для малышей.

Детская развивающая книжка своими руками.

Развитие мелкой моторики: правда и мифы, игры и упражнения.

Игры-потешки для самых маленьких

Источник: 

Использован материал портала Родная тропинка  http://rodnaya-tropinka.ru  



Предварительный просмотр:

«Развитие памяти и внимания у детей 5–6 лет»

Подготовила  старший воспитатель Ушакова В.Т.

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.

Давайте вместе попытаемся найти пути развития внимания и памяти ребенка. Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и концентрация внимания. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.

Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:

• Сравни картинки и найди отличия

• Найди пары предметов

• Найди лишний предмет в ряду

• Соотнеси предмет и тень

• Раскрась по цифрам

• Шахматы

Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.

• Повтори ритм

Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.

• Соблюдай правила

Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.

Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.

• Три задания

Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:

1. Подпрыгни два раза

2. Назови какой-нибудь цветок

3. Подойти к деревянному предмету

Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:

1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет

2. Назови дикое животное

3. Дотронься до предмета на букву К

Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.

• Разучи стихотворение

Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.

• Опиши игрушку

В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.

• Какой игрушки не хватает?

Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос: какой игрушки не хватает?

• Разрезные картинки

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

• Запомни слова и воспроизведи

Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.

• Продолжай

Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова

Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать?

Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог....

Как воспитать трудолюбивого ребенка

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли трудолюбивыми людьми. Для того, чтобы  подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет м...

Как воспитать трудолюбивого ребенка

Консультация для родителей по воспитанию трудолюбия у дошкольников...

Консультация для родителей "Как воспитать трудолюбивого ребенка"

Консультация для родителей "Как воспитать трудолюбивого ребенка"...

Консультация для родителей. "Как воспитать трудолюбивого ребенка"

Консультация для родителей. "Как воспитать трудолюбивого ребенка"...

"Как воспитать трудолюбивого ребенка" (сентябрь 2021 год)

laquo;Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни»...

«Как воспитать трудолюбивого ребёнка»

Дети – это будущие взрослые. И чтобы родителям подготовить своего ребенка к качественной взрослой жизни, им обязательно следует научить его трудолюбию. Это поможет малышу стать успешным в учебе ...