Консультация для родителей: Понятие вежливость.
консультация (подготовительная группа)

Глотова Наталья Владимировна

Советы и рекомендации родителям, как воспитать вежливого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

Понятие вежливости.

Нередко педагоги слышат от огорченных родителей жалобы на то, что их ребенок не умеет или не желает следовать элементарным правилам этикета: здороваться, прощаться, извиняться. Как помочь молодым мамам и папам воспитать малыша и на что следует обратить внимание самому педагогу?

Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой – стыд и вину за то, что их малыш не желает сказать: "Здравствуйте!" или "До свидания!". Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить. Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать.

Рекомендации родителям дошкольников.

Дети – это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных мам и пап, и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим уже на все не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы постоянно сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь, копируем воспитательную тактику последних.

Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей.

         Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: "Поздоровайся!", "Извинись!". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или у него на это свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан.

Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от слов приветствия.

  • Так, ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуются терпение и выдержка. Важно объяснить малышу, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком.
  • Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя и обсуждая кого-то вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения.

  • А может быть, ему просто не хочется здороваться в данный момент.

         Это стоит принять мамам и папам, разобраться с личными чувствами по поводу общественного мнения, не давить на маленького человечка, а позволить ему развиваться в своем темпе. Ребенку старше трех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Для дошкольника родители – самые главные люди в мире, и поэтому родительские слова становятся руководством к действию

Правила этикета для дошкольников.

Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета.

Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это бесполезно! Превращение каждого случая в повод для разбирательства только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода, спокойствия. Пытаясь преподать ускоренный курс, родители вызовут только раздражение и неповиновение малыша по другим не менее важным сторонам жизни.

Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственно соблюдение правил приличия и искренние отношения, то беспокоиться не о чем. У таких родителей не возникнет вопрос: "А как же научить ребенка здороваться?" Нужно помнить о том, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения.

Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Поэтому "дрессировка" хороших манер скорее навредит, чем поможет вырастить приветливого взрослого человека. Заставляя и принуждая детей желать доброго утра или доброго вечера, родители могут неосознанно мешать природному развитию эмоций у малышей. И как следствие, некоторые чувства можно приглушить навсегда. Если обучение своего ребенка основам вежливости родители мотивируют желанием хорошо выглядеть перед людьми, то есть риск, что тот научится прятать свои истинные чувства от окружающих, а затем и от близких ему людей. Родителям важно задуматься, что для них важнее: воспитать чуткого, отзывчивого человека или безукоризненно вежливого и отвечающего всегда и во всем социальным стандартам. Чуткие люди не могут быть невежливыми. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря: "Доброе утро!", он желает человеку добра.

Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова "Здравствуйте!", "Доброе утро!", "До свидания!" не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. "Доброе утро!" для них – это действительно, радость, улыбка и добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то маленькому мальчику или девочке очень трудно поверить, что утро действительно доброе.

         Итак, все обычные методы воспитания – от убеждения до наказания – оказываются негодными для развития способности чувствовать и любить людей. А значит, помогут вырастить лишь внешне кажущегося вежливым человека.

Способы воспитания вежливости.

  • Личный пример. Каждый день родители, взрослые в семье люди здороваются друг с другом легко и непринужденно, с радостью. Также здороваются с малышом, не требуя взамен его приветствия. В такой атмосфере ребенок узнает, что все друг с другом здороваются и это является нормой. Со временем он начинает делать то, что делают взрослые вокруг него, так как в этом возрасте малыши копируют старших до мелочей.

  • Самый простой способ научить малыша здороваться – это пример самих родителей. Показывайте образец поведения. Если хотите, чтобы ребенок здоровался с соседями, – здоровайтесь с ними первыми и громко. Ему останется только повторить за вами. Ведь часто он просто не успевает вспомнить, что нужно сказать. Кроме того, помните, что если вам нравится говорить: "Привет!", нельзя требовать от малыша здороваться по-другому.

  • Игра. Создайте игровую ситуацию, где все игрушки говорят различные слова приветствия друг другу. Если увлечь ребенка и поиграть с ним в такую игру несколько дней, то будет легко донести до него, что люди также используют слова приветствия.

