Комплекс упражнений для сонорных звуков Р РЬ
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для сонорных звуков Р РЬ.
1. Выработка воздушной струи.
Кто дальше загонит мяч?
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Фокус.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Выработка подъема языка вверх, растяжение подъязычной связки. Выработка фрикативного Р (проторного).
1.Чьи зубы чище?
Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
2.Маляр.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и “погладить” кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед – назад.
Методические указания:
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
3. Лошадка. (пощелкать кончиком языка).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания:
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение “Приклей конфетку”, а потом вернуть к этому упражнению.
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
4.Беззвучно пощелкивать кончиком языка.
Цель: Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука Р.
Описание: Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
5.Грибок.
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).
Методические указания:
1. Следить, чтобы губы были e положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
6.Гармошка.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания:
1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от 3 до 10.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
3. Выработка вибрации кончика языка.
1.Индюк.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее.
Методические указания.
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
2.Барабанщики.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук Д: Д-Д-Д. Сначала звук произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Методические указания.
1.Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2.Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара - не был хлюпающим.
3.Кончик языка не должен подворачиваться.
4.Звук Д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого можно поднести ко рту полоску бумаги, при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
3.Вкусное варенье.
Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш, ж, ч, щ, р, л.
Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не “подсаживала” язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язычок”. Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
4. Шмель ( р – проторный )
Цель: Вырабатывать артикуляционный уклад как при произнесении звука Р.
Описание: Приоткрыть рот как при произнесении звука Р, передний край языка поднять к альвеолам и длительно произносить звук З. Посередине языка должна идти сильная воздушная струя, которую можно ощутить тыльной стороной руки.
Методические указания:
1. Следить, чтобы язык всегда находился на одном и том же месте.
2. Такой звук можно закреплять в словах, фразах и вводить в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончика языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация артикуляционных упражнений для сонорных звуков в игровой форме
Для автоматизации звуков подобраны артикуляционные упражнения сопровождающиеся картинками и стихотворным текстом...
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Здесь описаны цели и методические указания к кождому упражнению....
Комплекс упражнений для сонорных звуков.
Упражнения для сонорного звука "Р"...
Картотека артикуляторных упражнений для сонорных звуков
Артикуляторна гимнастика для сонорных звуков...
Комплекс упражнений для сонорных звуков Л ЛЬ
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к...
Комплекс упражнений для сонорных звуков
артикуляционная гимнастика для сонорных звуков ...
Статья: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков.
Статья: Артикуляционные упражнения для сонорных звуков....