Консультация для родителей «Игры, которые можно провести с детьми в дороге и дома»
консультация (средняя группа)
В этой статье я хочу вам рассказать о простых играх, которые помогут вам скрасить ваше общение с вашими любимыми детьми или внуками. Не секрет, что дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому, мы должны иметь в запасе несколько игр, которые помогут скоротать время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Игры, которые можно провести с детьми в дороге и дома»
Подготовила: воспитатель Карапетян З.С.
Дата проведения 11.02.2015 г.
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! В этой статье я хочу вам рассказать о простых играх, которые помогут вам скрасить ваше общение с вашими любимыми детьми или внуками. Не секрет, что дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому, мы должны иметь в запасе несколько игр, которые помогут скоротать время
Давайте вспомним наше детство, Что происходит сразу? Конечно, тёплые мамины руки, и любимый плюшевый мишка (кукла, зайчик и т. д. - у каждого своё). Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Но, кроме личной ценности для каждого из нас, игрушка обладает общечеловеческой ценностью, так как представляет собой творение не менее грандиозное, чем компьютер. Кроме того, нет в мире учителя и воспитателя более грамотного и весёлого одновременно. Поэтому относиться к выбору игрушек, по крайней мере, взрослым нужно очень серьёзно. Итак, начнём с самых маленьких. В первые дни и месяцы своей жизни возможность познания ребёнком окружающего мира ограничена. Весь мир для малыша заключается в маме её улыбке. И через общение с ней ребёнок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. Они должны быть яркими и находиться в поле зрения ребёнка, так как игрушка должна привлекать внимание ребёнка. Чуть позже, с развитием хватания, малыш должен иметь возможность действовать с предметом: стучать им, кидать его. Хорошо если игрушка будет звучащей. В 6-9 месяцев можно добавить так называемые игрушки - вкладыши, которые позволяют ребёнку развиваться интеллектуально. Постепенно в предметный мир малыша можно вводить животных и пупсов из резины. У них должны быть крупные составные части и хорошо прорисованные детали лица. В 9-12 месяцев можно порадовать ребёнка заводными игрушками-забавами: клюющими курочками, барабанящими зайцами. В 10-12 месяцев ребёнку нужны пирамидки из 3-5 колец и кубики. Многих родителей настораживает то, что в этот период ребёнок буквально всё тянет в рот. Не пугайтесь: во-первых, у малыша просто режутся зубки, а во-вторых, рот является для ребёнка таким же средством познания, как руки, и глаза, вам необходимо помнить лишь о гигиене игрушек.
В возрасте от 1-го года до 3-х лет малыш становиться более самостоятельным, у него появляется возможность самостоятельно передвигаться. Но радость малышу - проблемы родителю! Чтобы ваши любимые вазы, сервизы и книги и дальше продолжали служить вам, уберите их с глаз ребёнка, не провоцируйте его на «подвиги». В этот период уже можно купить ребёнку меховую игрушку, с которой он будет замечательно засыпать. А большая коробка и ваша помощь помогут малышу запомнить, что игрушки надо убирать.
К 3-м годам малыш начинает усваивать функциональное назначение предметов. А где, как не в игре, он может наиболее чутко усвоить, что на стуле сидят, а едят с тарелки? Поэтому необходимо расширять набор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна по размеру приближаться к детской, но быть более лёгкой. Ребёнок стремиться жить взрослой жизнью, так помогите ему. Игрушечное отображение реальной жизни позволит ребёнку легко освоиться далее в коллективе сверстников и полноценно развиваться как эмоционально, так и интеллектуально. К 3-м годам игрушки, живущие у ребёнка, должны увеличиваться в размерах: большая кукла, большая машина, большой игрушечный зверь. В набор игрушек необходимо включать и всевозможные пирамидки, конструкторы. Эти игрушки сами подсказывают ребёнку, как с ними действовать. Например, пирамидка с конусообразным стержнем не позволит ребёнку хаотично нанизать колечки, он должен будет понять принцип сбора пирамидки. Или всем нам известные матрёшки. Если хотя бы одну из них ребёнок поместит не правильно - матрёшки не будут неразлучными сёстрами. Также в этот период нужно вводить в жизнь ребёнка различные настольно-печатные игры.