  • Чтение. Подберите сказку или детскую историю, где герои приветствуют друг друга. После прочтения нужно подчеркнуть, как важно здороваться друг с другом. Непременно объясните ребенку, для чего это надо. Меньше всего ему понравится ответ: "Так принято, все так делают!" Расскажите, что через приветствие мы передаем людям любовь и хорошие пожелания. Или придумайте сами сказку "Что случится, если люди перестанут здороваться?". Ваше и детское творческое воображение заработает, и все получат удовольствие от такого общения. Попросите малыша стать соавтором сказки.

  • Предоставление права выбора. Дети очень любят, когда им разрешают принимать решения самостоятельно. Можно позволить ребенку не здороваться, но при этом надо обязательно объяснить, что чувствует человек, которому не сказали: "Здравствуйте!", ярко описать эмоции человека, обделенного приветствием. Спросите малыша, как он будет себя чувствовать, если его не заметят и не скажут хороших (волшебных) слов.

  • Похвала. Похвала для маленьких детей – замечательный стимул осваивать правила поведения. Мудро поступают те родители, которые закрепляют манеру поведения малыша восторженными словами. Дети очень хорошо улавливают позитивную реакцию мамы или папы и так приобретают жизненный опыт. Фразы "Мне понравилось, как ты поздоровался с…" или "Сразу видно, что ты уже большой и понимаешь, как важно людям желать добра!" помогут принять детям правила человеческой жизни.

 Следуя приведенным правилам и используя эти методические приемы, вы можете быть уверенными, что ваш ребенок вырастет воспитанным, доброжелательным и приветливым человеком.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Этикет -   порядок поведения.

Этикет - порядок поведения, в котором проявляются любовь и уважение к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Французское слово «этикет» появилось в России в 18 в. когда началось формирование российского этикета. Он создавался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения. За 200 с лишним лет этикет претерпел много изменений, но суть его осталась прежней - проявление к людям уважения.

Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим. В общественных местах, на работе, в семье, в общении с друзьями, знакомыми или незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни.

Что такое этикет.

Как в гостях себя вести?  Как цветы преподнести?  Как подарок подарить?  Как веселым в праздник быть? Как накрыть красивый стол?  Что есть с вилкой и ножом? Ложку как в руке держать? Что салфеткой накрывать?  Как родных благодарить?  Как игрушку попросить? Другу что сказать в ответ?  Знает это этикет. Он - порядок поведенья Он подскажет без затей,        как с хорошим настроеньем быть приятным для людей.

Ребенок дошкольного возраста с интересом познает мир человеческих отношений. Вносит в него детское миропонимание, в котором главным является любовь - к маме и папе, ко всем родным, к людям вообще, к домашним и диким животным, к растениям, к природе в целом. Обязанность взрослых людей - не убить эту любовь, укрепить, расширить ее границы, научить детей выражать ее.

Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно, доброжелательно строить отношения с взрослыми и детьми, расширяет его коммуникативные возможности, закладывает базу для успешной жизни. Также решает основные задачи развития речи дошкольника; воспитывает звуковую культуру   речи, формирует   грамматический   строй   речи, проводит словарную работу.

Этикет в создании счастливой семьи.

Прежде всего следует понять, какую семью можно считать счастливой. У каждого из нас свое понимание. Но есть один признак счастливой семьи, который является главным. В такой семье хорошо каждому члену - и ребенку, и маме, и папе, и бабушке. В ней живет любовь и взаимопонимание, взаимопомощь. В счастливой семье можно отдохнуть, набраться сил, спрятаться на какое - то время от жизненных невзгод, получить поддержку близких людей. Есть много условий существования такой семьи. Одно из них - соблюдение правил семейного этикета.

Прежде чем начинать обучение ребенка правилам этикета, взрослым желательно самим освоить их, поскольку ребенок, великий наблюдатель и подражатель. Он замечает любые мамины и папины проступки, все слышит и все понимает, перенимая от близких суждения и манеры поведения.

Чтобы нравиться людям, недостаточно заботиться только о внешности. Ниточки дружбы протягиваем мы людям, когда улыбаемся им, радостно их приветствуем, обращаемся к друзьям и знакомым по имени, говорим им добрые слова. Красивые манеры поведения, т. е. Умение красиво сидеть, стоять, ходить, вести себя улучшают впечатления окружающих людей о нас.

