Почему ребенок говорит неправильно?
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_rebenok_govorit_nepravilno.pptx | 615.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Человеческая речь состоит из слов, а слова из различных согласных и гласных звуков. Звуки воспроизводятся при помощи голосовых связок и особенного положения языка. Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения строго упорядочены и при произнесении звука язык занимает определенное место. При формировании звукопроизношения ребенок ведет поиск правильных положений языка. Даже при небольшом отклонении языка в сторону звук получается неправильным.
П ричины речевых нарушений Внешние (причины социального характера ): Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение . Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье . Неправильная речь окружающих ребёнка людей.
Внутренние (органические причины ): Снижение биологического слуха . Нарушение слуховой дифференциации звуков речи . Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата . Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ .
«Факторы риска» Вследствие чего это происходит? Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка. Воздействие различных неблагоприятных факторов на ЦНС ребёнка и на его организм в целом.
Внешние (причины социального характера): Недостаточное речевое общение, отсутствие эмоционально положительного окружения, сверхшумное окружение. Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слушать звуки (магнитофон, телевизор), необходимо прямое общение с взрослым . Задерживают речевое развитие, а иногда и приводят к заиканию психологические травмы, разлука с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье.
Неправильная речь окружающих ребёнка людей. Неправильная речь окружающих ребёнка взрослых людей, равно как и невнимание к его речи – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребёнок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки , то он и следует этому образцу, формирует для себя эталон. Отрицательную роль в этом плане играет и «двуязычие» в семье, когда в период становления звукопроизношения ребёнок постоянно слышит по разному артикулируемые звуки.
Внутренние (органические причины): Снижение биологического слуха. При снижении слуха (тугоухости) речь ребёнка развивается с отклонениями от нормы, в том числе и в отношении звукопроизношения. Поэтому, при малейшем подозрении на снижение слуха у ребёнка немедленно нужно обратиться за помощью к специалистам. Потому что от своевременности оказания помощи зависит дальнейшее состояние слуховой функции и речи ребёнка, а значит и вся его школьная судьба.
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи. Помимо снижения биологического слуха на формирование звукопроизношения отрицательно сказывается и нарушение слуховой дифференциации звуков речи, т.е. неспособность различать их на слух. В этом случае дети слышат хорошо, но некоторые похожие по звучанию звуки (например, С и Ц, Ч и Щ и др.) кажутся им одинаковыми и поэтому не различают на слух. Почему это мешает овладению правильным произношением звука? Дело в том, что если звуки С и Ц кажутся ребёнку одинаковыми, то он не чувствует надобности в овладении более сложной артикуляцией звука Ц, потому что произношение « сапля » вместо «цапля » его устраивает. Значит, основной причиной звуковых замен здесь являются затруднения в слуховой дифференциации звуков.
Нарушения анатомического строения органов артикуляторного аппарата. Частой причиной неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребёнка , не позволяющие ему воспроизвести правильную артикуляцию некоторых звуков. Дефекты, часто встречающиеся у детей: * дефект в строении челюстей - это неправильный прикус, т.е. неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу; * аномалии зубов: - редкое расположение зубов; - расположение зубов вне челюстной дуги; - слишком мелкие или деформированные зубы; - наличие диастемы (щели между верхними резцами). * аномалии в строении языка: - слишком большой или маленький язык; - короткая подъязычная уздечка, не позволяющая ему подниматься вверх. * аномалии в строении мягкого и твёрдого нёба: - расщелины мягкого и твёрдого нёба; - слишком высокое или низкое твёрдое нёбо. * аномалии в строении губ: - расщелина верхней губы; - недоразвитие губ.
Недостаточная подвижность артикуляторных органов прежде всего языка и губ. В момент произнесения звука происходит сближение или смыкание языка, губ, мягкого нёба с неподвижными частями артикуляционного аппарата: зубами, альвеолами, твёрдым нёбом. Недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата не даёт возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков.
Факторы 1. Слабость нейродинамических процессов возбуждения и торможения в результате соматической (физической) ослабленности ребёнка. Соматическая ослабленность может быть вызвана: - частыми заболеваниями; - недостаточным питанием; - недостаточным сном (10-11 ч) в период образования новых речевых укладов, новых звуков речи . Неблагоприятные факторы, действовавшие во время внутриутробного развития: - заболевания матери во время беременности инфекциями (краснуха, цитомегалия , таксоплазмоз , грипп и др.); - интоксикации; - токсикозы, особенно в первые 4 месяца беременности; - приём лекарственных препаратов; - алкоголизм, курение; - несовместимость по резус-фактору крови матери и ребёнка; - сердечно-сосудистая патология матери - почечная недостаточность - гормональные заболевания матери (сахарный диабет) - физическое давление на плод (из-за строения матки) - психологическая травма - влияние высоких температур (горячий цех, профессия повара, пребывание во время беременности в непривычно жарком климате).
Ведущее место среди факторов, влияющих на речевое развитие, занимают родовые травмы и асфиксии (кислородное голодание плода в момент родов). Это возникает вследствие того, что: - у женщины узкий таз - затяжные или стремительные рода - преждевременное отхождение вод - обвитие пуповиной - неправильное предлежание плода - акушерские манипуляции, которые могут повредить нервную систему плода и др. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны головного мозга, что влечёт за собой различные нарушения речи (от нарушения звукопроизношения до отсутствия речи).
Неблагоприятные факторы, действующие в первые годы жизни ребёнка: - недостаточность эмоционально положительного общения с взрослым; - нарушение взаимосвязи матери с ребёнком; - черепно-мозговые травмы, опухоли; - нарушение мозгового кровообращения. Наследственные факторы (изменение генетической информации). Они являются предрасполагающими условиями и проявляются под влиянием каких-либо неблагоприятных воздействий. Они выступают в сочетании с социальными и внутренними факторами (органическими): - особенности нервной системы - интеллектуальная недостаточность - нарушение обмена веществ и т.д. Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание ребёнка первых лет жизни обычно сопровождается нарушением речевого развития.
Важно понимать то, что раннее выявление проблемы и совместная помощь логопеда, родителей и медицинских специалистов позволяют устранить или значительно уменьшить речевые нарушения особенно в период дошкольного детства, когда компенсаторные возможности ребёнка уникальны.
Спасибо за внимание!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Почему ребенок говорит неправильно?"
Консультация для воспитателей...
Статья на тему:"Почему ребенок говорит неправду?"
В данной статье содержится информация, которая затрагивает такую проблему, как детская ложь или почему ребенок говорит неправду? Здесь Вы можете ознакомиться с причинами детской лжи, а также получить ...
«Почему ребенок говорит неправду»
Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...
«Почему ребенок говорит неправду»
Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...
«Почему ребенок говорит неправду»
Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...
«Почему ребенок говорит неправду»
Одна из главных причин лжи маленького человека — его недоверие к взрослым.Ребёнок лжёт, потому что боится — вдруг мы его накажем за какой-либо часто случайный, нечаянный, но, очевидно, запрещённый нам...
"Почему ребенок говорит неправду?"
Консультация для родителей о причинах, побуждающих ребенка говорить неправду....
- Мне нравится (2)