К 4-5-ти годам живейший интерес у ребёнка начинают вызывать всевозможные наборы семей, солдатиков, зверушек. Ребёнок начинает придумывать с ними различные варианты игр. Вообще, в этом возрасте ребёнку начинают быть доступными все виды игрушек: и кукла, и строительный материал, и головоломки, и атрибуты профессиональной деятельности, и различные технические игрушки. Игровые предпочтения начинают делиться по половому признаку: мальчики выбирают машинки и оружие, а девочки кукол и всё, что с ними связано. Но и у тех, и у других продолжает развиваться интерес к различным видам мозаики и лото. К 6-ти годам у ребёнка просыпается интерес к моделированию, конструированию, т. е. к тем играм, которые позволяют ему что-нибудь смастерить своими руками.
Все вышеперечисленные игрушки можно отнести к так называемым «готовым формам», т. е. эти игрушки изготовлены фабричным способом и в них уже заложено функциональное назначение. Но существует ещё одна, не менее важная группа - предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее - мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д.
Введение этих предметов целесообразно с 2-3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации (это замечательное «как будто»!). Вы скажите: «Всё это хорошо, но каждая из перечисленных игрушек стоит денег и не каждая семья может их позволить!» Да, это, несомненно, так. Но важно запомнить правило: Игрушки надо выбирать, а не собирать! Естественно, вы не сможете не купить своему ребёнку какие-то игрушки. Но при желании все игрушки можно сделать своими руками и выглядеть для ребёнка они будут не менее красивыми и ценными, чем купленные в магазине. Включайте свою фантазию - и у вас всё получится. Во-первых, папа из обрезков дерева может изготовить великолепную кукольную мебель, смастерить машинку, во-вторых, мама может пошить из остатков пряжи или ткани великолепную куклу и одежду для неё, в-третьих, лото и головоломки можно вырезать самим из газет и журналов. С одной стороны, это экономия бюджета, а с другой - хорошая возможность сплочения семьи. Хотелось бы остановиться ещё на одном моменте - выборе игрушек.
Если вы хотите купить своему ребёнку новую игрушку, руководствуйтесь 4-мя правилами . Игрушка должна быть:
Безопасной (просмотрите качество изготовления, материал из которого она сделана)
Эстетичной на вид
Соответствовать возрасту
Многофункциональной (чем больше действий ребёнок сможет выполнить с игрушкой, тем лучше; естественно это не касается погремушек для малышей)
В заключении необходимо напомнить вам, дорогие родители, что никакая, даже самая лучшая игрушка, не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой!
«Тише едешь»
Эта игра так называется не потому, что машина, в которой вы едете, движется медленнее остальных, просто я предлагаю вам совместно с ребёнком считать, например, обгоняющие вас машины, идущие вам навстречу, машины определённого цвета или марки и не забывайте, что водитель в игре не принимает участие.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
В сшитый своими руками мешочек положите различные мелкие предметы, игрушки. Предложите ребёнку на ощупь узнать и назвать предмет. Игра развивает мелкую моторику рук, воображение и способствует развитию обследовательских действий.
«ЧТО ПРОПАЛО? »
Поставьте перед ребёнком несколько игрушек. Количество зависит от возраста ребёнка. Чем старше, тем игрушек может быть больше. Начинать предлагаю с 3-4 штук. Предложите ребёнку рассмотреть игрушки, затем закрыть глаза. Взрослый убирает одну или две игрушки, открыв глаза, ваш малыш должен озвучить пропажу. Так же, можно не только убирать игрушки, но и добавлять, плавно переходя в другую игру под названием «ЧТО ПОЯВИЛОСЬ? »
«КТО БЫСТРЕЙ»
Приготовьте крупные бусины, пуговицы или любые мелкие предметы. По команде игроки в течение определённого времени должны откладывать по одному предмету из общей кучки в свою кучку. Побеждает игрок с наибольшим результатом. Усложнением в данной игре будет смена правой руки на левую руку.
Совместные игры с детьми доставят вам много приятных минут и подарят хорошее настроение, заряд бодрости на целый день. Ваши малыши, будут вам благодарны за умение с ними играть в различных ситуациях, в дороге вы не будите скучать.
Возраст 6-7 лет для ребенка называется предшкольным. В этот период он должен получить определенную подготовку к школе, а, следовательно, первостепенное значение получает эффективная методика развития речи дошкольников. Тренировать речевые навыки необязательно с профессиональным логопедом или педагогом, подобрать соответственные игры для развития речи дошкольников вполне можно самостоятельно, проводя регулярные занятия.