В детский коллектив легко входит тот, кто создает другим хорошее настроение, видит добро и радость в окружающем, позитивно эмоционален.

Любовь к людям проявляется в различных ситуациях, и, конечно, тогда, когда в наш дом приходят гости или, когда мы идем в гости к кому-то.

Рассмотрим Ситуации - ребенок во взрослой компании; ребенок принимает в доме своих друзей; ребенок идет в гости.

В любой из этих ситуаций есть место выражению любви - к родным и близким людям, к друзьям и товарищам, к тем, кого давно знаешь или с которыми только познакомился.

Какие правила должен соблюдать ребенок, находящийся в компании.

Наши дети любят бывать с родителями в гостях. Но во взрослые компании их приводить не рекомендуется, можно прийти с ребенком в дом, в котором есть другие дети и отдельная комната для них, или на праздник, на который приходят семьями. Нежелательно, чтобы он вмешивался в разговоры взрослых людей, надоедал вопросами, слишком привлекал к себе внимание.

И где же здесь любовь - спросите вы. Она проявляется по отношению к родителям. Помочь принять друзей; не мешать их отдыху. Попросите его в этот вечер поиграть самостоятельно, угостите ребенка чем-то вкусным.

Надо   ли   сажать   ребенка   за   стол   вместе   с взрослыми.

В каждой семье свои традиции. Но за столом, за которым собрались взрослые люди, присутствие малыша нежелательно.

Попросите его не засиживаться с взрослыми или накройте ему отдельный столик. На торжество, в котором участвуют все члены семьи, дети садятся за стол вместе с взрослыми как равноправные участники застолья.

Как лучше организовать детский праздник. Как лучше провести детский чайный стол.

Безусловно, родители прекрасно знают, как устраивать праздники для своих детей. Однако хотелось бы остановиться на том, чему и как мы обучаем дошкольника, когда он принимает в доме своих сверстников.

Учить правилам гостевого этикета желательно с детских лет. Приглашайте в дом друзей сына или дочери. Создавайте ситуации, в которых ребенок сам принимает гостей - своих любимых друзей. С дошкольником 4-5 лет вы делаете все вместе, 6 ребенку вы помогаете выполнять обязанности хозяина праздника.

Правила гостевого этикета, которые желательно знать ребенку, принимающему у себя в доме гостей:

  1. тот, к кому пришли гости, должен встречать и провожать их. Угощать и развлекать, следить за порядком, создавать праздничное настроение;
  2. расставаясь с гостями, нужно поблагодарить их за чудесно проведенное время;
  3. после праздника, когда гости разошлись, всей семьей дружно и быстро навести порядок в доме.

Как провести детский чайный стол.

Каждый ребенок рад встретиться с друзьями в своем доме за праздничным столом. Он гордится мамой и папой, которые собрали у себя детей, приготовили сладкое угощение, игры сувениры. Совсем необязательно ждать дня рождения. Можно придумать любой повод. Обсудите с ребенком вопросы подготовки праздника: кого пригласить, чем угощать, игры, сувениры.

Ребенка    необходимо   обучить   сервировке   чайного стола.

Чистая яркая скатерть создаст веселое настроение. Затем расставим чашки с блюдцами. Чайная ложечка на блюдце, под ручкой чашки, повернутой ручкой вправо. Объясните малышу, обычно мы держим чашку в правой руке, а левой придерживаем блюдце. Слева от чашки ставится десертная тарелка. Дети сразу понимают, что на нее мы кладем сладости. Угощения выставляются до прихода гостей. К торту лопаточка, к варенью ложка с длинной ручкой для раскладывания его в розетки. Не бойтесь перегружать стол предметами сервировки, считая, что для детей лучше накрывать стол с простой сервировкой. Это неправильно. Мы учим их красиво и правильно вести себя за столом. И делаем это постоянно. Таким образом, мы ненавязчиво доносим до детей многие правила застолья. Не все из них запомнятся и будут выполнены. Но основы культурного поведения за столом уже заложены, а это немаловажно.

Приглашая к столу, ваш ребенок сам определит место каждого гостя мальчики и девочки сидят вперемежку, и мальчики ухаживают за девочками. Да, они будут стесняться. Взрослым в этой ситуации нужно вести себя корректно. Во - первых, не заставлять. При подходящем случае хвалить и поощрять. В дошкольном возрасте такая оценка приятна и способствует желанию быть еще лучше.