Конечно же, если родители обращаются за квалифицированной помощью, их ребенок получает колоссальное развитие своих речевых навыков и прекрасную подготовку к будущей учебе в школе. Это решение всегда приветствуется специалистами в области педагогики. Фонетическое развитие речи – важная задача для ребенка дошкольного возраста. Методика развития речи дошкольников в плане фонетики продолжает обучать ребенка правильному произношению звуков, а также направлена на усовершенствование речевого слуха и тренировка грамотной четкой дикции. В 6-7 лет ребенок уже знаком с такими понятиями, как «слово», «звук», «словосочетание». Разнообразные игры для развития речи дошкольников позволяют не только совершенствовать фонетический аспект речи ребенка, но и обогащать его словарный запас, расширять кругозор. Специалистами-логопедами разрабатываются загадки, стишки, потешки, скороговорки, песни. Данный материал можно найти в специальной литературе, методических пособиях, брошюрах. Дети учатся не только проговаривать слово, но и понимать его смысл, противопоставлять ему другое слово, сравнивать с иной лексемой. Ребенок учится выразительности речи, а не только фонетической грамотности.
Дело в том, что многие родители сами делают ошибки ударения в словах, поэтому не могут дать ребенку полноценные знания. |
Готовность ребенка к школе определяется всеми факторами его развития. Это и эмоционально – волевая сфера, и интерес к новому, и навыки общения, и владение устной речью. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная речь ребенка – показатель его умственного развития.
Труд педагога нелегок, но нелегок труд и того, кого он учит. Поэтому одной из главных задач воспитателя во время подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности.
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия во время предшкольной подготовки.
Для детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом. Слежу не только за пополнением языка будущих учеников, но и уточняю смысл слов, которыми они постоянно пользуются.
В. А. Сухомлинский говорил, что педагог должен научить ребенка «наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом». Наблюдать, видеть, думать на каждом занятии! В процессе наблюдений дети сами думают, открывают что-то новое. А главное - выражают свои мысли словом. Для этого на занятиях по развитию речи использую:
1. Составление рассказа по картинкам:
а) составление рассказа описательного характера по предметным картинкам
Предлагаю вниманию ребят картинку. Дети должны описать внешний вид предмета. Задаю вопросы общего характера. Дошкольники отвечают на вопросы, дополняют друг друга. Затем обобщаю ответы детей.
б) составление рассказа по картинке
Если ребенок затрудняется, задаю вопросы.
в) составление рассказа по серии картинок «Что сначала, что потом?»
Даю ребенку 3-4 картинки. Он раскладывает их в логическом порядке, составляет рассказ, а потом выступает. Как правило, многие дошкольники хотят выступить, что-то изменить, дополнить.
2. Беседы.
С целью расширения словарного запаса детей провожу беседы на различные темы.
3. Игры.
Важную роль в формировании грамматического строя речи и обогащении словаря играют дидактические игры («Что где растет», «Дополните предложение», «Веселые рифмы», «Чудесный мешочек», «Найди отличия»). Игры помогают по названию прилагательных угадывать предмет, правильно подбирать слова при построении фразы. При составлении предложений детьми обращаю внимание на употребление слов в нужных падежах.
4. Произведения русского народного творчества.
Прекрасные образцы русской речи дает фольклор – пословицы и поговорки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицы использую в любых ситуациях.
Для будущих учеников подбираю потешки, но с более сложным смыслом. Перед детьми ставлю задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим обыграть.
Учу детей отгадывать загадки. Это полезное упражнение для детского ума.
Много времени уделяю русским народным сказкам, которые не читаю, а рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам.
Предлагаю ребятам нарисовать рисунки по мотивам сказки, которые затем обязательно показываю родителям. В настоящее время школа предъявляет высокие требования к речевому развитию детей, приходящих в первый класс, особенно к развитию у детей связной речи, умению связно строить свои высказывания, как в устной, так и в письменной речи. Из практики школ мы видим, что дети порой не умеют общаться друг с другом, не могут быстро и чётко отвечать, что указывает на недостаточную подготовку детей в ДОУ по развитию у них связной речи, коммуникативных качеств.
Подготовка детей к школьному обучению является одной из важных задач детского сада. В последнее время педагоги с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Происходит это по причинам излишнего времяпровождения ребенка перед телевизором, его увлечения компьютерными играми, в результате чего ребенок остается один на один с «игрушкой», лишен живого общения как с взрослыми, так и со сверстниками, у него нет необходимости общаться. А, как известно, общительность, коммуникативность – необходимая составляющая человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование способности общаться с другими, умения связно строить свои высказывания – важное условие психического развития ребенка, то есть формирования его личностных качеств.
Сказанное выше, позволяет сделать вывод, что развитие связной речи в процессе общения со сверстниками является актуальной задачей на современном этапе.
Педагоги нашего детского сада и я в том числе, придерживаемся мнения ведущих специалистов, что этап развития речевого общения охватывает период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. За этот срок ребенок проходит громадный путь от овладения словом и применения его для речевого общения. Однако в дошкольном возрасте ребенок сам не в состоянии различить «фальшивое» звучание родной речи, а значит, понять в чем состоит ошибка, и почему так говорить можно, это правильно, а так нельзя, это неправильно.
Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.
Правильная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка.
Именно поэтому речевые правила для воспитателей детского сада полезно распространить на родителей и ближайшее окружение ребенка.
Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че» и «низя», то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет. Особенно это ощутимо, если ребенок подолгу отсутствует в детском саду, например, в летний период.
Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.
Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.
Ребенок-дошкольник большую часть времени проводит в детском саду: общается с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи.
Поскольку ребенок воспринимает речь взрослого как образец, воспитатель должен говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.
Еще в старину были придуманы скороговорки – род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения.
Позанимайтесь с ребенком скороговорками, умерьте торопливость его речи. Ему наверняка понравятся эти забавные и короткие стишки.
Вез корабль карамель, Говорит попугай попугаю: | Купили каракатице Бублик, баранку,
|
Скороговорки для развития речи
Гимнастика для язычка
- Язычок гулять собрался
(открываем рот и показываем язык):
Он умылся
(проводим быстро язычком по губам),
Причесался
(несколько раз проводим язычком между верхними
нижними зубами, высовывая его),
На прохожих оглянулся
(круговые движения язычком по губам),
Вправо, влево повернулся
(язычок высовываем вправо и влево),
Вниз упал
(язычок высовываем вниз),
наверх полез
(высовываем наверх),
Ам, и в ротике исчез
(прячем язычок в ротик).
- Мишка в домике живет (широко открыть ротик),
Очень любит мишка мед (облизать губы),
Щеки полные набьет (надуть щеки),
И жует, жует, жует (изображать жевание).
А как мед поест Мишутка,
Чистит щеточкой он зубки (язычком провести по верхним,
а затем нижним зубам — вверх-вниз, вправо-влево).
Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения
Определяется уровнем его речевого развития: именно при помощи речи ему предстоит усваивать (и усвоить) всю систему знаний. Если устной речью шести-семилетний малыш овладел до школы, то письменной - ему еще только предстоит овладеть.
Простая закономерность: чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему овладеть чтением и письмом.
К сожалению, в силу разных причин, в первый класс с каждым годом приходит все больше детей, имеющих дефекты в произношении звуков, скудный запас слов, детей, которые не могут построить несложное повествовательное предложение.
Проверка речевой готовности к обучению в школе.
Правильность произношения.
До начала обучения грамоте ребенок должен научиться правильно и четко произносить все звуки. Недопустимо наличие в его речи полных звуковых замен (СОЛНЫСКО вместо СОЛНЫШКО, ПАЛТА вместо ПАРТА). Такого рода дефекты в произношении звуков обычно отражаются на письме.
Наличие фонематического слуха.
Для его оценки предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове - столько и кружков. Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками, слово "мама" - четырьмя.
Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.
Покажите ему картинки, на которых нарисованы животные (например, лев, волк, корова) и записаны схемы их названий в виде кружочков (по количеству звуков в слове). Задача ребенка заключается в том, чтобы определить, какие кружочки подходят к какому слову.
Умение различать звуки.
Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова предполагает умение определить каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, во время письма он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв (и делать ошибки).
Например, если малыш не различает на слух звуки Б и П, он не будет знать, какая первая буква (Б или П) должна быть написана в слове БАЛКА или в слове ПАЛКА.
Исследование слуховой дифференциации звуков проводится по специально подобранным картинкам (названия предметов, изображенных на них, различаются только одним проверяемым звуком).
Состояние словарного запаса.