Дети не могут, как взрослые, часами наслаждаться застольем. Им надо двигаться. Предложите игры и конкурсы. Когда праздник закончится, и гости разойдутся, убирайте со стола вместе с ребенком.

Соблюдение правил столового этикета не является лишним. Человечество выработало их для того, чтобы в процессе еды мы не только просто поглощали пищу, но и общались, поддерживали дружеские отношения с людьми, устанавливали контакты.

Если вашего ребенка пригласили в гости.

Чтобы ребенок чувствовал себя в гостях спокойно и уверенно, надо научить его соответствующим правилам хорошего тона. Следует продумать наряд для гостевого визита, приготовить подарок и небольшое выступление для детского концерта. Учите ребенка выбирать цветы букет или один цветок.

Самодельный подарок - рисунок, поделка, вышивка - хранит тепло рук ребенка, является доказательством того, что ребенок растет, познает мир, развивает свои умения, поэтому такой подарок дорог близким людям. Но дарят его только при полной уверенности, что он понравиться. Отправляя ребенка на день рождения, добавьте к его самодельному подарку покупной - игрушку, книгу, конструктор. Обязательно надо учитывать интересы, вкус и потребности того, кому предназначается подарок. Учите ребенка выбирать подарки друзьям. Посетите вместе с ним магазин, обсудите, что подойдет его другу, обязательно прислушайтесь к мнению ребенка.

Взрослым людям желательно помнить, когда они приходят в дом, в котором есть ребенок дошкольного возраста, желательно радовать его недорогими гостинцами.

Очень важно правильно выбрать подарок, но не менее важно красиво его преподнести. Подарок дарится не в прихожей, а в гостевой комнате, он должен быть красиво упакован. По русской традиции его нужно держать в правой руке или в обеих руках. Дарят подарок с улыбкой и добрыми пожеланиями, например, поздравляю тебя, желаю тебе счастья. Когда вам ребенок что — то дарит, хвалите его и за подарок, и за то, как он это сделал.

Как принять подарок.

Получив   подарок, следует   развернуть   упаковку, рассмотреть подарок и поблагодарить за него. Подскажите ребенку подходящие для этого случая слова: спасибо, какая интересная книга, замечательная игрушка. Если он не выразит благодарность, скажите за него сами.

Надо ли брать с собой в гости сменную обувь.

Обувь всегда дополняет костюм. Если ребенок взял с собой в качестве сменной обуви домашние тапочки — это, безусловно, испортит его праздничный вид. В соответствии с правилами этикета гостям никогда не предлагают тапочки. Гости должны приносить с собой нарядные туфли.

Правила гостевого этикета, которые желательно знать ребенку, идущему в гости:

без приглашения не приходят в гости;

получив приглашение, надо приготовить подарок, нарядный костюм и обувь, продумать, с каким номером можно выступить на празднике;

в гостях нельзя делать то, что может испортить праздник;

перед уходом гость благодарит хозяев дома за прекрасно организованный и проведенный праздник.

С 5 - 6 лет желательно начать осознанное обучение дошкольника правилам столового этикета. Задача родителей - соблюдать требования к поведению ребенка за столом, чтобы закрепить в детстве правила, которые нужны человеку на протяжении всей его жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Секреты вежливого воспитания ребёнка"

Родители всегда являются примером для своих детей.Если ребёнок постоянно слышит в свой адрес вежливые слова, то они обязательно появятся в его речи....

Консультация для родителей "О вежливости у детей" (из опыта работы)

Памяткидля родителей: "Как научить ребенка не перебывать взрослых" , "Как помочь ребенку быть вежливым"....

Консультация для родителей "Понятие своевременности начала обучения речи"

Консультация для родителей "Понятие  своевременности начала обучения речи"  является информационным материалом о развитии речетворчества дошкольников....

Консультация для родителей "Понятие о конфликте"

родителям подготовительной группы...

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста»

Консультация для родителей «Понятие театрализованной игры, ее значение в развитии коммуникативных навыков у детей старшего возраста» ...

Консультация для родителей. Понятие «Величина»

Материал  для  родителей по математике.                              ...