У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов).
В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.
Для его исследования применяется ряд специальных приемов, позволяющих выяснить наличие или отсутствие в "словаре" ребенка определенных слов (см. ниже).
Сформированность грамматических систем.
Это, по сути, выяснение вопроса, овладел ли ребенок существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Грамматической системой словоизменения ребенок с нормально развивающейся речью обычно овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.
Эти сроки довольно условны. Иногда даже семилетний малыш говорит: "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д. (Если родители сами говорят правильно, такого практически не бывает).
Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.
Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли. А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.
Владение связной речью.
Под связной речью принято понимать такие развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли.
Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке), поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.
Рассказы принято подразделять на фактические и творческие.
Первые, как показывает название, передают реальные события (факты) - на основе их непосредственного восприятия, или по памяти.
Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему могут дополняться какими-то деталями, не существовавшими в реальной ситуации.
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описательный рассказ - описание реальных или изображенных на картинке вещей, растений, животных. Здесь нет действующих лиц, нет никаких событий, а просто описываются характерные для данного предмета признаки. Например: "Щенок черный, лохматый; у него маленькие ушки и короткий хвост..."
В сюжетном рассказе есть завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации), и завершение "происшествия", или развязка; события здесь должны передаваться во временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.
Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью:
-пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю;
-расскажет, как прошел сегодняшний день;
-сочинит небольшую сказку или рассказ;
-опишет картину с изображением природы;
-опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря;
-охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца;
-расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.
Задания для проверки состояния "словаря"
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам.
Например, ребенок должен назвать все
известные ему виды деревьев, цветов, животных.
Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов.
Белка, заяц, волк - это кто?
Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что?
Блузка, брюки, футболка - а это что?
Подбор признаков к определенному предмету.
Куртка - новая, красная, теплая;
снег - белый, рыхлый, сверкающий.
Подбор возможных действий к предмету.
Книгу покупают, читают, рассматривают;
дерево сажают, удобряют и т. д.
Подбор предметов к заданному действию.
Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.
Подбор синонимов –
слов, близких по значению
(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).
Подбор антонимов –
слов с противоположным значением
(горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий).
Приложение 5
Игра «По секрету всему свету»
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.
Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
Игра «Пойми меня»
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово.
Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте.
(Карточка с предложением)
Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация «Словесная цепочка»
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, « сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»…
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
«Синонимы»
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.
Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.
такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.
Работа над словосочетанием и предложением
«Словесный ручеёк»
Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.
Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
«Помоги Алёнке собрать яблочки»
Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко можно положить в корзинку).
«Помоги мышке убежать от кошки»
Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).
(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).
« Угадай-ка», «Доска объявлений»
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.
Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
«Рифмовальщик»
По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.
Такая работа очень нравится детям.
Творческая работа не предполагает образца.
Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи младшего школьника.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности младшего школьника.
Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение «О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику»,
«Размышление классной доски 1 сентября»
Придумать другой конец известной сказки, например «Колобок», по своему желанию.
Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.
Такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.
Работа над устной научной речью
Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.
Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают воспитателю. Такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры, которые можно провести дома и в дороге"
Консультация для родителей "Игры, которые можно провести дома и в дороге"...
«Игры, которые можно провести с детьми в дороге и дома»
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Хотим вам рассказать о простых играх, которые помогут вам скрасить ваше общение с вашими любимыми детьми или внуками....
Консультация для родителей "Ум на кончиках пальцев". Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми дома".
В консультации для родителей " Ум на кончиках пальцев" отображена важность развития мелкой моторики у малышей, которая напрямую связана с развитием речи, а также приведены некоторые упражнен...
Консультация для родителей "Игры, которые можно провести с детьми в дороге и дома"
В консультации рассмотрены простые игры, которые помогут скрасить общение с детьми. Не секрет, что дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, поэтому, мы должны иметь в запас...
Консультации для родителей «Игры, которые можно провести дома с детьми»
Иры, которые можно провести дома с детьми...
Консультация для родителей «Игры, которые можно провести с детьми дома»
Консультация для родителей «Игры, которые можно провести с детьми дома»...
Консультация для родителей «Игры, которые можно провести с детьми в дороге и дома»
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Хотим вам рассказать о простых играх, которые помогут вам скрасить ваше общение с вашими любимыми детьми или внуками. Не секрет, что дети быстро переключаются...